Рейтинг@Mail.ru
Авторизация
Логин:
Пароль: забыли пароль?




Живая история хоккея Свердловской области

Заслуженный тренер РСФСР по хоккею с шайбой А.В. ФЕДОРОВ отметил 16 февраля года своё 80-летие. Альберт Викторович по-прежнему бодр и жизнерадостен, тренирует юных хоккеистов в школе "Спартаковец" Екатеринбург. Федоров – живая история хоккея Свердловской области, ведь он своими глазами видел рождение советского "канадского" хоккея и сам почти 70 лет назад начал играть в хоккей с шайбой. На какое-то время А.Федоров "отвлекся" на самолеты, но всё же вернулся в любимую игру хоккеистом, затем по приказу Свердловского Обкома КПСС (первый секретарь Борис Николаевич Ельцин) с начала 80-х годов возглавил свердловский "Автомобилист" и проработал с ним пять хоккейных сезонов, создал первую женскую хоккейную команду "Ведьмы Урала" в Екатеринбурге с рождением новой России, несколько десятилетий работает в юношеском хоккее Свердловска и Екатеринбурга. Он воспитал Олимпийского чемпиона Илью Бякина и многих других известных во всем мире хоккеистов Свердловска.

ТРЕНЕРА ФИРСОВ и КРАЧЕВСКИЙ

– Альберт Викторович, как и когда вы пришли в хоккей?

– В 1949 году. Я жил в Свердловске, в Верх-Исетском районе (на ВИЗе). Увлекался легкой атлетикой, лыжными гонками, футболом и хоккеем. Даже стал победителем заочных соревнований по лыжам на приз газеты "Пионерская правда" (командой в эстафете 4 человека по 3 км – тренер Жильцов), имел 1 спортивный разряд по лыжным гонкам.

В нашем районе жили два хоккеиста из юношеской команды "Динамо" – Юра Соколкин и Виктор Власов (был одним из лучших в истории свердловского хоккея – забил более 100 шайб). Я жил около Верх-Исетского пруда. Только пруд застывал – мы сразу шли туда кататься на коньках. В 1951-м (я учился в 7-м классе) мы с другом Юрой Соболевым (1935 г.р.) пошли записываться в хоккейную секцию свердловского "Динамо", но не пришел тренер. Оттуда отправились в "Спартак" на стадион УПИ (Свердловск): тест бега на коньках на скорость принимал Иван Яковлевич Крачевский. Я всех обогнал – и меня приняли в секцию "канадского" хоккея.

Первым моим тренером в детстве был Георгий Фирсов: я играл в футбол на первенство города за ВИЗ за более старших (1935 г.р.). Он только успел выдать нам клюшки, а его с ВИЗа забрали в команду мастеров. Георгий Кириллович Фирсов – очень известная личность в нашем городе! Первым в Свердловске получил звание заслуженного тренера. В нашей детской команде был Гена Чистяков.

В ТРОЙКЕ С КУЛАГИНЫМ

– Во время учебы в лётном училище вам довелось играть в хоккей?

– Да, выступал на первенство Казахской ССР за "Динамо" Актюбинск. Оформили надзирателем тюрьмы (улыбается) – мне немного приплачивали за это. Нам дали клюшки для хоккея с мячом, которыми мы играли на первенство Казахской ССР и даже выиграли Кубок Республики (сезон 1954/55).

Как попал туда? В 1954 году закончил 10 классов средней школы в Свердловске и школу пилотов в аэроклубе (там получил профессию пилот-спортсмен: летал на самолетах ПО-2 и ЯК-18). Передо мной встал выбор – играть в хоккей или учиться в авиационном училище. Так получилось, что 10 ноября мне нужно было ехать на сборы со свердловской командой мастеров "Спартак" в Ригу, а 7-го ноября – улетать в Актюбинск, осваивать профессию военного летчика. Отец заставил меня (мол, нужно осваивать профессию) отправиться в военное училище.

Я много потерял, пока был в училище в Актюбинске. Не хочу хвастаться, но играл в хоккей с шайбой лучше всех среди юношей в нашем городе.

