Иоанно-Богословский храм
На праздник Обрезания Господня я встретился с отцом Николаем. Он служит ключарем в Иоанно-Богословском соборе. Эта церковь – современница Саранска, была заложена еще в начале 17 века. Ее стены помнят пугачевский бунт, многочисленные войны, на которые отправлялись жители города с молитвами и надеждами. Просто чудо какое-то, что храм сохранился. Но, как говорится, у Бога нет случайностей. Значит, нужно было так. Все здесь намолено: и стены, и иконы, и даже воздух особенный — благодатный. А список чудотворной Владимирской иконы Божией Матери помогает людям в тяжелые минуты жизни, очищает их души, вселяя веру. Народ к ней идет
и идет нескончаемым потоком. Многие жертвуют Милосердной Заступнице свои крестики. В правом приделе находится икона Божией Матери «Благовещение». Все мы помним, что сказал архангел Гавриил: "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между
женами». Эти слова стали первой "благой" вестью для грешного человека, но не все готовы жить по- христиански. У кого-то поднялась рука на святыню — икона получила заметные повреждения в годы гонения на Церковь.
В Иоанно-Богословском соборе сводчатые стены основательно защищают от городской суеты словно находишься под святым омофором, перед глазами появляется образ былой Руси с ее великими подвижниками благочестия. Поэтому я с трепетом в душе входил в церковь. Батюшка был занят — он беседовал с молодым человеком, который, по-видимому, пришел испросить духовного совета.
Взгляд отца Николая проникает глубоко в сердце, как бы выворачивая его наизнанку. Всем своим обликом он мне напомнил православного мыслителя Владимира Соловьева. И вот мы начинаем разговор. С первых же секунд батюшка расположил к себе своей простотой.
- Понятно, что мы живем в миру, но в то же время обращаем взор к Небу. По возможности следует спасать и других, чтобы хоть как-то изменить мир в лучшую сторону. Насколько хочет этого человек — главный вопрос. Если говорить о благотворительной помощи нуждающимся, то я вспоминаю недавнюю встречу с одним бизнесменом. Он с умилительной улыбкой мне рассказывал, как помогает детям в интернате. Я ему говорю:»Да, радостно становится от добрых дел, но надо прочувствовать. А это произойдет тогда, когда будем строить свою жизнь постоянно, изо дня в день, на Божиих Заповедях.Конечно, требуется много времени. Совсем недавно мы были лишены возможности заниматься и миссионерской деятельностью, и социальной. Кто мог подумать, что атеистический режим рухнет!
- Так почему же люди не меняются? — спрашиваю я отца Николая.
- Знаете, ответ прост. Не хотят меняться, потому что жизнь во грехе их устраивает. Для примера возьмем старое купечество. Сегодняшние бизнесмены с гордостью заявляют:»Я сам заработал деньги». Раньше купцы говорили:»Нам Господь дал». Однажды один делец решил заняться пивным промыслом и тогда батюшка ему резко ответил, что на такое не богоугодное дело он не даст благословение. Потом купец прогорел и занялся производством тканей. «А вот за это дело буду молиться», — сказал батюшка, потому что одежда нужна людям. Видите, какие взгляды существовали в дореволюционной России и меня часто спрашивают:»Отец Николай, хватит ли нам лет десять на то, чтобы вернуть православную Россию?» Я отвечаю:
- Дай Бог, чтобы наши внуки, в лучшем случае, жили бы в такой стране. На все требуется время.
Церковь всегда была неразрывно связана с социальным устроением жизни вокруг себя. Прихожане Иоанно-Богословского собора тоже принимали активное участие в сборе денежных средств пострадавшим от наводнения на Дальнем Востоке, окормляют многодетные семьи, устраивают праздничные концерты для сирот. При храме открыта Воскресная школа, где как раз и воспитывают христианские добродетели в детях. Они с большим желанием посещают занятия.
- Уметь прощать и понимать каждого – вот одна из основных задач, — говорит батюшка. — Ненавидеть грех и следовать за Господом в непрестанной молитве, зажигая в себе Его благодатный свет, нужно стараться с детства, чтобы потом испытания, которые выпадут человеческую долю, не заточили окончательно душу в темницу пороков и страстей. В воскресной школе не палочная система, это место, куда тянутся и взрослые, и дети. Нить жизни не прерывается, а вот когда возмущаются поведением нашей молодежи, я отвечаю:
- Она такая, какой мы ее воспитаем! Если дом без фундамента, то он быстрее разрушится. Так происходит и с нашим обществом. Без православного фундамента не выжить нам никак, — сказал батюшка. Он немного помолчал, потом добавил:
- Нужно не только носить крестик, но и жить по крестику.
