Руководитель, подвижник образования в республике
Для многих руководителей системы образования в республике просвещение стало личной судьбой. Скрябин Петр Семенович, 1-й заместитель министра просвещения Якутской АССР в 1959-1983 годы, безусловно, является в их ряду яркой индивидуальностью.
В трудные предвоенные и послевоенные годы он упорно и настойчиво учился и получил качественное образование: с отличиями окончил Якутское педагогическое училище, учительский институт, затем физико-математический факультет университета.
В годы войны Петр Семенович начал трудовую деятельность учителем физики и математики Борогонской школы в далеком Булунском районе, затем завучем, директором школ поселков Быков мыс и Трофимовск. Они с супругой, учителем начальных классов Матреной Филипповной тепло вспоминали годы работы в трудных условиях Крайнего Севера, где они обучали детей семей-переселенцев разных национальностей: финнов, немцев, эстонцев, латышей, литовцев. К концу войны Петр Семенович работал инспектором районного отдела образования Булунского района. Результативным педагогическим трудом заслужил он тогда свою первую высокую награду - медаль „За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны в 1941-1945 гг.".
Вернувшись в 1945 году в родной Орджоникидзевский район, Скрябин П.С. работал учителем физики и математики, инспектором, затем заведующим районным отделом народного образования до назначения его в 1954 году председателем областного комитета профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений. В 1956 году делегация педработников Якутии под его руководством приняла участие на VI-м съезде профсоюза работников начальной и средней школы РСФСР, после которого они много трудились по внедрению решений съезда.
В 1959 году Петра Семеновича Скрябина, как руководителя, имеющего весомый опыт работы на всех уровнях образования, назначили первым заместителем министра просвещения Якутской АССР. В ответственной должности заместителя министра он активно работал почти четверть века у четырех министров просвещения ЯАССР. Это министры Саввин Захар Прокопьевич, Павлов Владимир Гаврильевич, Шарин Николай Иванович, Григорьева Изабелла Ивановна. Зная его как компетентного руководителя и организатора, министры не меняли первого заместителя. Почти 20 лет с 1962 по 1981 годы управленческий тандем Шарина и Скрябина многие соратники считали одним из результативных блоков в развитии народного образования в нашей республике.
50-60-е годы XX века стали периодом становления и поступательного развития системы образования в республике. В системе образования было много, действительно, глобальных изменений в годы работы Петра Семеновича Скрябина на посту 1-го заместителя министра.
Верховным Советом СССР в декабре 1958 года был принят Закон исторического значения "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР". Были поставлены задачи подготовки учащихся общественно-полезному труду, повышения уровня общего и политехнического образования. Тогда вместо семилетнего образования вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее, затем среднее образование. Переход к восьмилетнему и среднему образованию требовал от министерства основательной масштабной работы на всех уровнях системы.
С развитием национальной школы встала необходимость подготовки новой учебно-методической литературы. В министерстве учебно-методический совет возглавлял Скрябин Петр Семенович как 1-й заместитель министра. Все новые учебные пособия, учебники и программы изучались и утверждались учебно-методическим советом. По мнению профессора, кандидата педагогических наук, автора учебников и программ для национальной школы Тамары Парфеньевны Самсоновой, сильный коллектив составителей программ и оригинальных учебников для якутской школы, авторов методик создавался именно в те 60-е и 70-е годы.
В то время в других автономных республиках Союза закрывались классы с обучением на родных языках, а Министерство просвещения Якутской АССР приняло разумное решение об открытии якутских классов с русским языком обучения не только в городах, но и в сельских школах, что способствовало развитию национальной школы. Это после выхода в стране в 1963 году Постановления об усилении преподавания русского языка в национальных школах. Мудрость и дальновидность руководителей просвещения в Якутии отмечали и позже, в 1993 году участники международной конференции по Концепции национальной школы.
В 60-е годы расширялась сеть вечерних школ рабочей молодежи, что положительно отразилось в развитии образованности населения, особенно, в сельской местности.
В те же годы по республике началось интенсивное строительство новых типовых школ во всех районах, включая северные арктические.
Свое развитие в начале 60-х годов получили школы-интернаты. Организация школ-интернатов была необходима, так как многие дети переходили в них после начальных школ или семилетки, а с другой стороны, полное государственное обеспечение в школах-интернатах стало ощутимой поддержкой для многодетных семей, которых было много в якутских селах.
С начала 70-х годов повсюду шла политехнизация школ, в общеобразовательных школах вводилось производственное обучение. В сельских школах старшеклассников обучали таким предметам как животноводство, овощеводство, трактороведение. Правильность тех мер в обучении и воспитании детей видим сегодня в возрастающем внимании к получению выпускниками рабочих профессий.
В республике первые государственные внешкольные учреждения создавались в 50-е, начале 60-х годов. Это Республиканские станции юных техников, натуралистов, туристов. Министерство поддерживало развитие их материально-технической базы. Об уникальных, в том числе опытно-исследовательских, работах якутских школьников впервые узнавали далеко за пределами Якутии.
С середины 60-х годов в республике началась активная работа по введению кабинетной системы обучения, создавались самые первые кабинеты информатики. Для всего этого требовалось укрепление материально-технической базы школ, оснащение учебно-лабораторным оборудованием, дидактическими материалами по каждому предмету обучения. И эта масштабная работа повсюду по республике, включая северные арктические районы, велась успешно, и сегодня кабинетная система обучения твердо укрепилась.