Выручил меня Борис Павлович Кулагин – вызвал из Актюбинска в Оренбург. Наша команда ОДО Чкалов летом 1956 года стала чемпионом Военно-Воздушных Сил СССР по футболу (соревновались в Донгузе). А зимой 1956/57 мы играли тройкой Володя Тройнин (на год старше меня) – Борис Кулагин – Альберт Федоров за ОДО Чкалов в чемпионате РСФСР по хоккею с шайбой. В команде играли челябинцы Олег Черняев, Толя Казаков (затем выступал в Куйбышеве за футбольные "Крылья Советов").

В "СПАРТАК" ВОЗВРАЩАЛСЯ ДВАЖДЫ

– В каком году вы вернулись в хоккей?

– В 57-м меня комиссовали. В команду мастеров старшим тренером вернулся Г.Фирсов и позвал меня. На первой же тренировке я сломал ногу. Это случилось на предсезонке: играл в футбол на первенство города. Паша Козлов на себе унес меня домой.

Я устроился на завод "Уралмаш": работал и играл в хоккей с шайбой по классу "Б".

В 1960 году Г.К. Фирсов вновь взял меня в свердловскую команду мастеров "Спартак". (Мы съездили на сборы в Ригу – там уговорили Георгия Кирилловича принять местную команду "Даугава". Он проработал один сезон и вернулся в Свердловск. Стал начальником команды "Спартак".) Команду "Спартак", оставшуюся без тренера, принял И.Я. Крачевский. (Крачевский учился в Пермском техникуме физкультуры, который перевели в Свердловск. У его жены Веры Тимофеевны родной брат Николай Тимофеевич Борцов – знаменитый игрок Свердловска в хоккей с мячом, играл на уровне Всеволода Боброва).

ПАРТНЕРЫ

– С кем в тройке вы играли в юношестве?

– В юношах играл в центре вместе с Юрой Вороновым и Толиком Федоровым (однофамилец). В молодежной команде – с Юрой Вороновым и Стасиком Булатовым (1938 г.р., центрфорвард). Он играл в СКА Ленинград и в свердловском "Спартаке". У него был такой шикарный кистевой бросок! Только дай ему шайбу – гол был стопроцентный!

– Алексей Булатов – не его родственник?

– Нет. Стасика Булатова потом пригласили в Минск, где он играл очень долго. Бомбардир от Бога! В 33–35 лет умер...

– С кем в тройке вы играли в "Уралмаше" по классу "Б"?

– Я выступал за "Уралмаш" два сезона (1958/1959 и до 1960 года), после чего Иван Яковлевич забрал меня в команду мастеров. В центре – Владимир Тюрин (тоже бывший игрок свердловского "Спартака", после окончания металлургического факультета по направлению работал мастером в цехе на заводе "Уралмаш"), я – справа, а слева – Толя Ягодкин (позже тоже играл в свердловском "Спартаке", закончил карьеру в Глазове или Краснокамске).

– Какая тройка была, когда вы пришли в команду мастеров "Спартак"?

– Слева – Виктор Печенин (бомбардир от Бога!), я – справа, в центре – Игорь Ершов.

НИЖНИЙ ТАГИЛ. "ШОФЕР"

– Я играл за "Спартак" по первой группе до 1965 года, пока Иван Яковлевич Крачевский не уехал в Нижний Тагил и пригласил меня. В Тагиле отыграл три сезона.

– Ваши партнеры в Нижнем Тагиле?

– В центре был Володя Васильев, слева – Гена Чистяков (был защитником в свердловском "Спартаке"), я играл справа. В меньшинстве я часто выходил с легендой тагильского хоккея Колей Новиковым.

– В каком году вы закончили играть в хоккей?

– В 1968-м году уже собрался на тренерскую работу. Однако, неожиданно организовали вторую городскую команду "Шофер", куда всех собирал Борис Поспелов. Так, после "Спартака" еще пару лет выступал за команду класса "Б" "Шофер" Свердловск (1968–1970), где собрались все "бывшие в употреблении" 30-летние хоккеисты. В 1970-м, в центре играл Ершов, я – справа, слева – Лёня Наумов (1980 г.р.). Тренером был Борис Поспелов, а я – играющим тренером.

