Эксперт проанализировал возможности отечественного автопрома
Продажи новых легковых автомобилей в России по итогам 2023 года выросли на 69% по отношению к 2022 году и составили 1,059 млн. Об этом говорится в сообщении аналитического агентства «Автостат».«За весь минувший год в нашей стране было реализовано 1 058 708 новых легковых машин, что на 69% больше, чем в 2022 году», – отмечается в сообщении.
Более 30% от годовых продаж пришлось на автомобили Lada. По данным агентства, в 2023 году продано 324,4 тыс. авто этой марки – почти в 1,9 раза больше, чем в 2022 году. В декабре продажи составили 31,7 тыс. единиц (+61,1% к декабрю 2022 года).
Самым популярным иностранным брендом по итогам прошедшего года стала китайская Chery, которая расположилась на второй строчке рейтинга продаж. За 2023 года в России реализовано почти 119 тыс. машин Chery, что в три раза превышает результат за 2022 год. Тройку лидеров замыкает китайский Haval с результатом в 111,7 тыс. единиц, что в 3,3 раза больше, чем в 2022 году. Следом в рейтинге расположились Geely (93,6 тыс. шт.), Changan (47,8 тыс. шт.), Exeed (42,2 тыс. шт.), Omoda (42 тыс. шт.), а также корейские Kia (33,6 тыс. шт.), Hyundai (24,7 тыс. шт.) и японская Toyota (23,3 тыс. шт.)
По мнению доцента факультета таможенного администрирования и безопасности РАНХиГС Санкт-Петербург, кандидата экономических наук Владимира Николаева, 2022 год был переломный для всей автомобильной отрасли в России, особенно в сфере продаж.
«Именитые европейские, японские, корейские, американские автопроизводители ушли, у отечественных производителей возникли проблемы с комплектующими, а китайская экспансия со своим автопромом не успела прийти на российский рынок, поэтому рядовой автолюбитель остался ни с чем, так как не было предложений и в то время был рост подержанных автомобилей. К концу 2022 года китайский автопром методично начал завоевывать рынок России.
С другой стороны, если мы говорим о росте продаж легковых автомобилей на 69%, то это говорит о том, что у определенной группы населения, а также у бизнеса (такси, каршеринг) есть возможности покупать новые автомобили и брать их в кредит, что безусловно свидетельствует о функционировании экономики страны в целом.
Несомненно, на продажи повлияла и ключевая ставка ЦБ РФ, и инфляция, рост которой был зафиксирован в 2022 года (до 20% в марте 2022 года) и упадок летом 2023 года (до 7,5%), от которой зависел размер кредита и ежемесячные выплаты по нему. А в совокупности с постоянным ростом цен на автомобили, население скорее всего пыталось, как говорится запрыгнуть в последний вагон и купить себе новенький автомобиль.
Прогнозировать какими будут продажи в 2024 году сложно, поскольку на ситуацию все еще влияют различные факторы. Вероятно, как и прежде, на рынке российском рынке будет превалировать отечественная Lada, представители китайского автопрома и возможен приход автомобилей иранского и уганского производства, таких как электромобиль Kiira motors», – рассказал эксперт в интервью корреспонденту Информационного агентства МАНГАЗЕЯ.