Сити-менеджеры Югры работают эффективно
В Ханты-Мансийске состоялось пленарное заседание Координационного советапредставительных органов местного самоуправления муниципальныхобразований Югры и Думы Ханты-Мансийского округа пятого созыва. В рамкахданного мероприятия представители муниципальных образований, избравшиеновую модель организации органов местного самоуправления с внедрениеминститута сити-менеджера, подвели итоги работы данной модели управленияза полтора года и определили дальнейшие перспективные направления работы.
Отмечалось, что институт сити-менеджеров эффективно работает в Югре ужеполтора года. Благодаря этой форме управления, значительно повышается,как оперативность реализации значительной части полномочиймуниципального образования, так и качественная их составляющая.
Участники заседания считают, что на начальном этапе применения новойсистемы было много вопросов по разграничению полномочий между главойгорода и главой местной администрации. Сегодня в ряде муниципальныхобразований новая модель доказала свою жизнестойкость.
В частности, глава Югорска, председатель ассоциации «Совет муниципальныхобразований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» Раис Салаховотметил те положительные изменения, которые произошли в связи свнедрением новой системы муниципального управления:
- Очень важно, что теперь хозяйством в городе занимается сити-менеджер,который далёк от политики. На уровне местного самоуправленияхозяйственная деятельность находится на первом месте. Сити-менеджеризбирается на конкурсной основе. Это специалист высокого класса снеобходимым опытом работы на муниципальном уровне, прошедший серьёзныйотбор. При этом глава муниципального образования имеет больше времени ивозможности заниматься формированием стратегии и решением политическихзадач. – Уточнил Раис Салахов.
Также Раис Салахов внёс предложение по совершенствованию формированиякадрового резерва сити-менеджеров, создав единый кадровый резерв главадминистраций.
В свою очередь заместитель председателя Думы Нефтеюганского районаВладимир Пилецкий рассказал об опыте работы при переходе на новую модельорганизации органов местного самоуправления в Нефтеюганском районе. Поего словам, в муниципалитете использовался не только общероссийский опытработы, но и зарубежный:
- Институты сити-менеджеров работают в Америке, Германии, Голландии ииных странах, при этом там эффективно осуществляется сотрудничествоглавы и сити-менеджера, удаётся избегать проблем двоевластия,противостояния представительного и исполнительного органов власти. Этасхема очень распространена. Мировая практика показали, что этой схемесамоуправления отдается безусловное предпочтение. Прежде всего, этопроисходит по причине безусловного профессионализма сити-менеджеров. –Отметил Владимир Пилецкий.
В числе других оснований для популярности этой формы муниципальногоуправления, он назвал деполитизацию сити-менеджера (то есть егонезависимость от политических кризисов) и сосредоточенность нахозяйственных вопросах муниципалитета: жильё, вода, медицина,образование, дороги и т.д.
Такого же мнения придерживается и глава Нижневартовска Максим Клец.
Напомним, здесь, как и на других территориях, институт сити-менеджментаввели по инициативе региональных властей. После повышения БорисаХохрякова до спикера думы Югры, городостался с временным руководителем.Решением городского парламента главой утвердилиМаксима Клеца. АллаБадина заняла кресло сити-менеджера. Работа тандема длиться чуть большегода. За это время главы смогли найти общий язык:
- У нас две ветви власти - исполнительная и представительная. К каждойесть определенный пласт обязанностей и определенные вопросы, которыенеобходимо решать. Да, в определенных вопросах мы пересекаемся. Почему?Потому что ряд вопросов, которые касаются сити-менеджера, и на Думувыносятся, а соответственно депутаты их обсуждают. Но, я считаю, что унас в Нижневартовске достаточно конструктивное сотрудничество испокойный диалог. – Утверждает Максим Клец.
В продолжение темы глава города Ханты-Мансийска Максим Ряшин отметил:
- Переход на новую модель управления значительно снижает коррупционныериски. При такой модели власть уже не сосредоточена в одних руках, аразделена между органами местного самоуправления. Местная администрацияреализует исполнительно-распорядительные полномочия, а представительныйорган исполняет представительские, нормотворческие и контрольныеполномочия, что даёт положительный результат деятельности. Невозможноодновременно осуществлять исполнительно-распорядительные полномочия,предполагающие расходование средств местного бюджета и абсолютнобеспристрастно участвовать в осуществлении контрольных функций за такимидействиями. – Считает Максим Ряшин.
По окончании доклада Максим Ряшин сделал вывод: «Переход на новуюсистему управления в Ханты-Мансийске в целом положительно повлиял наоперативность реализации значительной части полномочий муниципальногообразования».
Директор Департамента внутренней политики Югры Денис Кузьменко рассказало помощи, которую оказывают региональные власти муниципалитетам припереходе на новую модель управления. Это разработка необходимойнормативной правовой базы, подготовка методических рекомендаций иразъяснений.