Рейтинг@Mail.ru
Авторизация
Логин:
Пароль: забыли пароль?




ТНК-ВР теряет влияние на политические процессы в Югре. Вице-президент Олег Нам завяз в неудачных интригах

/uploads/posts/2012-06/1_tnk-vr-teryaet-vliyanie-na-politicheskie-processy-.jpg

В 2012 году в Ханты-Мансийском автономном округе регулярно возникают иразвиваются скандалы, связанные с ТНК-ВР. В каждом из них прямо иличерез дочерние предприятия замешен Филиал «ТНК-ВР Западная Сибирь»,руководит которым вице-президент ТНК-ВР Олег Нам. Принято считать, что уОлега Нама весьма крепкие позиции как в ТНК-ВР, так и в политическойсредеЮгры. Возможно, так оно и было раньше. Однако факты говорят отом, что он заметно потерял влияние на политические процессы и на людей.


Олег Нам против Натальи Комаровой


Эксперты в один голос говорят, что один из серьезных провалов Олега Нама– организация в Думе Югры битвы за дополнительные налоговые льготы длянефтяников и громкий провал этой операции. Наши источники в ТНК-ВРрассказывают, что весной 2011 года Олег Нам получил соответствующеезадание от руководства нефтехолдинга и рьяно принялся его исполнять.Ставилась задача добиться изменений в закон о ставках налога на прибыль.


Напомним, нефтедобывающие компании на территории Ханты-Мансийскогоавтономного округа пользуются налоговыми льготами с 2004 года. Именнотогда обозначилась тенденция снижения темпов добычи нефти из-засокращения запасов. Чтобы стимулировать освоение новых месторождений,власти округа на 4% снизили для компаний-инвесторов ставку налога наприбыль, зачисляемого в бюджет Югры. В кризис снижение доходов бюджетаиз-за падения цены на нефть заставило власти пересмотреть стимулы: в2010-м дума решила, что с 2012 года преференция будет распространятьсятолько на глубокое разведочное бурение. Нефтяники вынуждены былисогласиться.


Олег Нам вышел к губернатору Югры Наталье Комаровой и Правительству ХМАОс таким тезисом: поскольку в 2011 году финансовая ситуация началавыправляться, абюджет стал профицитным, топора расширитьпреференций. На том этапе Олегу Наму удалось заручиться поддержкой ещенескольких депутатов. Их аргументация в письме к правительству округасводилась к следующему: добыча на действующих месторождениях становитсяубыточной, но прекратить ее нельзя из-за социальных обязательств переджителями близлежащих городов. Поэтому, по мнению Олега Нама, «льготуследует распространить на капиталовложения в эксплуатационное бурение,на геолого-технические мероприятия, строительство и реконструкциюобъектов инженерной инфраструктуры и коммуникаций». Губернатора Югрыпытались убедить, что налоговая нагрузка на нефтедобычу и такувеличится: ставка НДПИ с 2012 года повышена с 419 до 446 рублей затонну, а в 2013 году - до 470 рублей за тонну.


К чести Натальи Комаровой, она отказалась решать вопрос на эмоциях. Впрессе была организована лавина материалов на соответствующую тему. ОлегНам стучался во все двери до той поры, пока директору Филиала «ТНК-ВРЗападная Сибирь» прямо не сказали, что решение Правительства будетосновано на их собственных расчетах, а не на сведениях, которые массовораспространял вице-президент нефтехолдинга. В результате изучениявопроса Губернатор Югры согласилась расширить основания для примененияльготы, однако в ответ выставило условие - компании должны обеспечитьвложения в основной капитал. В зависимости от этого ставка длянефтяников будет снижаться на 4% или 2%. Это был явный провал ТНК-ВР иее лоббиста в думе Югры, т.к. у «танкистов» никогда не было желаниявкладывать деньги в основной капитал. Наоборот, стратегия, которуюприменял и применяет Олег Нам – максимально брать по возможности ничегоне отдавая взамен. Для ТНК-ВР изменения в закон означали провалоперации. Единственная компания, которая выиграла от нововведения – этоСургутнефтегаз. Как известно, здесь традиционно доминирует отличная отТНК-ВР политика развития производства.


Проигранная схватка за креслопредседателя Нижневартовского ТИКа


С 1 июня Нижневартовске сменился руководитель ТИКа. Неожиданно длямногих это кресло заняла приехавшая из Лангепаса Елена Омарова - чужойчеловек для местных элит. Внешне вполне рядовое назначение новогопредседателя избирательной комиссии Нижневартовска оказалось таковымтолько на первый взгляд. «Свой» человек в таком важном выборном месте –это мечта каждого политика.Вокруг должности развернулась большаязакулисная борьба, которую Олег Нам с треском проиграл. В очередной развыиграли окружные власти, предотвратившие попытку внедрения очередного«танкиста» на стратегическую должность.


Сначала немного о предыстории события.Место председателятерриториальнойизбирательной комиссии Нижневартовска освободилось вапреле2012 г., сразу после подведения итогов выборов Президента РФ.Предыдущий руководитель ТИКаАлександр Геворкян неожиданно для многихподал заявление в избирком Югры о снятии своих полномочий председателякомиссиии выходе из состава комиссии.


