Эксперт Владимир Николаев назвал обязательные условия для развития Северного морского пути
Логистический интегратор Росатома и Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики договорились о сотрудничестве при строительстве Западного транспортно-логистического узла в Мурманской области.Как сообщили корреспонденту Информационного агентства МАНГАЗЕЯ, компании подписали соглашение о сотрудничестве в рамках строительства Западного транспортно-логистического узла (ЗТЛУ). Наряду с аналогичным хабом во Владивостоке и флотом контейнеровозов ледового класса Западный транспортно-логистический узел в поселке Белокаменка Мурманской области, является инфраструктурной основой проекта «Евроазиатский контейнерный транзит». Он направлен на создание первой регулярной арктической линии для выполнения морских транзитных контейнерных грузоперевозок между восточной и западной частью Евразии через Северный морской путь. В Западном ТЛУ планируется производить перевалку грузов между специализированными контейнеровозами ледового класса и судами неледового класса.
Доцент факультета таможенного администрирования и безопасности РАНХиГС Санкт-Петербург, доктор экономических наук Владимир Николаев считает, что современные реалии свидетельствуют о необходимости развития альтернативы железной дороги с Дальнего Востока в европейскую часть России, и Северный морской путь вполне может стать этой альтернативой.
«СМП уже много лет является предметом обсуждения в логистической сфере, привлекая внимания транспортников как самый короткий маршрут из Европы в Азию, но при этом имея свои особенности. Прежде всего они связаны не только с торговым флотом, но и портовой инфраструктурой. Для полноценного развития СМП необходимо не только строительство судов ледового класса не ниже Arc4 – 6 и то в период навигации, которая составляет менее полугода, а также эти суда должны следовать строго в сопровождение ледоколов, а без сопровождения ледокола суда не ниже Arc7, предназначенные для круглогодичной навигации, но и строительство логистических терминалов, а также углубление дна в районе проливах Санникова и Лаптева для прохода судов с осадкой более 12 м», – считает эксперт.
Говоря о контейнерных перевозках по СМП, то, по мнению Николаева, на сегодняшний они выглядят не совсем рентабельно по сравнению с перевозками по ЖД или традиционным маршрутом через Суэцкий канал или через транспортный коридор «Север-Юг», пролегающего через Иран.
«Прежде всего это связано с флотом, где работает основной закон: чем больше вместимость, тем дешевле перевозка. Что касается терминала, то ООО «Русатом Карго» — отраслевой логистический оператор госкорпорации «Росатом» может позволить себе высокорискованные проекты там, где ему удобно. Хотя если откинуть экономическую составляющую на текущий момент, то для перспективы очень далекого будущего идея строительства терминала кажется даже интересной. Строительство терминала должно решаться совместно не только с развитием контейнерного флота по СМП, но и с развитием транспортной инфраструктуры вокруг него и прежде всего вхождением его в единую железнодорожную сеть», – заключил экономист.