
?Руслан Султыгов: «Трудиться ради престижа своей республики!»
— Руслан Магомедович! Для народа Ингушетии было большой радостью узнать о том, что Вам присвоили очередное воинское звание генерал-лейтенанта! Искренне поздравляю Вас! Скажите, это плановое присвоение или внеочередное? Если второе, то с чем это связано?
— Спасибо за поздравления. Звание соответствует занимаемой мною должности и присвоено досрочно. Если вы видели оба Указа Президента РФ от 10 июня с.г., то обратили внимание, что я в нем не один. Всем нам звания присвоены досрочно. Такое решение было принято руководством Росгвардии и утверждено Верховным Главнокомандующим. Понимаю, что это не столько оценка лично моего вклада в формирование новой силовой структуры, а всего коллектива военнослужащих и сотрудников, в котором я работаю.
— Вы – пока первый представитель семьи ингушских генералов, где отец и сын последовательно получили такое высокое звание, и получилась красивая генеральская династия! Как Вы ощущаете это положение?
— Вопрос сложный для ответа. С одной стороны, есть понимание сопричастности к какому-то своего рода эпохальному событию в истории ингушского воинства и интеллигенции (к которой во все времена относились и офицеры), с другой, удовлетворение от результата своего 30-летнего служения в выбранной в юности профессии.
— Кто для Вас служит примером служения Отечеству? И если отец, то кто кроме отца?
— Отец всегда был для меня примером. Мне есть с кем сравнивать. Я видел его работу от командира полка до начальника войск противовоздушной обороны округа. Он очень много работал. Где не хватало знаний и опыта, он брал трудом и настойчивостью. Я не встречал больше военных людей, которые бы так много своих сил и времени отдавали работе. Что касается других, то могу говорить только о тех, о ком знаю из истории, которую очень люблю или тех, с кем по долгу службы меня сводила судьба. Из древних военных – это, наверно, Салах ад-Дин, полководец и мусульманский лидер 12 века. Из более поздних – Наполеон и Суворов. Из современных – маршал Рокоссовский. Среди моих командиров и сегодня есть люди, на которых я смотрю, перенимаю их опыт работы и учусь у них руководству войсками. Мне это очень помогает в службе.
— Более 30 лет службы — большой срок. Когда началось становление будущего генерала?
— Все началось с поступления в Киевское суворовское военное училище в 1984 году. На тот момент среди аналогичных учебных заведений оно считалось лучшим в Советском Союзе. Я воспитывался там под руководством очень опытных педагогов и офицеров-воспитателей. Многие знания и умения, которые я получил там, я использую и сейчас. Большое внимание уделялось изучению иностранных языков. Интересный факт из того времени. Немецкий язык преподавала женщина, которая работала переводчиком при допросе фельдмаршала Паулюса в Сталинграде. Испанский язык преподавал бывший разведчик-нелегал. Практически не было преподавателя, который не имел бы звания "Заслуженный учитель УССР" или "Отличник просвещения". Были и преподаватели с ученой степенью. Дополнительно по выпуску мы получали удостоверения командира мотострелкового отделения, специалиста связи и военного переводчика.
— Служба в каких должностях и где стали для вас самыми запоминающимися?
— Сложно выделить. Наверно, это служба в гвардейской Кантемировской танковой дивизии на должностях командира взвода, роты и батальона. Именно на этих командных должностях я смог реализовать тот багаж военных знаний, который был получен в Суворовском и высшем танковом училищах, а также в академии бронетанковых войск. Результатом работы стало поощрение на всех должностях министрами обороны Советского Союза и России. Командуя ротой и батальоном, звания капитан и подполковник я получил досрочно. Для любого офицера это достойная оценка его труда.
Отдельно хотелось бы сказать о своей службе в должности командира дивизии на Урале. Командовал почти пять лет. На всю жизнь останутся эти годы лучшими в моей жизни и службе. То, что мы смогли сделать с моими подчинёнными в дивизии по совершенствованию всего спектра стоящих перед дивизией задач, вызывало уважение у наших руководителей. Дивизия несколько лет признавалась лучшей во внутренних войсках. Многие мои подчиненные получили государственные и ведомственные награды. На дивизии и я получил звание генерал-майор, медаль и наградное оружие – пистолет Макарова. А самое главное – получил бесценный опыт руководства крупным воинским формированием и большим коллективом людей.
— Какова география вашей службы?
