Рейтинг@Mail.ru
Авторизация
Логин:
Пароль: забыли пароль?




Митрополит Иларион: Путь к вечной славе лежит через страдания, путь к воскресению лежит через смерть

25 марта 2018 года, в Неделю 5-ю, преподобной Марии Египетской, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в московском храме в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации игумен Митрофан (Шкурин), исполняющий обязанности представителя Московского Патриархата при европейских международных организациях игумен Филипп (Рябых), клирики храма.

После сугубой ектении владыка вознес молитву о мире на Украине.

По завершении богослужения митрополит Иларион обратился к верующим со словом проповеди:

"Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В течение Великого поста по субботам и воскресеньям читается, согласно церковному уставу, Евангелие от Марка. В этом Евангелии изложены, в основном, те же самые события, о которых рассказывается в Евангелии от Матфея, но иногда евангелист Марк добавляет подробности, позволяющие лучше увидеть эти события.

Вот, например, евангелист Матфей повествует о том, как Господь Иисус Христос восходил в Иерусалим для того, чтобы встретить там Свою последнюю Пасху, пострадать и умереть за спасение людей. И он рассказывает, как на пути в Иерусалим Спаситель предсказывал Своим ученикам о том, что будет предан на суд, будет распят, умрет и воскреснет. Читая то же самое в Евангелии от Марка, мы видим, что Господь Иисус Христос восходит в Иерусалим, а ученики идут за Ним на некотором расстоянии. Это маленькая деталь, на которую обратил внимание евангелист, но говорит она об очень многом.

На протяжении всей евангельской истории мы видим Иисуса Христа окруженным группой Его учеников. Он идет, останавливается и что-то им говорит, ученики Его спрашивают, а Спаситель им отвечает. Но здесь картина другая: мы видим, что Господь идет один, а ученики следуют за Ним на расстоянии. Они не хотят идти в Иерусалим, ибо слышали много раз от Учителя предсказания о том, что в Иерусалиме Его ждут смерть и страдания, и не хотят, чтобы это произошло.

А почему Господь Иисус Христос с такой целеустремленностью идет на страдание? Потому что Он знает, что такова воля Бога Отца. Для этого Он пришел в мир, и к этому событию вся Его жизнь ведет так, как это предначертано волей Божией, так, как это было предсказано в Священном Писании Ветхого Завета. Ученикам трудно об этом слышать, потому что они совсем по-другому представляли себе будущее. Им кажется, что их Учитель заслужил того, чтобы быть прославленным, стать царем и принимать царские почести.

Тем более, на протяжении всего времени Его служения ученики слышали от Христа о царстве. Иисус, правда, говорил то о Царстве Небесном, то о Царстве Божием, но слово "царство" очень прочно врезалось в их сознание. И ученики думали, что, наверное, если уж Спаситель из Галилеи идет в Иерусалим, то ни для чего иного, как для того, чтобы там стать царем. В их воображении представлялась будущая слава, в которой Христос воссядет на престоле, и сами они воссядут на двенадцати престолах, как Он им предсказывал, говоря: "В пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых" (Мф. 19. 28). Ученики Христовы эти слова, конечно, услышали, и их очень вдохновляла такая перспектива – они, простые люди, например, галилейские рыбаки, будут возвышены настолько, что, воссев на престолы, станут судить колена израилевы.

Когда Иисус шел в Иерусалим для того, чтобы там пострадать и умереть, а ученики следовали на некотором расстоянии от Него, двое из них, как повествует евангелист Марк, нашли в себе смелость подойти к Спасителю и сказать: "Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей" (Мк. 10. 37), то есть на первые места в этом "президиуме" из двенадцати мест. В Евангелии от Матфея рассказывается, что мать этих двух учеников подошла и просила о том Иисуса. А евангелист Марк говорит, что подошли сами ученики – братья Иаков и Иоанн; возможно, и мать их была где-то рядом. Так или иначе, они вынашивали мысль: раз Спаситель предрек, что ученики Его будут восседать на престолах, то не лучше ли сразу застолбить за собой два первых места, чтобы братья воссели по обе стороны от Господа, – наверное, справа старший, а слева младший, дабы никто другой не вклинился в этот триумвират сидящего на Престоле Судии и двух братьев, воссевших рядом с Ним.

