Многие регионы России могут остаться без топлива
Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Алтайскому краю возбудило дело по признакам согласованных действий между ОАО "НК "Роснефть"-Алтайнефтепродукт" и ОАО "Газпромнефть-Алтай".
Как сообщает пресс-служба регионального УФАС, предварительные данные, полученные в результате проводимых мероприятий, указывают на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства со стороны ОАО "НК "Роснефть"-Алтайнефтепродукт" и ОАО "Газпромнефть-Алтай". В частности, по мнению специалистов УФАС, признаки нарушения усматриваются в создании дефицита путем ограничения оптовых поставок топлива независимым операторам рынка.
Ранее краевое УФАС сообщало, что от граждан и муниципальных органов власти поступили многочисленные обращения, из которых следует, что с 23 апреля у автовладельцев возникают проблемы с заправкой автомобилей из-за отсутствия бензина на АЗС Барнаула, Бийска, Рубцовска, Славгорода, Ярового, Тальменского, Благовещенского, Тюменцевского районов. По информации автовладельцев, возможность заправить личный транспорт – и то лишь в ограниченных объемах - есть только у держателей дисконтных карт ОАО "Роснефть".
Ситуация с отсутствием топлива на АЗС ряда регионов стала предметом совещания с представителями Российского топливного союза (РТС), которое состоялось накануне в Федеральной антимонопольной службе (ФАС России). "Наиболее неблагоприятная ситуация с топливом складывается в Санкт-Петербурге, Воронеже, Новосибирске, на Сахалине и Алтайском крае. При таком раскладе в ближайшие дни многие регионы могут остаться без топлива", - пояснил на совещании президент РТС Евгений Аркуша.
Ситуация осложняется тем, что в Центральном Федеральном округе четыре нефтеперерабатывающих завода встали на профилактические работы, а в Сибирском Федеральном округе предстоят ремонты в мае.
Руководители топливных союзов и ассоциаций обозначили основные проблемы на региональных рынках нефтепродуктов. Главная связана с несоразмерным снижением цен на оптовом и розничном сегментах. "Если крупные игроки такие, как "Роснефть", "Газпромнефть" и другие снижают розничную цену на 5 рублей, то при оптовых закупках стоимость бензина опускается буквально на 1-2 рубля. Получается, что небольшие компании при таких показателях уходят в минус, а на рынке возникает дефицит", - рассказал президент Алтайского топливного союза Юрий Матвейко.
Согласно представленным данным участниками совещания, вертикально-интегированные нефтяные компании (ВИНК) создают дефицит путем ограничения отпуска нефтепродуктов, сообщает пресс-служба ФАС России.
Игорь Артемьев усматривает в поведении нефтяных компаний признаки нарушения антимонопольного законодательства. "Это может явиться одной из разновидностей картельного сговора, за которое антимонопольным законодательством предусмотрена крайняя мера ответственности, вплоть до уголовной", - прокомментировал руководитель ведомства.
По результатам совещания принято решение направить предупреждения руководителям нефтяных компаний о необходимости стабилизации ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов, а также запросить с них объяснения о причинах возникновения товарного дефицита.
ФАС России проинформирует Председателя Правительства Российской Федерации и Министерство энергетики Российской Федерации о сложившейся ситуации на рынке нефтепродуктов.
Напомним, что ранее ФАС России возбудила порядка 40 дел на региональных рынках нефтепродуктов в связи с тем, что региональные сбытовые компании, входящие в ВИНК, завышают оптовые цены на нефтепродукты для независимых АЗС, в том числе со ссылкой на цены неконкурентных биржевых торгов.