Что означают массовые посадки чиновников
О природе региональных "чисток" в предвыборный сезон
Василий Лбов
В Саратовской области 2017 год начался с целого ряда коррупционных скандалов, в которые оказались вовлечены чиновники и представители крупных компаний.
18 января был задержан глава Марксовского района Олег Тополь , ему предъявлено обвинение в злоупотреблении должностными полномочиями (по данным следствия, в 2014 году г-н Тополь, являясь главой администрации района, незаконно передал в собственность знакомому земельный участок).
19 января при попытке дать сотруднику УФСБ в качестве взятки 300 тысяч рублей задержан директор Саратовского филиала ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" Александр Фёдоров . Вознаграждение предназначалось за то, чтобы тот изъял из материала проверки по факту совершенного ранее г-ном Фёдоровым коррупционного преступления ряд документов, а также за то, чтобы в отношении г-на Фёдорова не проводилась проверка. В это же время сотрудники ФСБ и СК задержали главного бухгалтера регионального ГУ МЧС Рушана Юсупова , который, по данным следствия, в конце 2016 года собрал с сотрудников 800 тысяч рублей, ранее выплаченные им в виде годовых премий и наград к Дню спасателя. В феврале при получении взятки задержаны замглавы администрации Фрунзенского района Саратова по экономике Елена Никитина и ее подчиненный Владимир Чупрынин . По данным следствия, с 20 по 22 декабря прошлого года чиновники у здания администрации получили от местной жительницы взятку в виде 20 бутылок шампанского общей стоимостью свыше 10 тысяч рублей.
"Бери любого и сажай"
Во второй половине февраля громких задержаний не случилось, однако наблюдатели предполагают, что антикоррупционная компания в регионе получит продолжение. "СП-Поволжье" обратилось к эспертам с просьбой прокомментировать резонансный чиновничье-криминальный фон.
Елена Микиртичева , заместитель главного редактора "Газеты недели в Саратове":
— Я думаю, что, в первую очередь, многочисленные коррупционные дела — это позиция региональных руководителей ФСБ и СУ СК. Но позиция эта, подозреваю, в немалой степени связана с грядущими в 2018 году выборами президента и общей тенденцией на борьбу с коррупцией. Просто нашему губернатору и депутатам областной думы повезло и они могут, если получится, записать борьбу с коррупцией себе в актив.
Сергей Перепечёнов , гражданский активист:
— "Чистки", — а я не знаю как по-другому назвать нынешнюю кадровую работу, проводимую в рамках политики правящей бюрократии, — явление характерное в условиях укрепляющейся диктатуры. В условиях убитой политической и экономической конкуренции у власти по всей её вертикали появляется всё больше врагов. С одной стороны — это разночинцы от членов правительства, губернаторов до местечковых служак, а также бизнесмены и латифундисты, бесплодными побегами кустящиеся возле кормящей их власти, а с другой стороны — простые люди, пытающиеся объединиться в неформальные оппозиционные партии, движения, инициативные группы, сопротивляющиеся многочисленным произволам, творимым во всех сферах жизни. Абсолютная неэффективность власти и системы управления регионами и уездами видна всюду невооружённым взглядом — обыватели уверены, что "бери любого и сажай — каждого есть за что". И власть своими "борцовскими приёмами" как бы выполняет волю народа. При этом удивительно, но все прекрасно понимают, что все эти посадки и разоблачения отношение к борьбе с коррупцией, для которой всюду созданы идеальные условия, имеют весьма условное.
Число нарушений и преступлений только в сфере ЖКХ и только в нашем регионе ежегодно официально исчисляется тысячами (!). А уголовные и административные "предъявы", процессы и решения по ним — это, по сути, рекламации на дефекты системы. И дефектов этих проявляется всё больше, включая вип-среду.
В нормальных режимах управления, особенно на уровне местного самоуправления, должна идти постоянная дискуссия гражданского общества (не того, что сидит рядом с мэром или губернатором, а сопротивляющегося бюрократическому произволу) и власти, в которой наглядно выявляются нужды, потребности, а также структуры и люди, способные их удовлетворять в общих интересах. Выборы мэров, шерифов, мировых судей способствуют этому, создание территориальных структур МСУ в крупных городах тоже. Некоторые же нынешние чиновники просто никогда не могли бы занять тех мест в системе, с которых их теперь выводят "под белые руки".