Но Иисус Христос охлаждает пыл этих двух братьев, которых Он в свое время назвал сынами громовыми – может быть, за их излишнюю горячность, как говорят некоторые древние толкователи. Господь спрашивает их: "Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?" (Мф. 10. 38). Они отвечали, что могут, поскольку совершенно не представляли, что ожидает их Учителя в самом скором времени. Их мысли в тот момент целиком заняты другой картиной: царь, восседающий на престоле. Христос говорит на это: "Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано" (Мф. 10. 39-40). Здесь мы видим удивительное доверие Сына к Отцу: Сын Божий идет принести Себя в жертву за спасение людей, но не только Свою судьбу Он предает в руки Бога Отца, но и судьбу Своих учеников. Поэтому Господь говорит о том, что не от Него зависит распределение мест в Царстве Небесном. Бог Отец распорядится, кого куда посадить: кого справа, а кого слева, кого рядом, кого – чуть подальше.

Ученики, подошедшие к Иисусу, не понимают, что ожидает Его, несмотря на то, что Спаситель это многократно предсказывал. И вот мы видим, что, с одной стороны, ученики предсказания Его слышат, они боятся того, что должно произойти, и даже дистанцию соблюдают между собою и Учителем. А, с другой стороны, они продолжают думать об ожидающей их славе.

Неслучайно Святая Церковь установила читать этот евангельский отрывок за неделю до начала Страстной седмицы и за две недели до праздника Святой Пасхи. Во-первых, мы видим здесь одно из ясных предсказаний о том, что Господь Иисус Христос пострадает и умрет, но не только умрет, но и воскреснет из мертвых. А, во-вторых, здесь содержится указание на то, как люди должны помышлять о себе в перспективе вечной славы Господа Спасителя. Мы ведь тоже, подобно ученикам Иисуса Христа, которые слышали Его поучения, эти поучения слышим и читаем. И мы тоже относим к себе обетования, которые Господь дает верующим в Него и любящим Его. Мы тоже вдохновляемся видением небесной славы, в которой рядом с Господом Спасителем воссядут на престолах те, которые Ему были верны. Но нужно также помнить, что Христос сказал братьям Иакову и Иоанну, сыновьям Зеведеевым: путь к вечной славе лежит через страдания, путь к воскресению лежит через смерть. Этим путем прошел Спаситель, и этим путем Он ведет Своих учеников и всех, кто пожелает за Ним последовать.

Кто-то из учеников Господа удостаивается мученической смерти, и мы знаем из истории Церкви немало примеров того, как верующие во Христа становились жертвами гонений и преследований, отдавали свою жизнь за имя Христово. Но и тех, кого Господь не призывает к мученическому подвигу, Он призывает к тому, чтобы они исполняли Его заповеди, что тоже сопряжено с трудом, со страданием, с болью о своих грехах, о своей неспособности быть такими, какими Бог заповедал нам быть, и с покаянием, которое тоже является своего рода мученическим подвигом, даже если этот подвиг незаметен для окружающих людей.

Мы с вами вступаем в шестую неделю Великого поста, которая ведет нас к Страстной седмице. В течение этой недели мы еще будем приносить покаяние в своих грехах, а когда наступит Лазарева суббота и вслед за ней – праздник Входа Господня в Иерусалим, мы погрузимся в воспоминания спасительных Страстей Христовых. Вместе с нашим Господом Спасителем мы будем проходить через последние дни, часы и минуты Его земной жизни. Мы услышим в Евангелиях о том, как Господь был предан одним из Своих ближайших учеников – тех, кому было уготовано сидеть на двенадцати престолах; предавший не удержался в этой славе, потому что не смог воспринять весть о том, что путь к славе лежит через страдания. Мы услышим о том, как Господь Иисус Христос был осужден на смерть, как Он в страшных нечеловеческих страданиях умирал на Кресте, как тело Его было погребено, как потом Он воскрес из мертвых и являлся Своим ученикам.

Будем готовить себя к Страстной седмице и празднику Святой Пасхи. И будем просить Господа о том, чтобы Он дал нам силы запечатлеть в своем сердце и в уме все то, что мы в ближайшие две недели услышим из святого Евангелия и из церковного богослужения. Аминь".

Служба коммуникации ОВЦС

Олег Андреев, по материалам Отдел внешних церковных связей РПЦ
Информационное агентство МАНГАЗЕЯ
Заметили ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий
Коммментариев: (0)

Добавить комментарий

 

10.09.24 в 10:44
8851
Локальный ремонт царапин и сколов на кузове автомобиля

Подробнее, о установить карнизы для штор цена в Новосибирске

Все о бизнесе и визах в Великобританию на UKBusiness.ru

ТОП 5 новостей
За сегодня За неделю За месяц