ТРЕНЕР: "УРАЛМАШ", "ЮНЫЙ СПАРТАКОВЕЦ", "ТИТАН"

– Завершил карьеру хоккеиста в 1970 году, и начал работать тренером с клубной командой завода "Уралмаш", в которую входили четыре команды – две детских, юношеская и мужская. Зимой играли в хоккей, летом – в футбол. Пришлось прилично поработать... В 1972 году Лев Павлович Мишин пригласил меня тренером в хоккейную школу "Юный спартаковец". В 1974 году моя юношеская команда 1955 года рождения стала бронзовым призером первенства СССР на финале в Москве.

Дальше взял мальчишек1963 г.р., когда им было по 13 лет – в 1976 году.

– В то время Бякин уже выделялся?

– Нет. Он был нападающим. Взял его с оптико-механического завода, где старшим тренером был Константин Кириллович Кривохижин (тренер Андрей Андреевич Кондауров). Когда я работал в школе "Спартак", Бякин приходил просто покататься с нами. В 1976 году в "Спартаке" произошел небольшой конфликт: "прижимали" моего друга Владимира Созинова. Он уволился из ДЮСШ – и я уволился из солидарности, перешел работать на "Юность".

Меня пригласили тренером команды мастеров "Титан" Березники. Дали хорошую зарплату – 560 рублей. Проработал сезон (1975/76), когда ребятам не стали выплачивать премию, написал заявление и поставил условие: "Если до 9 мая не рассчитаетесь с ребятами, то увольняюсь". Они не рассчитались – я уволился.

ТРИУМФ С "ЮНОСТЬЮ"

– Приехал в Свердловск. Леонид Грязнов пригласил меня на "Юность". У тренера Владимира Бушуева было две команды – 1963 и 1964 года рождения. Его вызвали и спросили: "Какой год отдашь?" – Он ответил: "63-й – гиблый, отдаю его". Я обрадовался: знал, что в этой команде играл праворукий Миша Васильев. Ранее он мне нравился! После 1955 г.р. в "Спартаке" я работал с 1963 г.р. – и мы соперничали с "Юностью", в которой выделялись Алексей Анисимов (сейчас работает с женской хоккейной командой), Игорь Лукиянов и Миша Васильев.

После того, как моя команда в 1979 году стала призером первенства страны, мне захотелось выиграть первенство СССР. Сказал: "Ребята, давайте работать по-настоящему! Я хочу, чтобы мы стали чемпионами СССР". Вы можете спросить у Серёги Горбунова, который был капитаном команды.

Я пропустил через себя 150 человек. Ездил по городу... У меня, единственного тогда тренера в городе, была машина (за выигрыш первенства страны мне в 1974 году в спорткомитете дали квиток – я купил машину "Жигули" первой модели). Так я нашел Лёшку Анисимова, Игоря Захарова... Находил ребят для себя и для моего друга Володи Созинова. У оптико-механического завода попросил пятерку хоккеистов: Бякин, Безроднов, Горбачев. Костя Кривохижин предложил взять еще двух защитников – Сергей Калашников и Андрея Кривохижина. Договорились с ним: "Ребята будут тренироваться у меня, а играть на первенство города Свердловска будут у тебя".

– В нападении играли...

– Илья Бякин, Саша Безроднов, Сергей Горбачев. Из них нападающим мне нужны были Безроднов и Бякин. Бякин был "корявеньким", а с защитниками было плохо. Говорю ему: "Илюша, я хочу, чтобы ты стал защитником, у тебя будет лучше получаться. В команде мастеров в нападении тебе не будет места." – Бякин ответил: "Я готов хоть в ворота встать, чтобы играть в команде мастеров". Стал защитником. У Бякина было хорошее катание. Я ему разрешил подключаться в атаку только при перехвате шайбы. Допустим, развивается атака у противника...

Он чуть-чуть подвинул крайнего нападающего, перехватил диагональную передачу, пошел в атаку на встречном курсе... Он столько забивал у меня! Потом пользовался этим приемом даже в сборной СССР.

