«Протестное голосование» может повториться на следующих выборах мэра Бердска
Считанные дни остались до выборов мэра Новосибирска. И предвыборные настроения, вероятно, из-за географической близости, начинает охватывать и Бердск. Хотя выборы бердского градоначальника состоятся не скоро — срок полномочий действующего мэра истекает в 2015 году. Процесс ускорится, если арестованный по подозрению во взяточничестве Илья Потапов добровольно покинет пост главы. А пока у бердчан есть еще год (минимум — полгода), чтобы выбрать подходящих кандидатов, припомнить прошлые ошибки и оценить нынешнюю ситуацию.
Не "за", а "вопреки"
Сделаем ретроспективу в 2011 год. За кресло мэра борются двое — оглушенный успехом первого тура доселе никому неизвестный, скромный сотрудник СО РАН, коммунист Илья Потапов и представитель старой администрации, политика которой не менялась 14 лет, единоросс Владимир Штоп. Второму все прочат желаемую должность, ведь он все-таки "свой" в мэрии. Но все складывается иначе. Побеждает Потапов. Тогда это явление окрестили "протестным голосованием".
- Движение против предшествующей "тереповской" (Александр Терепа — экс-глава Бердска) администрации было настолько велико, что кто бы не выходил во второй тур вместе со Штопом, автоматически становился мэром, — вспоминает политолог Яков Савченко, который в то время был консультантом у кандидата от партии власти. — У меня сразу стало складываться впечатление, что победит именно Потапов, а не Штоп. И дело, повторюсь, не в личности Потапова. Дело в том, что неприятие администрации Терепы было столько сильным, что Штоп не был оценен как кандидат. То есть, не предвзятому взгляду помешал такой исходный фон раздражения.
Для Потапова правление городом закончилось драматично: розовый (так уж вышло) пакетик с деньгами (часть взятки в 3 млн рублей), ОМОН, руки за спину, лицом в пол. Одни зловеще потирали руки: "Попался, голубчик!", вторые утирали слезы разочарования и обиды, третьи твердили: "Подстава!". Притом, и первые, и вторые, а особенно третьи нередко оказывались теми, кто ставил галочку в бюллетени именно напротив фамилии "Потапов". Но опять не тот, опять не за того, снова разочарование.
Владимир Штоп сейчас работает замминистра экономики региона и предпочитает не комментировать политическую ситуацию в Бердске ни тогда, ни сейчас. Он подчеркивает, что сейчас перед ним стоят совсем другие задачи, и признается, что о текущих событиях в городе узнает из газет.
Кандидатов не видно на горизонте
Исполняющим обязанности главы на время ареста Потапова стал по регламенту Андрея Михайлова, первый зам. Но в отличие от Штопа (он тоже несколько месяцев был и. о. главы, когда Терепа ушел возглавлять областной Пенсионный фонд), на Михайлова не пала тень прежней власти, хотя он достаточно долго проработал в "потаповской" команде. Более того, Михайлов чуть ли не противопоставил себя опальному мэру. Это проявилось, в первую очередь, в резкой кадровой перестановке в администрации. "Неэффективных" выставили за дверь. От прежней команды остались единицы. И результат на лицо: клумбы стали зеленеть, дороги выпрямляться, коммуналка постепенно избавляется от многомиллионных долгов, даже свалка городская стала приличнее и меньше горит.
Но осенью 2013-го буквально на каждый шаг Михайлова народ стал отвечать пикетом. Снос киосков, новая схема теплоснабжения города, разговоры о возможной ликвидации частной котельной ТГК-1, скандальные аудиозаписи, говорящие о его слиянии с бизнесом, "Город лидеров" с заборами на побережье… Какое-то время редкий день в Бердске выдавался без акций протеста. Агрессия и негодование разрастались. Затишье наступило после Нового года. Но, вероятно, перед бурей. Появился некий костяк общественников, настроенных по отношению к Михайлову оппозиционно. Объединяться против новшеств временной власти стали даже прежние неприятели.
- Понятно, что конец карьеры Потапова был связан именно со взяткой, а не с политической провокацией, как это принято считать у коммунистов, — рассуждает Савченко. — Плюс к тому это правление и. о., не побоюсь этого слова — временщика Михайлова, который, по-моему, является человеком ведомым и близким к бердскому олигарху Голубеву. Весь этот негатив накапливался годами, и было бы странно, если бы жители Бердска продолжили бы молча все это воспринимать. Поэтому сейчас даже внешние вопросы, относительно безобидные и неполитизированные, просто детонируют в обществе. И настроение людей выливается в протестные формы. Это естественное развитие событий.
