«Флот – это честь, верность слову, долгу и Родине»: интервью с ветераном ВМФ Сергеем Федоровым
В День Военно-Морского Флота России капитан 1-го ранга, член Попечительского совета РАНХиГС Санкт-Петербург рассказал, чему учит служба на флоте, какие знания, навыки и умения морского офицера помогают потом на гражданке, и на каких примерах следует воспитывать юных патриотов.Как сообщили корреспонденту Информационного агентства МАНГАЗЕЯ, для Сергея Владимировича Федорова сегодня, в последнее воскресенье июля, особая дата. Почти 10 лет он служил на Северном флоте, был командиром первой боевой смены на многоцелевой атомной подводной лодке. Сергей Владимирович давно в отставке, но профессиональные навыки и жизненная мудрость, которые он усвоил на службе, до сих пор помогают в жизни.
В День Военно-Морского Флота капитан 1-го ранга, председатель правления Ассоциации промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга,член Общественного совета Санкт-Петербурга, член Попечительского совета РАНХиГС Санкт-Петербург поделился своими воспоминаниями о службе и дал советы молодому поколению.
Сергей Владимирович, расскажите, как вы попали на флот?
— Я из семьи морского офицера. Мой отец, дед и прадед были военными. Поэтому я не видел для себя иного пути. В 1971 году поступил, и через два года с отличием окончил Ленинградское нахимовское военно-морское училище. Затем без экзаменов поступил в высшее военно-морское училище радиоэлектроники имени А.С. Попова на факультет радио-технического вооружения подводных лодок. Окончив его с отличием, попал служить на атомные подводные лодки Северного морского флота. Сначала был командиром группы на ракетных подводных крейсерах стратегического назначения, а затем командиром первой боевой смены на многоцелевой атомной подводной лодке.
В чем тогда заключалась ваша задача?
— Выполняли боевые задачи не только в северных морях, но также и в Индийском и Атлантическом океане, везде, где это было необходимо и столько, сколько нужно, обеспечивая задачи защиту интересов нашей Родины, и всегда с боевым оружием на борту. Через пять лет, в 1983 году, поступил в Военно-морскую академию им. Крылова, которую с отличием окончил и планировал вернуться на Северный флот, но был оставлен в адъюнктуре и начал преподавательскую работу в Высшем Военно-морском училище радиоэлектроники им. А.С. Попова. Вместе с коллегами готовил специалистов-электронщиков для службы на кораблях ВМФ. В 1989 году, защитив диссертацию по теории управления сложными системами (искусственный интеллект), я был направлен в Академию ракетных войск стратегического назначения им. Ф. И. Дзержинского, ныне Петра Великого. Это было начало 90-х. В те годы, политика государства изменилась. Мы стали дружить со всем миром. Нам вдруг стало не нужно столько вооруженных сил. Не нужны разработки систем искусственного интеллекта для морфлота, да, и офицеров у нас вроде как многовато. В 1994 году я закончил свою карьеру в морфлоте в чине капитана 1-го ранга и ушел, как говорят, на гражданку.
Чему главному вас научила служба на флоте?
— Нет на морфлоте ничего ближе, чем соратники по оружию. Флот – это школа, которая отлично учит взаимоотношению с людьми. На подводной лодке звание не имеет значения. Как говорил мой командир: «Послушай, лейтенант, на корабле важен каждый моряк, мы все в одной лодке». Коллектив атомной подводной лодки – это абсолютно сплоченный коллектив. И жизнь там зависит от каждого члена экипажа. Нахимовское, Высшее военно-морское училище и Военно-морская академия дали мне блестящее образование. В том числе, понимание того, что такое философия и какое важное значение она имеет и в жизни человека, и в развитии обществ. А еще флот – это верность слову, верность долгу и, безусловно, – любовь к Родине. Чтобы мы не делали, о чем бы не думали, мы знали, что за нами страна. Мы должны ее любить, защищать и развивать.
Как вам кажется, что сегодня важно донести до молодежи?
— Защита Отечества – это долг каждого мужчины. И наши вооруженные силы справляюся с задачами военной операции. Наши заокеанские «партнеры», по моему мнениию, не заинтересованы в прекращении этого военного противостояния. Верховный главнокомандующий многократно предлагал всем сторонам конфликта сесть за стол переговоров. Мы никогда ничего плохого не желали украинскому народу. В Советском союзе мы служили все вместе. Более того, мой первый командир, который воспитывал меня и учил управлять атомным подводным кораблем, был украинцем. Украина и Россия, как неоднократно подчеркивал наш президент Владимир Путин, это два братских народа.
Сегодня вы входите в Попечительский совет РАНХиГС Санкт-Петербург. Какова его роль и какие задачи перед советом стоят сегодня?
— Попечительский совет – одна из форм участия общества в управлении образованием. Это не просто поддержка и финансирование, а диалог с властью от имени вуза. Совет определяет направления развития образовательной организации. Вне всякого сомнения, мы должны смотреть, как развивается наша страна и проецировать это на наш вуз. Мы видим, что сегодня президент РФ поставил задачу укреплять связи с нашими африканскими коллегами. И, поскольку, я сегодня руковожу Ассоциацией промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга, мы обсудили эту тему с представителями бизнеса-сообщества, познакомились с послами стран Африки в Москве и некоторых из них пригласили в Петербург, в родной РАНХиГС. И я надеюсь, что в ближайшее время студентов из Африки в нашем вузе станет еще больше.
Что бы вы пожелали в праздник коллегам, друзьям, сослуживцам?
—Прежде всего того, что желают друг другу все морские офицеры: семь футов под килем! А подводники говорят: за то, чтоб число погружений равнялось количеству всплытий. И помните, чтобы не случилось, в какие бы ситуации не попадала наша великая и могучая Россия, она всегда из них выходила победителем.