Смотритель Эрмитажа о вандализме: Все картины под стекло не спрячешь
В Москве из-за водки и "недостоверных исторических фактов" серьезно пострадала картина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года". Директора Третьяковки и Эрмитажа назвали этот инцидент "страшным и пугающим" и "отражающим общую атмосферу нетерпимости и злости". Теперь уже ребром встал вопрос о том, как не допустить таких случаев. "Комсомолка" анонимно расспросила рядовых сотрудников Эрмитажа, насколько защищен музей от вандалов.
"ЧТО МОГЛА СДЕЛАТЬ ХРУПКАЯ БАБУШКА В ТРЕТЬЯКОВКЕ?"
В рабочий полдень Дворцовая площадь полна народу. Зазывалы, живые статуи, множество Петров Первых разной комплекции, тьма туристов. Во внутреннем дворе Эрмитажа человеческий зигзаг очереди в кассы растянулся где-то на триста метров. На билетных терминалах висят таблички с извинениями за неисправность. Внутри музея первая же попавшаяся смотрительница оказалась весьма расположена к разговору.
- Возможно ли повторение третьяковского ЧП в Эрмитаже?
- А вы первый день на свете живете? Сумасшедших никогда не видели? Недавно меня врачи обязали много гулять. Спустя несколько таких затяжных прогулок могу точно сказать – неадекватные люди сейчас везде. У нас в России они могут оказаться даже на космодроме. Как от них защититься? Что могла сделать хрупкая бабушка в Третьяковке? Кинуться на него? А картины? У нас вот Да Винчи и Рафаэль находятся под защитным стеклом, которое сложно разбить. Но все произведения под стекло не спрячешь. А мебель, скульптуры? От вандализма мы, увы, не застрахованы!
"Уровень культуры у людей должен быть такой, чтобы даже мысли о порче произведений искусства не допускать". - мечтают в музееФото: Олег ЗОЛОТО
Первый этаж забит людьми. Несколько туристических групп впритирку продвигаются по залу Юпитера. Следующие три встреченных смотрителя внимательно следят за посетителями. Беседовать отказываются: "Нам с посетителями разговаривать запрещено, у нас тут везде камеры". По пути через несколько залов приходится отметить, что абсолютное большинство экспозиций действительно не защищены ничем. Становится немного не по себе. Это ощущение разделяет второй пошедший на контакт сотрудник музея:
- Страшно, очень страшно. Но что поделать? Большинство экспонатов защищает только табличка "не трогать". Есть сигнализация. И охрана. Тот товарищ из Третьяковки пьяный был. Но раз охрана его на входе не задержала, видимо, не сильно подвыпивший. Или поток большой был – не заметили. У нас бы пьяного не пропустили.
Реставрация картины "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" обойдётся в пять миллионов рублей.Фото: REUTERS
"ВАНДАЛИЗМ – ВЕЩЬ СПОНТАННАЯ"
Последний громкий акт вандализма в Эрмитаже случился в 1985 году. Сумасшедший облил картину Рембрандта "Даная" серной кислотой и дважды нанес удары ножом. Литовец Бронюс Майгис объяснил свой поступок политическими мотивами. Работы по восстановлению длились 12 лет. Сейчас уже Минкульт и руководство Третьяковки выступают за резкое ужесточение наказания по статье 243 УК РФ ("Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия") Третий мой собеседник эти меры считает недостаточными:
- Ой, не знаю. Единственной эффективной защитой может быть жестокое наказание. Но оно будет работать только на тех, кто это преступление задумывает. А кто задумывает вандализм? Это вещь спонтанная. Тот в Москве наверняка без таких намерений пришел. Уже на месте решил. Просто уровень культуры у людей должен быть такой, чтобы даже мысли о порче произведений искусства не допускать. Но это, к сожалению, фантастика.
Пресс-служба Эрмитажа от комментариев по поводу защищенности экспонатов отказалась.
Читайте также
Третьяковка ответила на 12 неудобных вопросов про атаку вандала на картину "Иван Грозный и сын его Иван"
Информационное агентство МАНГАЗЕЯ