Почему платежи за «коммуналку» выросли в несколько раз. И кто а самом деле не дает сделать тарифы ЖКХ прозрачными. По сути, получается замкнутый круг: тарифы поднимаются из-за инфляции, а инфляция растет из-за повышения тарифов
Почему платежи за "коммуналку" выросли в несколько раз И кто а самом деле не дает сделать тарифы ЖКХ прозрачными
Андрей Захарченко
http://svpressa.ru/realty/article/176682/
Большинству людей в стране сейчас живется трудно. И ежегодное повышение платы за услуги ЖКХ только усугубляет ситуацию. Когда все точно знают, что с 1 июля в России, вне зависимости от обстоятельств тарифы возрастут, начинается их закладка в стоимость абсолютно всех товаров и услуг. В результате маховик инфляции начинает раскручиваться еще быстрее.
По сути, получается замкнутый круг: тарифы поднимаются из-за инфляции, а инфляция растет из-за повышения тарифов. Можно ли в принципе разорвать такую порочную традицию? И каким именно образом это сделать? Об этом "СП" побеседовала с членом Общественной палаты РФ, исполнительным директором Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ-Контроль" Светланой Разворотневой.
"СП": — Правительство утверждает, что плата за услуги ЖКХ поднялась не выше уровня инфляции. В июне, согласно официальным данным, она составила 4,4%. Однако в той же Московской области только тарифы на воду выросли на 4,9%. Это уже больше…
— В среднем по стране действительно получается рост платежей за ЖКХ в пределах 4%. Но для каждого региона предельный коридор устанавливается отдельно ноябрьским постановлением правительства. А какие именно тарифы и на сколько вырастут в этих границах, устанавливают региональные власти.
"СП": — Наш читатель Павел Мокшанов приводит интересные цифры. В Оренбургской области, пишет он, плата за "коммуналку" в однокомнатной квартире составляет 1700 рублей в месяц. А в соседней Самарской за аналогичное жилье — уже 2150 рублей в месяц. Чем объяснить такой большой разброс?
— В этом вопросе скрывается сразу два нюанса. Во-первых, что касается роста тарифов относительно предыдущего платежа, то здесь на самом деле очень много непонятного. Например, в Москве и Подмосковье тариф растет заметнее всего. Хотя тут и сети сравнительно новые, и производственные мощности есть. По идее, высокого роста здесь быть не должно, но он есть.
В то же время на Северном Кавказе плачевная ситуация с сетями, изначально заниженные тарифы. Однако там платежи практически не растут. И когда смотришь на все это со стороны, появляется ощущение, что чиновники берут с региона не столько, сколько нужно на самом деле, чтобы привести дела с "коммуналкой" в порядок, а просто в зависимости от платежеспособности населения. Где могут заплатить, там и повышают.
Лично для меня большой вопрос: почему же тарифы должны повышаться одновременно и по всей стране? Наверное, было бы правильней провести аудит каждого конкретного предприятия, рассмотреть программу модернизации его мощностей, и уже исходя из этого определять тариф. У нас же принято совершенно по-другому.
Справедливости ради стоит отметить, что есть и обратные случаи. Например, в Воронеже в прошлом году снизили тарифы на воду, в этом году понизили тарифы на тепло в Тамбовской области. Правда, это редкое исключение из общего правила. В целом же у нас тарифы растут, а качество услуг не повышается.
Второй нюанс: сколько на самом деле стоит ресурс в той или иной области? Разброс на самом деле колоссальный.
Возьмем, например, тепло, плата за которое составляет более 50% конечной цифры в платежке. Есть регионы, где гигокалория стоит примерно тысячу рублей, а есть районы, где ее цена доходит до 7?8 тысяч. Тот же Дальний Восток. И получается интересная вещь. В целом по стране тарифы ЖКХ ниже, чем в странах с сопоставимым климатом — Канаде, Швеции. Но платят россияне больше.
"СП": — Почему?
— Потому что мы платим в том числе и за потери, за неэффективную инфраструктуру, за отсутствие приборов учета и контроля. Минстрой считает, что ситуацию спасут частники, но ведь им же надо как-то компенсировать затраты. Поэтому тарифы и растут.
"СП": — Так как же исправить ситуацию?
— Только деньгами частников и граждан ситуацию не спасти, нужны бюджетные вливания. Я всегда с завистью смотрю на страны Восточной Европы. Ведь первое, на что им дал денег Евросоюз после принятия в свой состав, так это на перевооружение и модернизацию коммунальной системы. Первое, что сделала Западная Германия после объединения с Восточной — полностью переложила трубы и осовременила источники тепла.
На Западе прекрасно понимают, что это обязанность государства. Оно может оставить на усмотрение частников судьбу многоквартирного дома, но обеспечить поставку туда коммунальных ресурсов обязано именно оно. У нас же все это возложено законодательно на органы местного самоуправления. Но им либо не на что это делать, либо они банально не умеют. В результате 70-летнюю история воровства и потери ресурсов пытаются закрыть деньгами граждан.
"СП": — Вы говорите, что органы местного самоуправления в определенных вопросах ЖКХ не могут, не умеют наладить работу. Возникает вопрос — а кто у нас в стране определяет обоснованность тарифов? С ними как?
— Теоретически этим должны заниматься региональные подразделения Федеральной антимонопольной службы (ФАС), где-то они называются тарифные комитеты, где-то службами по тарифам. Но на самом деле никто точно не знает, насколько платежи реально обоснованы.
В 2013 году с просьбой создать системы контроля за тарифным регулированием обращался к Путину даже Дерипаска. В итоге было принято решение о создании в каждом регионе межотраслевых Советов потребителей из числа общественности, бизнеса и политических партий. Но они так толком и не заработали.
Стандарт раскрытия информации о тарифах надо менять. Сейчас ситуация такова, что подобную информацию, конечно, раскрывают, но ее трудно найти. Она разорвана, разобщена.
Кроме того, это еще и разный формат. Кто-то ведь размещает проект постановления, кто-то прикрепляет файлы PDF. И относительно недавно финская компания "Фортум" вышла на экспертный совет при правительстве с конкретным предложением: давайте мы сделаем единый стандарт раскрытия информация. Это будет выглядеть как та же заявка, которую предприятия подают в комитеты по тарифам, а размещать ее будем в каком-то конкретном месте. Скажем, на портале ФАС. И тогда все смогут проанализировать, сделать выводы.
Но это предложение не встретило понимания. И те же коллеги-тепловики сказали "Фортуму": вы же понимаете, что мы договариваемся с комитетами по тарифам. Где-то мы им идем на уступки, где-то — они нам. Если все это раскрыть, сразу же все обо всем догадаются.
"СП": — По вашим словам выходит, что если даже погруженные в тему специалисты не могут разобраться в тарифах, то рядовым россиянам и не стоит пытаться? Или все же какие-то механизмы для этого есть?
— Я думаю, что все-таки тарифы у нас устанавливает государство. И здесь, конечно, можно протестовать, возмущаться, но это действительно все очень сложно. Так что гражданам лучше все-таки сосредоточиться на учете коммунальных ресурсов, которые поступают в дом. Тут ведь тоже все не "слава богу". Тарифы могут быть и невысокими, но количество поданного ресурса все время завышают. Например, постоянно топят, как будто за окном тридцатиградусный мороз.
Информационное агентство МАНГАЗЕЯ