— Службу начал в Подмосковье в элитной Кантемировской дивизии. Затем была служба в Группе советских войск в Германии, возращение в Россию в Нижегородскую область. Затем учеба в бронетанковой академии в Москве. Затем снова служба в элитной дивизии в Наро-Фоминске Московской области. Служба в Главном оперативном управлении Генерального штаба в Москве. Учеба в академии Генерального штаба. Назначение на должность начальника штаба дивизии на Дальний Восток. Потом служба в Главном штабе внутренних войск в Москве. Затем служба в Челябинской области, Екатеринбурге и сейчас в Приволжском федеральном округе.
— Вы помните выражение из прекрасного фильма "Офицеры": "Есть такая профессия – Отечество защищать!" Что Вы вкладываете в этот лозунг?
— Для нескольких поколений советских и российских офицеров этот фильм и эта фраза стали своего рода жизненным девизом. И я не исключение. Кадры из этого фильма вдохновляли нас, мальчишек военных городков, на различные достижения. Помните сцену у разбитого немецкой авиацией эшелона с ранеными? Паника. И офицер-летчик произносит фразу: "Прекратить панику! Офицеры и коммунисты ко мне. Занять оборону". И каждый из нас мечтал быть на месте этого офицера-летчика. Или концовка фильма, где внуку главного героя фильма присваивают воинское звание "майор" досрочно за достижения в подготовке подчиненных. Не раз я сам, уже будучи суворовцем и курсантом военного училища, мечтал побывать на месте этого героя фильма. Было к чему стремиться. Так и вышло. Я получил ряд воинских званий досрочно. Повлиял ли этот фильм на меня, как на будущего офицера? Думаю, и так понятно. Хотелось бы, чтобы и сегодня снимались такие фильмы, которые помогали бы ребятам определяться с будущей профессией и учили бы хорошему.
— Как отнесся Ваш отец к присвоению звания? Было ли что-то непривычное в момент, когда он узнал об этом?
— Для отца это было очень неожиданное событие. Я знал, что он будет очень сильно переживать в период прохождения всех документов для присвоения звания. Так как он, как никто другой, понимает сложность этого процесса. Поэтому я решил освободить его от этих переживаний и ничего не сказал о возможном мне присвоении этого высокого звания. Для него это стало полной, но, уверен, очень приятной неожиданностью.
— Знаю, что каждый житель Ингушетии в душе поздравил Вас и пожелал Вам других высот! Кто Вас поздравил из Ингушетии?
— Всех, кто поздравил, перечислить не смогу. Поздравлений было очень много.Одним из первых поздравил Глава Ингушетии Герой России Юнус-Бек Евкуров. Были поздравления от многих наших именитых земляков из Москвы. Всех не перечислишь. Кто не мог поздравить лично, передавал поздравления через родственников, друзей и знакомых. В какой-то момент мне даже показалось, что поздравлений больше, чем пять лет назад, когда я получил первое генеральское звание. Хотел бы через вашу газету "Сердало" всем, кто за меня переживал, кто радовался этому событию вместе с моими близкими, выразить слова благодарности! Вы не представляете насколько это важно.
Видите ли, на каком-то определенном моменте службы ты понимаешь, что уже не принадлежишь себе. И все, что ты делаешь, ты делаешь не ради зарабатывания денег или других благ, а ради престижа своей нации и своей республики. И когда понимаешь, что не зря и что это там, дома в Ингушетии, знают и понимают, это придает силы. Хочется идти дальше и добиваться большего для своего народа.
— Наша Республика Ингушетия в эти дни празднует 25-летие своего образования. Что бы Вы пожелали ей и ее народу?
— Уже прошло 25 лет. Это были годы становления и динамичного развития республики. Я за эти годы видел много субъектов РФ. Поверьте, более динамично и стабильно развивающего субъекта нет. Конечно, всегда хочется большего. И это нормально. Так и должно быть. Мне приятно, когда приезжают друзья из Ставрополья, Осетии и Дагестана и восхищаются тем, какой стала наша республика. А пожелать бы мне хотелось, чтобы мы сохранили то, что дал нам Всевышний – нашу государственность, нашу республику. Давайте работать, учиться, служить и добиваться новых высот во всех сферах деятельности, чтобы наши потомки могли отметить 50, 100 и 1000 лет ингушской государственности.
— Спасибо Вам, Руслан Магомедович, за беседу!
Интервью взял Якуб Патиев
Сердало
№ 84-85 (11820-821), четверг, 15 июня 2017 года
Информационное агентство МАНГАЗЕЯ