Непаханное поле блюграсса
Как известно, та музыка, что мы называем "кантри", у себя на родине, в США, именуется блюграсс. Одна из особенностей этого стиля — звучание акустических инструментов: банджо, мандолины, скрипки, гитары, контрабаса. В Нижнем Новгороде за всю музыку кантри издавна отвечала группа "Кантри Салун".Летописи утверждают, что рождена она была еще в 1979 году в институте иностранных языков им. Добролюбова. Разумеется, через "Кантри Салун" прошли десятки музыкантов. В 1983 году в ее состав влился Михаил Душин, и с его именем эта команда с тех пор и ассоциировалась. В активе "Кантри Салун" бесчисленное количество выездов на европейские и американские фестивали. Только в одном 2010 году Душин со товарищи дали 40 концертов в США. В том же году музыканты переименовались в The Grass Pistols.
— Михаил, я посмотрел все ваши гастрольные видео. И на многих у вас на мандолине играет Татьяна Печенова. Однако в составе, приведенном в "контактном" сообществе, ее нет. Почему?
— У Татьяны сейчас другой состав. Сегодняшний состав — банджо, добро, бас и барабаны, и появился он совсем недавно. Барабанщика взяли этой зимой. А на добро играет музыкант из Москвы, тут никого не нашли. Искали кого-то на мандолину, которая в блюграссовом составе частично выполняет перкуссионную функцию, но ввиду отсутствия мандолинистов, пришлось включить в состав барабаны, хотя они в этом жанре редко встречаются. Ни на одном блюграссовом фестивале я не видел барабанной установки на сцене.
— Думаю, блюграсс в Америке тоже не везде развит, а в основном в юго-восточного части. И вы, кажется, именно там и выступали. Но как в самом сердце кантри-музыки принимают российских музыкантов, играющих их музыку? Для них это экзотика?
— Блюграсс в США играют везде, но поскольку исторически он появился на юго-востоке, там его просто больше — и коллективов, и событий. Но мы выступали и на Севере. Например, в Вашингтоне у нас было несколько концертов, которые прошли на ура. И публика там в любом случае, знакома с этой музыкой. Чего не сказать о России. У нас играют все заокеанские жанры: рок, блюз, джаз и даже рэп, а слово "блюграсс" зачастую даже не слыхали. Хотя этот жанр может дать сто очков вперед тому же популярному року. Принимали нас очень хорошо. Да, для многих было весьма экзотично увидеть подобный коллектив из России. Но они и представить себе не могли, что мы можем исполнять их музыку на таком уровне. И еще многие отметили, что наш репертуар на 90 процентов состоит из своего материала.
— А скажи, в своих вещах вы остаетесь внутри традиции или все же привносите в блюграсс нечто из других стилей, например, из русской музыки?
— Из русской музыки мы вряд ли что-то можем привнести. Хотя на местных корпоративах играем иногда русские хиты — "Песню про оленя", "Бременских музыкантов". Но лишь там, где сильно просят.
— Неужели вас приглашают на корпоративы?
— Запросто! Люди устраивают вечеринки в стиле дикого запада. А кого еще из местных музыкантов позвать на такое мероприятие? В Москву тоже зовут.
— Но песен на русском ты не пишешь, так?
— Поем на английском языке с самого начала. Наш коллектив возник с целью исполнения традиционной музыки Америки. Потом сами начали сочинять песни. Пробовал писать на русском, но понял, что далеко не Пушкин. Английский примитивней в плане клише и общепринятых ожидаемых оборотов для стихосложения. Не знаю, может, ещё и приду к сочинению на русском.
— Ты жил в США целый год. А как тебе это удалось? Пребывание было связано исключительно с музыкой?
— Попал в США по приглашению и жил, зарабатывая музыкой. Здесь я себе этого позволить не могу. Нет такого спроса. В США нам иногда приходилось отказываться от концертов, так как физически не успевали играть по нескольку концертов в день в разных местах. А работа в США просто ради работы меня никогда не интересовала. Я ведь музыкант.
— Но если здесь сложнее зарабатывать, почему же ты вернулся?
— Можно было остаться только при наличии артистической визы, контракта от работодателя и при наличии юридических документов. А у нас была туристическая виза, по которой мы могли гостить до года, что и сделали. Но теперь, после столь продолжительного пребывания там по гостевой визе, могут возникнуть вопросы в посольстве. Лишь серьезная артистическая виза может помочь. На это нужны большие средства на оплату адвокатов с двух сторон. Мы оставили эту идею до лучших времен. А вообще в США нелегко зарабатывать музыкой — велика конкуренция. Особенно в той местности, где мы жили. Люди очень искушенные в музыке, и особенно в нашем жанре. Мы взяли публику своим материалом, и когда американец тебе говорит спасибо за то, что ты заставил его полюбить блюграсс, это дорогого стоит.
— А западные фестивали оплачивали вам проезд? Или вы находили стороннее финансирование?
— Фестивали оплачивают дорогу и проживание.
— Я сам дважды был в США и ходил по концертам, клубам. Но, по моим ощущениям, люди слушают в основном поп-музыку. Правда, я был в Калифорнии. И потому немного удивлен, что можно играть блюграсс в клубах по два раза в неделю. Может, лишь на юго-востоке…
— Нет, там блюграсс играют повсюду. На свадьбах, городских праздниках, в парках, на заправочных станциях. Где праздник — играют блюграсс. И в Калифорнии сейчас большое движение по пропаганде этой музыки.
— Знаешь ли ты группу Punch Brothers? Состав у них блюграссовый, но играют с радмохэдовскими интонациями. Поэтому их любит молодежь. Они продляют жизнь древнему жанру, обогащая его новыми смыслами. Такое тебе не интересно?
— Конечно, знаю! Я общался с Крисом Тиле. Они играют то, что хотят, и свою музыку не притягивают за уши ни к чему, кроме блюграсса. У них много чисто блюграссового материала, в том числе народной музыки. Существуют коллективы, которые играют блюграсс ближе к традиции, но со своим звучанием. Это как раз то, к чему мы пришли. Но тоже не собираемся оставаться в этой нише, а ищем пути дальнейшего расширения жанра. Блюграсс — непаханное поле! Было бы желание и время.
— И еще вопрос по голосу. Я не знаю, природный у тебя такой высокий голос или петь так — это традиция блюграсса?
— Голос у меня всегда был такой. Мне трудно петь в более низком регистре. Хотя в том, что ты сказал, есть рациональное зерно. У "отца" блюграсса Билла Монро был высокий голос, и многие последователи решили, что это — требование жанра, которое было взято за образец. Но в блюграссе нет каких-то требований по поводу вокала. Есть и сопрано, и бас. Дело вкуса и вокальных данных исполнителя.
Вадим Демидов
Информационное агентство МАНГАЗЕЯ