– В 1980-м году ваша команда "СКА-Юность-1963" стала чемпионом первенства СССР, обыграв при этом своих сверстников из "Трактора" с разгромным счетом 14:1. А ведь в челябинской команде играли Олег Знарок (нынешний главный тренер сборной России), Владимир Афонин (ныне директор СДЮШОР "Металлург" Магнитогорск), Олег Мальцев (дважды бронзовый призер чемпионата страны в "Тракторе" начала 90-х годов), Станислав Шадрин (отличный форвард мастеров "Трактора", прекрасный тренер)… "Трактор-1963" – хорошая команда, в финале обыграла обе московские команды – ЦСКА (4:2), "Спартак" (2:1) – и стала серебряным призером. Как так получилось?

– Когда мы начали работать, я сказал ребятам: "Лакмусовая бумажка: чтобы стать чемпионами СССР, надо обыграть челябинский "Трактор"". Там выступали Олег Знарок, в воротах был Евтушенко, за них играл Шадрин. Но они играли по одному, у них не было команды. А у меня была команда. Я обучал ребят, как при лётной подготовке – играть от ошибки. Мы все упражнения делали от ошибки. Специально заставлял защитников ошибаться. Допустим, при атаке "2 в 1" один ведёт, защитник ошибается, второй забивает. За два года перед тем, как стать чемпионами, мы не проиграли ни одной игры! У нас была самая играющая команда! Когда встречаемся со Стасом Шадриным, он вспоминает: "Я до сих пор не могу пережить этого позора!" Мы защитников подключали, двойное наставление делали... У нас был отработан прием: обман вратаря – пас на ближнюю штангу. Народ хохотал, когда мы забивали такие голы.

Ключевой матч мы играли с ЦСКА. В первом периоде проигрывали 0:4. В раздевалке был представитель спорткомитета: "Ну что, всё встало на свои места?" Я говорю: "Ещё не вечер". В конце концов мы обыграли ЦСКА 6:5. Начали проводить короткие смены: "Всё, ребята, давайте будем играть в свою игру!" В этом матче большой вклад в победу внесла первая смена: Бякин – Сергей Горбунов, Анисимов – Игорь Логинов – Валерий Фоминцев. Анисимов – уникальный человек, гений хоккея! Он даже сам не знает, какой он великий! По жизни очень умный человек, а в хоккее – гений. Вторая смена – Андрей Мартемьянов – Александр Каменский, Олег Старков – Леонид Трухно – Александр Безроднов. Я всегда под вторую смену противника подпускал это звено, потому что оно давало результат. Первое звено было более дисциплинированное.

А с челябинским "Трактором" у нас даже не было проблем, потому что мы в сезоне его всё время обыгрывали. Было вдохновение, всё получалось. Самое сложное в хоккее – переход от атаки к обороне. Та команда, которая умеет это делать, всегда добивается результата. Если шайба была у противника, перекрывали крайних нападающих, плюс их страховали два защитника. Бякин на контратаках ловил передачу и делал результат. А во второй смене было больше импровизации. Они делали двойной отбор, Трухно "вгрызался", а Старков и Безроднов подбирали шайбу, выигрывали все единоборства в зоне атаки. В третьей смене у меня тоже были уникальные мальчишки: нападающие Олег Мартьянов, Андрей Ягода, Павел Меркулов, в защите Александр Иванов (сейчас работает агентом) и Володя Дюкарев.

ЕЛЬЦИН ПРИКАЗАЛ ПРИНЯТЬ КОМАНДУ МАСТЕРОВ

– Альберт Викторович, расскажите, как вы совершили прыжок из юношеского хоккея в команду мастеров?

– После успешного выступления команды 1963 г.р. Борис Николаевич Ельцин заставил меня: вызвали в обком партии и приказали принять команду мастеров, хотя я в это время был приглашен работать тренером в сборную команду СССР 1966 г.р.

Принял команду мастеров перед Новым годом в 1982 году. Работал с ней пять полных сезонов. Передо мной была поставлена задача – выйти в высшую лигу. Через три года мы решили эту задачу. Борис Николаевич приказал меня не обижать, он меня очень уважал.

– А у вас есть фотография с Ельциным?

– Есть, но общая. Фотографировались, когда в Свердловск приезжали олимпийские чемпионы, председатель Олимпийского комитета страны Виталий Георгиевич Смирнов.

– В 1987 году вы закончили работать с командой мастеров. Что было дальше?