"Подобное сейчас происходит по всей России"
Александр Пантелеев , политолог:
— Любые разоблачения без системных изменений малоперспективны. Решение проблемы состоит не в том, чтобы наказать конкретных чиновников, а в том, чтобы создать систему предупреждения подобных преступлений. Те, кто борются с коррупцией методом посадок, вместо лечения болезни загоняют её вглубь, стимулируют появление все более изощренных способов незаконной наживы. Питательная среда, которая создается за счет применения методики посадок без системных изменений, дает возможность роста всё более опасных для общества и государства преступников. "Чем больше — тем лучше" — принцип опасный, этим принципом руководствовались в период культа личности, да и после него во время правления КПСС. Современный пример — пресловутая "палочная система", которая, как тлеющий уголь, как бы ждет своего часа, чтобы разгореться. Все готово, нужно только стимулировать, и пожар начнется. Речь идет не о том, что преступников не нужно подвергать наказанию, а лишь о том, что нельзя ограничиваться полумерами. Однако существующая политическая система к этому не готова. Причина состоит в том, что коррупция служит её системообразующим принципом.
Будут ли новые разоблачения? Будут, система инертна. Иллюстрацией сказанного может послужить пример из истории России — движение "павликов морозовых". Современная бюрократия по-другому работать не хочет и не может, да другой работы от неё и не ждут те, кто управляют.
Данила Столь , политолог:
— Скандалы, связанные с коррупционными разоблачениями в Саратовской области, вовсе не являются удивительными региональными достижениями, а скорее совпадают с общефедеральными трендами в современной России. Равняясь на высшие эшелоны власти, региональные политические элиты ищут в своих рядах врагов, коррупционеров и предателей. К сожалению, ни о какой активной борьбе с коррупцией говорить не приходится. Региональные элиты элементарно делят власть в субъекте и ищут новые способы давления друг на друга. Такая картина совершенно не уникальна для Саратова, подобное сейчас происходит по всей России. Причина этого проста — "разрешили". Провинциальные власти чувствуют моду, которую задают федеральные чиновники и силовые структуры. Все это — не что иное, как показатель глубокого системного кризиса в стране, предвкушение серьезных структурных перемен в вертикали власти. Чиновники от Калининграда до Магадана более не чувствуют себя в безопасности, элита живет в состоянии постоянной боеготовности и предвкушения перемен, характер которых пока непонятен. Началась "борьба бульдогов под ковром", жертвами которой становятся представители региональной элиты, которые так и не смогли выстроить устойчивые властные структуры в своей вотчине. Учитывая, что зачастую жертвами подобных процессов становятся даже чиновники министерского масштаба, никто наверняка не может чувствовать себя в безопасности.
В свете приближающихся выборов губернатора в регионе, однозначно, стоит ждать усиления клановой грызни. Во-первых, смена политика №?1 в области — это всегда прекрасный повод перераспределения ресурсов. Во-вторых, контрэлиты в Саратове и так слишком долго ждали своего часа. И ничто не может длиться вечно.
Писатель о новой книге, ощущениях от службы в ДНР и многом другомАлексей Мурзов , главный редактор ИА "СаратовБизнесКонсалтинг"
— Как оценивать работу силовиков? Несомненно, в первую очередь, мы имеем дело с усилением антикоррупционной борьбы и позицией УФСБ и СУ СК. Не так давно на должность руководителя областного ФСБ был назначен Игорь Завозяев . После этого ведомство активизировалось, стало показывать свою равноудаленность от каких-либо групп влияния и принципиальность.
В то же время мы понимаем, что за фигурантами громких дел стоят определенные политические и финансовые структуры. "Посадка" некоторых граждан усиливает позиции одних и ослабляет других. Активность с каждым днем нарастает, и скорее всего этот накал страстей связан с предстоящими выборами в облдуму. Поэтому говорить о сведении межклановых счетов, думаю, также уместно.
Однако работу силовых структур связывать с этими политическими процессами я бы не стал. У силовиков своя работа, у конкурирующих политиков — своя.
Информационное агентство МАНГАЗЕЯ