Скрябин Петр Семенович по профессии был учителем физики, поэтому об его роли в развитии физико-математического движения в республике следует говорить отдельно. Много сил и энергии он посвятил созданию самых первых физико-математических классов и школ. Одним из первых в республике открыли класс с углубленным изучением физики и математики в Покровской средней школе №1. Усилиями народного учителя СССР Михаила Андреевича Алексеева в селе Верхневилюйск создавался вначале класс, а затем знаменитая физико-математическая школа. Эта знаковая идея Алексеева М.А. по известным причинам тогда была многими не поддержана, но первый заместитель министра образования сразу предвидел ее горизонты. Многие вспоминали, как не раз были свидетелями длительных бесед Петра Семеновича с Михаилом Андреевичем Алексеевым.
Развитию образования способствовало инициированное М.А.Алексеевым, а в министерстве - Скрябиным П.С. олимпиадное движение вначале по физике, математике, затем по химии, биологии, черчению, информатике. Параллельно начали взаимодействие с Новосибирским Академгородком. Многие учителя физики помнили, как Петр Семенович по-отцовски заботился при комплектовании сборных команд республики на Всероссийские и Всесоюзные олимпиады, как он внимательно беседовал с каждым школьником на встречах с участниками олимпиад, выявляя их теоретическую и практическую подготовку. Профессиональное качество Петра Семеновича ориентироваться в любых олимпиадных задачах вызывало восхищение не только у учителей, но и у членов жюри.
Другим значительным событием в физико-математическом движении в нашей республике является создание 45 лет назад Республиканской физико-математической школы при университете по инициативе доцента Якутского государственного университета И.Ш.Алиева. Как вспоминал директор школы №2 г.Якутска, в то время инспектор Министерства просвещения Валериан Никодимович Софронеев, именно министр Шарин и его первый заместитель Скрябин крепко поддержали новаторские идеи Алиева, предугадав будущее физико-технического образования в нашей республике. Из числа выпускников школы вышло множество научных и других высококвалифицированных кадров для республики, и сегодня школа развивается в статусе Республиканского лицея-интерната с высокими достижениями учащихся и педагогов на российском, международном уровнях.
Еще одним „детищем" П.С.Скрябина называют инспекторский корпус Министерства. На многочисленные рабочие командировки часто направлялся непременно 1-й заместитель министра. Во время таких командировок молодые коллеги из министерства многому учились у Петра Семеновича, поэтому благодарны, считают его своим наставником по управлению школами.
Как писала министр просвещения республики в 1981-88 годы Изабелла Ивановна Григорьева, „Скрябин Петр Семенович – это целая эпоха в Министерстве просвещения Якутии. В годы его работы решались глобальные вопросы системы образования, а имеющийся сегодня научный, культурный, профессиональный потенциал якутской интеллигенции был заложен в школах, где работали по учебным планам, программам, у истоков которых стоял, корректировал, осмысливал, отслеживал их результативность Петр Семенович Скрябин...". Этим сказано очень многое.
Рядовые учителя, директора школ, коллеги часто отмечали его эрудированность, феноменальную память, называли его „энциклопедией народного образования". Его уважительное отношение к старшим товарищам, ответственность, внутреннюю культуру и отзывчивость можно было узнать и по тому, как волновал его их быт, он мог принимать срочные меры, например, по обеспечению их дровами. Знали Петра Семеновича также принципиальным и оперативным, так, после сигнала о мешающих работе обстоятельствах в любом педколлективе, тут же давал задание инспектору выехать и разобраться на месте без всяких официальных докладных.
Петр Семенович досконально знал все проблемы образования: от учебников, школьных парт до кадров. Компетентно решал любые вопросы посетителей. К нему могли обращаться не только заведующие районными отделами, директора школ, но и простой рядовой педагог. Вспоминали сами учителя, как он внимательно их выслушивал, всегда старался помочь в решении вопроса посетителя.
Заслуженный учитель школы ЯАССР Нина Адриановна Расторгуева писала о том, что несколько поколений педагогов, в том числе и с Центральной России, с гордостью говорили: „Путевку в жизнь мне дал Петр Семенович!", потому что дорога в школу у молодых учителей начиналась с кабинета 1-го заместителя министра. И от него все выходили с гордо поднятой головой, просветленными лицами, а все потому, что он „...просто и задушевно расспрашивал их о дороге, учебе и родителях, рассказывал о республике и о школе., куда поедут работать...". Он хорошо знал каждую школу республики. При этом он отличался особым тактом и природной интеллигентностью.
Петр Семенович безмерно любил свою малую родину, родился он в 1917 году в 1 Жемконском наслеге Восточно-Кангаласского (ныне Хангаласского) улуса. Из восьми его родных годы войны унесли двоих старших братьев.
Вся жизнь и трудовая деятельность Скрябина Петра Семеновича, отличника народного просвещения РСФСР и СССР, заслуженного учителя школ ЯАССР и РСФСР, была посвящена развитию системы образования в Якутии. Высокий профессионализм таких руководителей способствует совершенствованию системы образования в республике.
Согласимся с мнениями его современников, что „он обладал поразительным видением будущего нашего образования".
Скрябина Г.З., методист
ГБНОУ РС(Я) „Республиканский ресурсный центр „Юные якутяне"
Информационное агентство МАНГАЗЕЯ