– Мне позвонил Олег Галямин из Орска. "Условия шикарные, ребята хорошие". А в спорткомитете мне предлагали "Металлург" Магнитогорск, Омск, Саратов. Мы с Олегом дружили, когда он ещё играл в СКА Ленинград, потом в ЦСКА. Когда в команду Казани, где он работал, назначил Г.Ф. Цыгурова, он уехал в Орск. Предложил мне приехать: "Отдохнешь от битвы за очки..."

ЮГОСЛАВИЯ. ЖЕНСКИЙ ХОККЕЙ "ВЕДЬМЫ УРАЛА"

– В Орске я поработал плодотворно. Как-то раз встречает меня Виталий Стаин: "Нет желания поработать в Югославии?" Я приехал в Югославию в 1989 году. Оформление документов было долгим, и Сергей Войкин пригласил меня поработать в Нефтекамске. Пришел вызов – я уехал в Югославию, проработал там сезон с командой "Црвена Звезда" Белград. Откровенно говоря, скучал по дому.

Отработал сезон и приехал в Свердловск. Клубом руководили Владимир Корнев и Валентин Озеров. Они хотели сделать полную структуру хоккейного клуба: первая, вторая, женская команды. Мне предложили создать женскую команду. Это было в 1991 году.

– Почему команду назвали "Ведьмы Урала"?

– Это я придумал (смеётся) . Предложил такое название, чтобы было страшнее (эмблемы не было на форме). Девчонки обижались: "Какие мы ведьмы?!" – Я ответил им: "Будете ведьмами!" В первом же сезоне мы попали в финал Кубка. Девушки не знали, как клюшку держать в руках, но некоторые играли за "Локомотив" в хоккей с мячом. Вошли в финал первенства России, где заняли второе место (нас обыграл Красноярск). Один из функционеров пригласил нас на традиционный турнир "Белые ночи" в Ленинград, куда приехала женская сборная Америки. Мы сыграли успешно – обыграли белградскую команду, команду из Харькова.

Вернулись – встретился с Лёней Михно (фактически он родил женский хоккей в Советском Союзе): "Нас приглашают в Америку? Поедешь?" А я работал ещё со второй командой. Договорился с руководством – и мы с женской командой два года подряд ездили в Америку. Проводили 16 игр за месяц!

Потом мы создали Федерацию женского хоккея в СНГ. Первым президентом мы выбрали Бориса Петровича Михайлова. Потом в клубе встал выбор – либо работаю со второй командой мальчиков, либо с девочками. Я отказался от девочек, потому что мне интереснее работать с мальчишками.

– А девушки стали "ведьмами"?

– Нет. Потом команда стала называться "Уралочка".

ДАЦЮК И ГОЛОУХОВ

– В какой момент у вас во второй команде появился Павел Дацюк?

– Однажды мой друг Валерий Голоухов говорит: "У меня в команде есть три замечательных мальчика – Кузьмин, Булатов, Дацюк. Возьми их к себе во вторую команду". Я в Дацюка сразу влюбился. Это феноменальный человек! Играли с командой, которую тренировал Николай Макаров. В этой игре Дацюк так себя проявил! Идет атака с правого фланга – он подставляет клюшку ребром – шайба перескакивает через неё и попадает точно к партнеру. Этому не научишь!

На следующий год мы поехали в Керчь, под флагом СКА. Он там и в футбол, и в баскетбол играл... Одним движением Павел делал два действия!

Помню момент, когда я впервые увидел Дацюка. Идёт, ножку подворачивает. "Ты что, инвалида мне даешь, что ли?" – "Посмотри его на льду". Путевку в жизнь ему дал Голоухов. Валера доставал ему и клюшки, и коньки, возил на тренировки в Курганово. Валерий Георгиевич Голоухов был ему как родной отец!

Игорь Золотарев. Фото из архива А.В. Федорова

Любовь Егорова, по материалам Футбол-Хоккей Южного Урала
Информационное агентство МАНГАЗЕЯ
Заметили ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий
Коммментариев: (0)



Реставрация деревянных окон

Подробнее, о натяжные потолки цена под ключ в Москве

Все о бизнесе и визах в Великобританию на UKBusiness.ru

ТОП 5 новостей
За сегодня За неделю За месяц