Геворкян занимал эту должность с 2007 года и никогда ранее не озвучивалсвоего желания сложить полномочия. В Нижневартовске сразу набралапопулярность одна из версий произошедшего, согласно которой предложениеоб увольнении, якобы, прозвучало лично от председателя избиркома ЮгрыАндрея Павкина. Говорят, что Геворкяну не простили скандал с передачейоткрепительных талонов Олегу Наму в Филиал «ТНК-ВР Западная Сибирь».


Действительно, в период выборов в Нижневартовске были на слуху несколькоисторий. В самой скандальной из них горожане обсуждали степень участия ввыборной кампании-2012 прежнего руководителя ТИКа Александра Геворкяна идиректора Филиала «ТНК-ВР Западная Сибирь» Олега Нама. Последний сталпритчей во языцех не просто так.Дело в том, что Александр Геворкян -выходец из ТНК-ВР. Ранее он работал генеральным директором ООО«Самотлорское транспортное предприятие» и, говорят, Олег Нам сделал всевозможное, чтобы «пристроить» Геворкяна на стратегически важный пост.


В этот раз поводом для разговоров стало то, что на одном из этаповпредвыборной кампании в штаб-квартире «танкистов» по адресу Кузоваткина14 появилось множество открепительных талонов. Как нам рассказал один изсвидетелей этого события, работников Филиала обязывали голосовать поэтим открепительным,ссылаясь на распоряжение Олега Нама.


Возможно, все это так бы и осталось неподтвержденными слухами, если быне громкая полицейская операция по задержанию в Нижневартовске одного изработников ТНК-ВР. На первом этапе нефтяник взял два открепительныхталона. Один он получил в здании Филиала «ТНК-ВР Западная Сибирь» (хотятам и не было отделения ТИКа), другой - на своем избирательном участкепо месту жительства. Затем, вероятно, работник ТНК-ВР решил заработать.Предполагая, что председателю УИК за выдачу второго открепительногоудостоверения может грозить крупная неприятность, нефтяник за своемолчание запросил200 тысяч рублей. Председатель комиссии информировалполицию и 25 февраля шантажиста задержали. Такова версия стороныобвинения. Сам работник ТНК-ВР утверждает, что стал жертвой провокациисо стороны председателя УИК и что единственным желанием нефтяника былопридать огласке ситуацию с распространением неучтенных открепительныхталонов. Суд еще не решил, какая версия более правдоподобная.


Как бы там ни было, очевидна серьезнаянедоработка бывшего председателяТИКа Геворкяна. Все говорит о том, что ФИО и адреса нефтяников, которымвыдавались открепительные удостоверения в неположенном месте, непередались, как того требует закон о выборах, в соответствующуюучастковую комиссию. Потому каждый из них мог получить этототкрепительный талон вторично, уже в своей УИК. Эта история или что-то другое стало причиной ухода «танкиста» АлександраГеворкяна со своего поста, можно только догадываться. Фактом остаетсято, что с апреля 2012 года и до последнего времени место председателяНижневартовской территориальной избирательной комиссии оставалось вакантным.


Наши источники утверждают: после того, как стало известно о неминуемомуходе с должности своего протеже, директор Филиала «ТНК-ВР ЗападнаяСибирь» предпринял попытку посадить в опустевшее кресло своего человека.Якобы Олег Нам вел переговоры с главой города Максимом Клецем и главойадминистрации города Аллой Бадиной о кандидатуре Николая Ярового.Последний на данный момент занимает должность заместителя Нама иодновременно представляет ТНК-ВР в Думе Нижневартовска, т.к. недавно былизбран городским депутатом. Видимо, директор Филиала «ТНК-ВР ЗападнаяСибирь» на этот раз переоценил свои лоббистские возможности. Ни АллаБадина, ни Максим Клец не помогли Олегу Наму в продвижении его человека.


Утрата доверия Нижневартовских элит


Олег Нам явно на спаде своего влияния на ситуацию в Нижневартовске иЮгре. Об этом можно косвенно судить по разным признакам. Яркий пример: вконце каждого года, примерно в двадцатых числах декабря Олег Намприглашает всех вип-персон Нижневартовска и Нижневартовского района нановогодний бал ТНК-ВР.


Наши источники утверждают, что в конце 2009 года на бал не пришли неболее 5-7 из числа приглашенных. В декабре 2010 года таких было уже10-15 человек. А в конце 2011 года на бал ТНК-ВР не пришло половина отчисла приглашенных ВИПов. Это около 50 человек. Наверное, самое тревожное для Олега Нама, что не пришли силовики. Никтоне пожелал почтить. Не пришли многие депутаты, не было врачей, почетныхжителей и прочих. Говорят, Нам чрезвычайно болезненно оцениваетсложившуюся ситуацию. Ведь за ней -непочтение. Принципиальные непришли, чтобы показать свое отношение к беспределу, который, по ихмнению, творил все эти годы вице-президент и директор Филиала «ТНК-ВРЗападная Сибирь». Большинство же остальных не пришли, т.к. не видятбольше смысла прогибаться, улыбаться, заискивать перед Намом.ВИП-персоны, как правило, прагматики. Они понимают, что, скорее всего,Олегу Наму осталось работать всего год. В 2013 году он достигаетпенсионного возраста и по негласным, но, безусловно выполняющимсякорпоративным стандартам, пенсионер должен оставить приемника и уйти всторону.