Но как всегда, когда в России идет речь об оппозиционных настроениях, чрезвычайно важно, что останется в сухом остатке. Будет ли сформирован хотя бы небольшой актив людей, которые будут готовы тратить себя, свое личное время для того, чтобы восстанавливать ситуацию в городе, чтобы привести в порядок и жизнеобеспечение Бердска, суметь выстроить какую-то перспективу. Вот это всегда очень важно, потому что российская политическая жизнь очень инфантильна, носит такой подростковый характер. Часто, сказав "А", не говорят "Б". Так сказать, все обрывается на полуслове и остается в незаконченном виде.
Очень важно, какие конкретные формы это протестное движение примет в Бердске. Здесь очень важна специфика личности. Мало примеров в России в целом, когда к власти приходит оппозиция и показывает то, что она может действовать существенно эффективней. А российская оппозиция, в большинстве случаев, формируется из двух элементов — демагоги и представители криминала. Но повторяю, все зависит от конкретных фигур: будут ли они найдены в Бердске, я сказать не могу. Я уже отмечал не раз, что в Бердске, как и в Новосибирске сейчас, кандидатов много, а голосовать не за кого.
Бердское сообщество, которое от иных отличается обилием свободной прессы (а это серьезное подспорье в решение многих проблем города), по мнению политолога, пока еще не в состоянии выбрать своих кандидатов:
- Я не провидец и придерживаюсь всегда скептической точки зрения, но надеюсь, что бердчане организуются и выдвинут кого-то приемлемого. Времени достаточно. Нужно как следует смотреть по сторонам. Даже если не будет найден идеальный мэр для Бердска, нужно выдвинуть как можно больше по-настоящему независимых и грамотных людей в состав горсовета Бердска, чтобы как-то уравновесить исполнительную власть и лучше ее контролировать, если следующий избранник не будет обладать всеми необходимыми качествами.
А для этого всего-то и нужно, что внимательнее относиться к кандидатам. Ведь избиратель как младенец — внимание моментально притупляется. В представлении политолога вся избирательная система России движется по замкнутому кругу. Избиратели не знают, за кого голосовать, своих кандидатов не предлагают — а вдруг предаст? И вообще большинство предпочитает на выборы не ходить, опираясь на устоявшийся тезис: "Все уже решено за нас". Вот как только избиратели разорвут этот круг, тогда и жизнь поменяется.
Область готова работать с любым кандидатом
Сейчас в Бердске складывается непростая ситуация. И ждать, что придут и все исправят областники — бессмысленно.
Настоящей "бомбой" для народного волнения стала история со скандальными аудиозаписями разговоров при участии олигарха Виктора Голубева, депутатов и представителей исполнительной власти Бердска. В то время, как бердчане выходили на улицу с плакатами практически ежедневно, региональная власть молча занималась своими делами. Хотя комментарий главы региона или хотя бы его зама был бы вполне логичным.
Губернатор Василий Юрченко высказывал свое мнение по поводу ареста Потапова, "газового кризиса", "частной лавочки" в здравоохранении (именно так он окрестил Лечебно-диагностический центр, который остался подведомственным муниципалитету, что с 2012 года запрещено законом). Экс-замгубернатора Андрей Ксензов назвал осенью 2013-го власть Бердска "деградирующей даже в умственном плане", не способной самостоятельно решать задачи. Но вот скандал с записями, к которому оказались привлечены и следственные органы, остался для областников незамеченным.
Яков Савченко объясняет это так: - Во-первых, у областной власти у самой забот хватает. А во-вторых, Бердском занимался Ксензов, который сейчас от областной власти откололся и оказался в другом лагере. Поэтому ответственных за ситуацию в Бердске конкретно нет. А это опять упирается в другой вопрос: "А что делать-то с этой ситуацией?". Такого понимания нет. И не только потому что заняты, не только потому, что о Бердске не думают, хотя и это все присутствует, но именно потому, что ситуация патовая. И рассчитывать здесь на эффективную помощь со стороны областной власти, в общем-то инертного и далеко не всегда работающего механизма, я бы не стал. Но с другой стороны, я часто принимаю участие в выборах в качестве консультанта, аналитика, я видел, что, как это не удивительно, областная власть выступает со стабилизирующей ситуацию ролью.
Вице-губернатор Виктор Козодой считает, что областная власть и не должна была никак реагировать на скандал с аудиозаписями. Он, как и местные управленцы, сомневается в законности распространения аудиофайлов, поэтому подчеркивает, что с этим должны разбираться правоохранительные органы, а не региональное правительство.
