Рейтинг@Mail.ru
Авторизация
Логин:
Пароль: забыли пароль?




Два художника. В галерее Г.С. Райшева работает выставка, посвященная творчеству Ювана Шесталова

/uploads/posts/2012-08/1_dva-hudozhnika-v-galeree-gs-raysheva-rabotaet-vyst.jpg

В галерее-мастерской хантыйского художника Геннадия Райшева работает
выставка «Когда качало меня солнце», посвященная памяти мансийского
поэта Ювана Николаевича Шесталова.

Экспозиция выставки состоит из цикла графических работ. Сам Геннадий
Степанович называет выставку – выставкой воспоминаний. Поэта и
художника, Шесталова и Райшева, связывает давняя дружба. Вместе они
окончили филологическое отделение Ленинградского института им. Герцена.

Позднее поэт Юван Шесталов просит Геннадия Райшева создать иллюстрации к
своему первому сборнику стихов «Песня последнего лебедя». Можно сказать,
с этого момента началось их творческое сотрудничество. Все иллюстрации
были выполнены в популярном тогда жанре линогравюры. Контрастные
черно-белые работы на первый взгляд выглядят очень просто, но на самом
деле почти каждый элемент черно-белой композиции – отельный символ. В
результате в сознании зрителя складывается некий обобщенный образ
произведения.

К примеру, иллюстрация «Оплакивание богатыря» (1969 год). На линогравюре
изображены мать и жена, которые оплакивают павшего героя на фоне
закатного солнца. Обтекаемые контуры героя трудно различимы, его тело
плавно растворяется в разливающейся реке. По словам художника, герой
здесь уподобляется природе и, значит, сама природа героя извечна.


Так как молодые Юван Шесталов и Геннадий Райшев долгое время проживали в
Ленинграде, общей темой их произведений стало ленинградское метро. На
одной из линогравюр в верхней части изображены многоэтажные здания, в
нижней - множество схематически нарисованных людей. Выделяется лицо
девушки, крупно нарисованное в правом нижнем углу.

- Когда идешь в метро, на тебя «наплывают» лица других идущих людей. И
вот выплыла такая девушка, - поясняет художник тонкости рождения образа.

В 2012 году Геннадий Райшев создал новый цикл графических работ,
состоящий из 35 произведений специально для выставки «Когда качало меня
солнце». Часть из них выполнена по мотивам ранних автобиографических
произведений Ювана Шесталова. Здесь нашли свое отражение легенда о
чайке, медвежий праздник, природа Югры и ее народы. Посетители выставки
могут увидеть и самый популярный образ, созданный слогом гениального
Ювана, его любимую Миснэ или, как говорит Геннадий Степанович, лесную
фею. Миснэ является олицетворением женственности, причем неразрывно
связанной с природой.

- Ее ресницы похожи на лес, а в ее зрачках отразился рыбак, плывущий на
обласе по глади реки, - поясняет художник.

Другая часть нового цикла картин выполнена акварелью. Цветные
произведения отражают биографию Ювана Шесталова: его рождение, школьные
годы, мечты, становление поэта. В этой же части цикла графических работ,
отражена неразрывная связь поэта со своим народом, его историей и
природой Югры.

Рассмотрим работу «Благословение императора». Здесь изображен хантыйский
князь Тайшин, который просит у царя грамоту на правление северными
землями. На вопрос о связи Ювана Шесталова и данной исторической фигуры,
Геннадий Степанович отвечает очень лаконично:

- Поскольку князь Тайшин был князем всей Сибири, как он не будет связан
со всеми родами? – Заметил художник.

Картина «Торум и новая власть» отражает еще одну значимую веху в истории
народов Севера: художник изобразил объединение людей в колхозы. Здесь
можно разглядеть и нового лидера страны В.И. Ленина, окруженного
чекистами. За всем этим процессом с неба наблюдает верховный бог обских
угров Торум.

Говоря о картине «Отец – большой человек», Геннадий Райшев отмечает:
- Сейчас вырос сын поэта – Володя. И он очень похож на своего деда.

Одной из самых интересных работ выставки можно признать «Петербург». Это
произведение отображает «ассоциативные встречи» мансийского поэта с
великими русским писателями.

- Юван Шесталов ассоциирует себя с Пушкиным. Действительно благодаря
стихам Шесталова совершился выход поэзии манси в литературу. Здесь Юван
идет по Петербургу и встречается с Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, -
рассказывает о своей картине художник.

В этой части цикла Геннадий Райшев, как художник и друг поэта, не просто
отобразил биографию Ювана Шесталова, построенную на датах и сухих
фактах, а выразил биографию души мансийского поэта: его внутренние
переживания, творческое развитие и мироощущение – все то, что скрыто от
глаз обычного человека.

Также на выставке представлены картины: «Портрет Шесталова» (1987) и
парный к нему «Идол Шесталова» (1973).

- Идол – это форма общения человека с природой. Цивилизованные люди
придумали Христа, а люди, которые жили с природой, осуществили себя в
форме идола. Также, как было в свое время у славян, - прокомментировал
картину Геннадий Райшев.

Если говорить о творчестве Геннадия Райшева в общем, то стоит отметить
наряду с образностью музыкальность и ритмичность его творчества.
Художник рассказывает о творческом процессе создания новой картины:

- Возникает образ. Как возникают ноты, звуки у композитора. Это тоже
ритмическое начало. Это тоже связано с движением, с состоянием, как
звука, так и ритма. Поэтому, если ты уже связан с ритмом, ты чувствуешь
ритм, то образ сам приходит. – Делится секретами творчества Геннадий Райшев.

По мнению художника, чтобы изображение стало образом ему нужно пройти
через музыкальную интерпретацию. Образ – это не статика, это движение:

- Сначала возникает пространство, потом возникает ощущение предмета и
его ритмическая связь с этим пространством. Это - музицирование. Здесь
нет механического воспроизводства. Я не рисую перо. Я рисую рождение
пера. – Сказал художник.

Заметили ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий
Коммментариев: (0)

Добавить комментарий

 

10.09.24 в 10:44
12639
Сколько стоит кислотный пилинг для лица

Подробнее, о установка сантехники в ванной комнате цена в Новосибирске

Все о бизнесе и визах в Великобританию на UKBusiness.ru

ТОП 5 новостей
За сегодня За неделю За месяц