Олег Нам играет с Германом Ханом


Однако, как вы понимаете, Олег Нам не спешит покидать такое хлебноеместо, как Филиал «ТНК-ВР Западная Сибирь», где только по официальнымданным он зарабатывает 2,6 млн. руб в месяц (31,2 млн. руб. в год,согласно декларации). И поэтому, говорят, ведет интригу со своимработодателем исполнительным директором ТНК-BP Германом Ханом.


Работники Филиала «ТНК-ВР Западная Сибирь» рассказали нам историювозникновения опасной игры Нам с Ханом. Из достоверных источниковизвестно, что в 2010 годусостоялся серьезный разговор Исполнительногодиректора ТНК-ВР с директором югорского филиала нефтехолдинга. До ОлегаНама было доведено, что поскольку в 2013 году ему исполняется 60 лет, тоон обязан до этого времени найти себе сменщика и успеть «натаскать» егона местной югорской специфике.


После этого разговора Олег Нам начал имитацию бурной деятельности. Дляначала он уволил часть своих подчиненных предпенсионного возраста.Затем, якобы, начал переговоры о назначении на должность первогозаместителя директора Филиала «ТНК-ВР» молодого человека, работающего вцентральном офисе ТНК-ВР в Москве. Рассказывают, что юноша был выбран неслучайно. По многим параметрам он, действительно, подходил в качествекандидатуры «сменщика», т.к. вырос в Нягани в семье высокопоставленногочиновника, знал специфику региона и вращался среди элит. Говорят, когдаХану была предложена кандидатура молодого человека, он дал командуспециалистам провести собеседование. Те, якобы, дали «добро». Личностныекачества полностью подошли под требуемые параметры. Юноше, говорят,сделали предложение о переезде в Нижневартовск. Но он неожиданно дляХана отказался. Подчиненные Олега Нама рассказывают, что их шеф знал,кого предлагать Герману Хану. Юноша с детства рвался в Москву и возвратв Югру обернулся бы для него потерей позиций. К тому же, Олег Нам,якобы, благоразумно предложил молодому человеку зарплату, меньшую егомосковской и отказался покупать ему жилье в собственность.


Следующий кандидат, которого Олег Нам предложил Герману Хану, сталэкс-мэр Нягани Александр Рыженков. Для исполнительного директора ТНК-BP,не очень хорошо представляющего политические реалии Югры, кандидатураРыженкова выглядела вполне достойно. Глава города, хоть и с приставкой–экс – всегда ценный кадр для «танкистов». Однако и в этом случае ОлегуНаму удалось переиграть Германа Хана. В Москве после собеседований скандидатом в первые заместители директора Филиала «ТНК-ВР ЗападнаяСибирь» и после работы службы безопасности ТНК-ВР на кандидатуреРыженкова поставили жирный крест. И опять вроде бы не по вине ОлегаНама, а «в силу непредвиденных обстоятельств».


За Рыженковым шел шлейф темных дел, подтвержденных уголовными делами.Он, будучи главой Нягани, в ноябре 2004 года дал подчиненным указание обоплате четырех квартир, которые приобретались для сотрудниковадминистрации. Также по мнению следствия, бывший мэр незаконно вывел измуниципальной собственности и производственный корпус по изготовлениюкерамических материалов площадью 5,2 тыс. кв. м. Таким образом, поподсчетам следствия, он причинил городу материальный ущерб более 34 млнрублей. Конечно, с таким багажом он не мог стать авторитетным сменщикомОлегу Наму.


Недоверие, выраженное деньгами


Говорят, директор Филиала «ТНК-ВР Западная Сибирь» пытается продолжатьигру в «незаменимого человека». Однако, похоже, Герман Хан в курсе этихинтриг. Иначе как объяснить тот факт, что у Олега Нама есть правоподписывать документы от лица Компании лишь на мизерную сумму. Издостоверных источников известно, что лимит ответственности Намаограничен $5000. Т.е. в случае, если цена контракта превышает эту сумму,то Олег Нам обязан запустить механизм согласования с Центром. А тамчрезвычайно щепетильно относятся к пожеланиям Нама. СотрудникиФилиала«ТНК-ВР Западная Сибирь» рассказывают: из-за того, что их шеф боитсялишний раз просить у Москвы денег, их Филиал стал самым проблемным средиподобных структур ТНК-ВР в России.


 

Коммментариев: (0)



Подключение керамической электроплиты

Подробнее, о установка фильтра гейзер в Новосибирске

Все о бизнесе и визах в Великобританию на UKBusiness.ru

ТОП 5 новостей
За сегодня За неделю За месяц