Не пора ль навсегда распрощаться с талонами? Это неудобно и льготникам, и перевозчикам
Мы уже неоднократно поднимали вопрос о проблемах общественного транспорта в Балакове и не только. Если коротко, то суть ее предельно проста. Это низкие доходы населения при достаточно высокой себестоимости затрат на организацию перевозок населения.
Компенсировать эту разницу в покрытии реальных расходов, которые несет перевозчик, и существующим тарифом за счет бюджета просто нереально. Ни о каком развитии, обновлении транспортного состава не может быть и речи. По подсчетам перевозчиков "грязная" выручка с маршрута в день составляет 3 700 – 4 300 руб. По данным проверок со стороны администрации эта цифра все же чуть выше – 5 800 – 7 700 руб. Но и эта сумма не спасает перевозчиков от медленного "умирания". Значительную часть пассажиров в Балакове (30-50%) составляют льготники – пенсионеры, ветераны труда, инвалиды. За провоз льготных категорий граждан государство возвращает перевозчикам лишь незначительную сумму. Этих средств едва хватает перевозчикам на то, чтобы существовать. При таком положении дел общественный транспорт в городе может в один прекрасный момент просто встать. Что уже произошло во многих небольших райцентрах.
Какой может быть выход из патовой ситуации? Для перевозчиков очевидно, что спасти их может только повышение стоимости проезда льготных пассажиров. Вопрос лишь в том, на чьи плечи это повышение ляжет – непосредственно на балаковцев или на бюджет региона. Понятно, что заставить сейчас пенсионеров платить за проезд больше, значит вызвать социальное напряжение в городе и районе.
Поэтому директор ООО "Арпо-транс" Анатолий Безбородько, который является пионером в сфере пассажироперевозок в нашем городе, предлагает простую и прозрачную схему выхода из кризиса: отдать льготникам на руки причитающуюся им сумму компенсации.
- Талонная система, которая сейчас существует, порочна. Во-первых, из без того мизерных 8 рублей, которые выплачивает государство за проезд льготника, до нас, перевозчиков доходит только 5-6. Эта сумма обкладывается налогом на доход. Кроме того, автопредприятие вынуждено держать еще специального человека, который ведет сбор и учет талонов. Во-вторых, весь процесс обеспечения талонами льготников настолько громоздкий и затратный, что это просто уму непостижимо. В этом процессе задействовано множество специалистов социальной службы, которые тратят уйму времени, сил и государственных денег на то, чтобы сначала выдать эти талоны, а затем их собрать, учесть и передать в Минсоцразвития. Я уже не говорю о том, сколько денег уходит на то, чтобы напечатать эти талоны – миллионы! Так не проще ли перенаправить эти средства на самих льготников? Отдать людям на руки те самые 150 рублей только не в виде талонов, а деньгами. Плюс сюда же добавить те деньги, которые тратятся Управлением соцобеспечения района на выдачу, сбор и учет талонов, а это около 400 рублей, – говорит Анатолий Никофорович. – Представьте себе, льготник получит на руки 550 рублей, и будет покупать проездной билет за 50% от его стоимости. Как говорится, катайся – не хочу! И тогда отпадет нужда во всей этой талонной волоките. Выиграют все: и льготники, и мы, как перевозчики, и государство. Мы будем получать от льготников живые деньги, причем сразу, а не с 2-3 месячной задержкой, как это уже бывало не раз.
По подсчетам Анатолия Безбородько такая схема даст возможность перевозчикам аккумулировать средства для обновления транспорта и тем самым спасти ситуацию.
Наверное, это и правда открыло бы у перевозчиков второе дыхание. Вот только найдет ли эта инициатива поддержку у областной Думы и правительства региона? Анатолий Никифорович не первый год пытается донести необходимость монетизации льготного проезда, выходил с этим предложением и в Общественную палату региона, писал неоднократно губернатору области. Но воз и ныне там. Талонная система – это возможность для прокручивания бюджетных средств и всякого рода серых схем, что приносит нечистым на руку чиновникам и бизнесменам хорошие доходы. Взять к примеру у нас в городе маршрут №10. Все прекрасно знают, что на этом маршруте работают в подавляющем большинстве микроавтобусы и что льготников они практически не берут. Но ведь талоны за проезд они сдают. Спрашивается, а откуда берутся эти талоны? И это далеко не единственная метаморфоза с талонной системой.
Автор: Андрей БУДЯКИН
Информационное агентство МАНГАЗЕЯ