Минкультуры объяснило, как спасать российских туристов
/uploads/posts/2012-10/1_minkultury-obyasnilo-kak-spasat-rossiyskih-turisto.jpgГосударство определилось с порядком оказания экстренной помощинаходящимся за границей туристам. Если разорится туроператор, егоклиентам за рубежом будет предложена немедленная эвакуация домой. Утуриста есть право отказаться от такой помощи и урегулировать проблемусамостоятельно, а потом обратиться за компенсацией к финансовому гарантутуроператора. Но этот же гарант должен компенсировать и все расходы поэвакуации, так что есть риск, что гарантии на всех не хватит.
Минкультуры, с мая курирующее туристическую отрасль, опубликовало насвоем сайте проект постановления правительства, которое должно утвердитьправила оказания экстренной помощи туристам. Этот подзаконный актнеобходим, чтобы заработали принятые весной поправки к закону "Обосновах туристской деятельности в РФ". После краха компании "Ланта-турвояж", когда многие из 2,7 тыс. находившихся на тот момент за границейтуристов столкнулись с проблемами, депутаты обязали всех оператороввыездного туризма к 4 ноября вступить в отраслевое объединение,единственная задача которого — сформировать компенсационный фонд дляэкстренной помощи туристам. По закону порядок оказания этой помощиопределяет правительство.
Само объединение туроператоров было учреждено еще в конце августа. Егогендиректором был избран основатель турфирмы "Мегаполюс турс" ЭдуардКузнецов. Пока некоммерческая организация называется "Турпомощь", послетого как ей будет присвоен статус общероссийского объединения, онастанет "Ростурпомощью".
В соответствии с принятыми поправками ежегодный взнос каждого операторавыездного туризма в компенсационный фонд составляет 0,1% "объемаденежных средств, полученных от реализации туристского продукта", но неменее 100 тыс. руб. Сейчас в реестре Ростуризма зарегистрировано 2302оператора выездного туризма, таким образом, минимальный объем фондадолжен составить 230,2 млн руб. Если за год выплат из фонда не было, топравительство вправе снизить размер отчислений на следующий год.
Экстренная помощь должна оказываться только так называемыморганизованным туристам — тем, что отправились на отдых, заключивсоответствующий договор с туроператором или представляющим его интересытурагентством, следует из проекта правил. При этом деньги из фонда немогут идти на оказание медицинской помощи туристам или возращению домойтех соотечественников, что остались за границей без средств ксуществованию (например, были ограблены или проигрались в казино). Недолжны туроператоры за счет своего фонда вывозить людей домой, если порешению президента России проводится эвакуация граждан из страны, гдевозникла угроза для их жизни и здоровья. Иными словами, деньгикомпенсационного фонда можно тратить, только если произошел сбой вцепочке "туроператор—авиакомпания—принимающая компания—отель".
Сама же помощь будет заключаться исключительно в эвакуации туристов. Вдокументе указано, что основанием для помощи является "ясно выраженноенамерение туриста прекратить путешествие и досрочно вернуться к местуего окончания". То есть если выяснится, что туроператор, к примеру, нерассчитался с отелем, то повторно оплачивать номера никто не будет —туристов просто в кратчайшие сроки вернут домой.
Законом предусмотрено, что турист вправе отказаться от помощи. Он можетсам повторно оплатить номер, а потом обратиться к финансовому гарантутуроператора за компенсацией. Но будущая "Ростурпомощь" за компенсациейпонесенных расходов по закону также должна обратиться к гаранту.
И здесь, признает Эдуард Кузнецов, еще предстоит определить, в какойочередности страховщик будет рассчитываться с "Ростурпомощью" и чтоделать, если гарантии на всех не хватит. А такой сценарий вполне реален,требования к размеру гарантий в поправках были прописаны нечетко, и уряда крупных туроператоров этот размер остался прежним или дажеснизился, напоминает первый вице-президент Ассоциации туроператоровРоссии Владимир Канторович. По его мнению, приоритетными будуттребования туристов. Исполнительный директор компании "Европейскоетуристическое страхование" Юлия Алчеева считает, что никаких приоритетовбыть не должно — заявления и от туристов, и от "Ростурпомощи" следуетрассматривать в общем порядке. Если гарантии на всех не хватит,страховщик просто произведет пропорциональные выплаты.