- Область будет работать с любым человеком, кого изберет само население. Я думаю, что некая нестабильность зародилась в силу того, что нет определенности с самим мэром. Пока идет суд да дело, Михайлов исполняет обязанности, и это всегда подрывает некое такое стабильное состояние. И ему непросто работать в этих условиях, и народ чего-то требует, и вполне законно требует. Но пока не разрешатся эти вещи (дело Потапова), напряжение будет. К сожалению, мы никак не можем из этой ситуации выйти, потому что есть закон: пока человек не отстранен от должности мэра, он остается вполне законным главой, а все остальные могут только исполнять его обязанности. Сколько это может продолжаться? Это вот опять огрехи нашего федерального законодательства.
Как рассказал Козодой, работать с Михайловым проще. Проблем и напряжения во взаимодействии с ним у области не возникает. Здесь стоит напомнить, что у Потапова с региональной властью были определенные трения. И дело было не только в партийной принадлежности, но и во многих "странных" решениях главы.
- То, что Михайлов не устраивает население, это уже вопросы больше к нему, чем к нам. Просто одно дело, когда человек избран горожанами, ему и работать гораздо проще. И так не только с Михайловым, в стране в целом такая ситуация, — оценивает Козодой.
На вопрос о том, есть ли шансы у Михайлова стать мэром, Виктор Иванович решил не отвечать. Во-первых, Андрей Геннадьевич сам пока не решил — пойдет он в градоначальники или нет. Во-вторых, выборов может и не быть. Ведь теоретически есть вероятность, что Потапова в суде оправдают. Однако Козодой называет Михайлова грамотным и образованным управленцем.
Терпеть и ждать
Гендиректор БЭМЗа и депутат регионального заксобрания Виктор Осин тоже считает, что для Бердска наступило действительно тяжелое время: после ареста Потапова пошла волна негатива, которая создала такой неблагоприятный фон, на котором любое решение власти расценивается как отрицательное. Виктор Константинович не берется судить, какой Михайлов — плохой или хороший, но он видит в нем стремление сделать жизнь бердчан лучше. А мешает ему во всех начинаниях, как это отмечал и Козодой, приставка "и. о.". Ведь именно на долю Михайлова выпадают архиважные решения для Бердска, ответственность за которые должен нести только глава, без всяких "приставок" и оговорок.
- Никакой безнадежной ситуации нет. Это первое. Во-вторых, всем надо понимать, что в связи с тем, что были такие серьезные проблемы с властью, серьезные замечания к власти, создан негативный фон, который некоторое количество людей постоянно выкидывает на общественное обсуждение в разных формах, не буду комментировать, каких. Третье: ничьей тут нет вины — ни Михайлова, ни губернатора, ни Осина, что сегодня мы не можем решить самое главное — выбрать главу. И чтобы он был постоянно работающим, что ему дан срок пять лет, и что он принимал бы решение без оглядки на то, что завтра он может не работать. Вот здесь нет ничьей вины, ведь все должно быть по закону. А по закону нужно решение суда по Потапову. Эту волну негатива сейчас надо просто перетерпеть. Это естественный процесс. Как говорят: беда не приходит одна. Так и у нас: чуть немного что, и всплывает, всплывает, всплывает… Это естественно.
По мнению Осина, "вспомнить все" бердчане должны накануне выборов. Вдумчиво отнестись к кандидатам, не поддаваться на истеричные лозунги и делать выбор осознано.
Работа над ошибками
Сейчас у бердских чиновников принято считать, что любое упоминание о взятке Потапова или скандальных аудиозаписей — это ничто иное, как "раскачивание лодки", дестабилизация обстановки, майдан, Сирия, переворот…. Хотя это как раз то, о чем выше говорил Савченко — напоминание избирателю, который уже через пять минут забывает все обиды и опять делает неправильный выбор.
И самиздат Егора Савина, местного "солидариста", успевшего уже завоевать в мэрии репутацию госдеповского шпиона, и митинги Татьяны Новой, координатора Общественного экспертного совета Бердска, и редкие пренебрежительные выкрики из толпы на городских торжествах: "Ну, что, когда на отчет, к хозяину?" — все это лишь напоминание о том, о чем избирателю забыть нельзя.
Ведь на самом деле никто не бежит на площадь с шашками наголо, прочитав листовку Савина или его сторонников. Никто не готовит "коктейлей Молотова" и спецоперации по захвату мэрии. Высказывать свое мнение будут "галочкой" в бюллетени. Тут-то и необходимо вспомнить об опыте 2011-го: на одно лишь чувство протеста полагаться нельзя. И опасно.
Новость с сайта: Курьер.Среда.Бердск
Информационное агентство МАНГАЗЕЯ