Сидели мы долго и беседовали в тихой молитвенной обстановке. Лампадки светились кротко с какой-то надеждой, согревая душу. Они продолжают светиться с глубокой старины пока жива святая Русь и от этого тепло на душе.
Сам отец Николай пришел к Богу, по его словам, «опытно». Сначала крестное знамение оказало на него свое решающее значение, а дальше пономарство. На жизненном пути в 1977 году, еще до
поступления в семинарию, он повстречал отца Иоанна Верендякина, который впоследствии принял постриг. Вообще говоря, монашеский подвиг — это уникальное явление православной России. Достаточно вспомнить жизнеописание одного из молитвенников земли Русской Сергия Радонежского. Существовал духовный союз между народом и святыми подвижниками. Может быть, поэтому наше Отечество, опаленное войнами и эпохой советского безбожия, выстояло?
- А были такие случаи, когда в собор на Светлую Пасху не пускали хор, чтобы не состоялся крестный ход. Но люди шли в церковь, понимая, что у них будут неприятности на работе. Кстати, на Рождество Христово стала ходить молодежь и не ради красивого богослужения, — отмечает отец Николай. — Девушки и юноши осознанно готовятся к исповеди и Причастию святых Христовых Таин. В народе обычно говорят: «Каков поп, таков и приход». Поэтому батюшка должен сам меняться на своем духовном поприще и тогда будет результат на годы вперед.
Зашел у нас разговор и о старчестве. Всматриваясь в старинный Иоанно-Богословский собор, я вспомнил свою паломническую поездку в Оптину Пустынь. Тогда я хотел еще раз получить благословение от старца Илия. До этого я встречался с ним в одном из московских храмов. Осенний холодный вечер, рваные тучи плыли над крестами церкви и вдруг появляется старец — маленький, щупленький. Он очень быстро подошел помолиться к Иверской иконе Божией матери. А в самом храме практически не было людей. Мне матушка сказала: «Это старец Илий, иди попроси у него благословение». Мне было, конечно, боязно. К нему шли с разными вопросами и проблемами, лично ему в руки пытались передать записочки. А тут такое чудо — батюшка сам пришел в храм и я с ним встретился. Слава Богу!
Наверное, это стало одним из важнейших событий в моей жизни. Я впервые увидел старца. Вот поэтому и решил съездить в Оптину Пустынь, еще раз встретиться с ним. Именно эти встречи определили мое дальнейшее укрепление в вере.
- Наверное, в жизни каждого человека существует такой момент, когда нужно выбирать – либо тратить время на то, чтобы пополнять копилку своих грехов, либо духовным мечом отсекать все нехорошее, вымаливать каждый прожитый день. Ведь воздаяние будет зависеть от нас самих. С утра до вечера суетимся, а в городах и ночью не останавливается поток жизни, — сказал отец Николай.
У преподобного Ефрема Сирина есть такое образное сравнение:
"Дни текут и улетают; часы бегут и не останавливаются; в стремительном течении времени мир приближается к концу своему. Ни один день не дозволяет другому идти с ним вместе; ни один час не ждет другого, чтобы лететь заодно. Как воду невозможно удержать и остановить перстами, так не остается неподвижной и жизнь рожденного от жены. Взвешена и измерена жизнь всякого, вступающего в мир; нет ему ни средств, ни возможности переступить за назначенный предел. Бог положил меру жизни человека, и эту определенную меру дни делят на части. Каждый день, незаметно для тебя, берет свою часть из жизни твоей; каждый час со своей частицей неудержимо бежит путем своим. Дни разоряют жизнь твою; часы подламывают здание ее; и ты спешишь к своему концу, потому что ты – пар. Дни и часы, как тати и хищники, обкрадывают и расхищают тебя; нить жизни твоей постепенно прерывается и сокращается. Дни предают погребению жизнь твою, часы кладут ее в гроб; вместе с днями и часами исчезает на земле жизнь твоя".
Рождественские праздничные дни продолжаются, а вместе с ними Господь наполняет сердца людей радостью великой. Отец Николай Чадин служит в Иоанно-Богословском храме почти тридцать лет. За это время было совершено много добрых дел. Ведь не зря говорят: «Солнце отражается в чистых водах, а небо — в чистом сердце».
Информационное агентство МАНГАЗЕЯ