АвтоВАЗ занял треть авторынка после ухода западных брендов
По итогам 2023 года рыночная доля Lada в России составила 35%, сообщил на брифинге вице-президент по продажам и маркетингу АвтоВАЗа Дмитрий Костромин, передает корреспондент РБК.«Мы увеличили долю на рынке до 35%. В планах сохранять ее на уровне 30–35%», — сказал он.
Как следует из презентации автоконцерна, это рекордный показатель за последние два десятилетия. В 2022 году, по оценкам компании, ее доля составила 27%, а в 2017–2021-м держалась на уровне 20–21%.
Общие продажи АвтоВАЗа в 2023 году составили 352,6 тыс. автомобилей, пик пришелся на октябрь — 40,9 тыс. Самыми продаваемыми стали модели Granta, Niva и Vesta. За границу было продано 6,5 тыс. авто, среди приоритетных направлений экспорта концерн назвал Белоруссию, Азербайджан, Иран и страны Африки.
Доля АвтоВАЗа на российском рынке растет на фоне ухода иностранных производителей: после начала военных действий на Украине такое решение приняли, например, Mercedes, BMW, Audi, Land Rover. Активы немецкой Volkswagen перешли структуре дилера «Авилон», бизнес Volvo в России получил местный инвестор.
Одновременно в России наблюдается резкий рост присутствия китайских брендов. Посол КНР в Москве Чжан Ханьхуэй говорил, что с января по сентябрь 2023 года экспорт автомобилей и запчастей из Китая в Россию достиг $16,7 млрд (рост на 327% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года). По данным «Автостата», по итогам десяти месяцев прошлого года продажи китайских марок в России составили 406,5 тыс. автомобилей, увеличившись в 4,8 раза к аналогичному периоду 2022-го. Исполнительный директор агентства Сергей Удалов рассказывал, что у автодилеров и дистрибьюторов на складах стали накапливаться нераспроданные китайские машины.
«Обновленные данные по автомобильному рынку демонстрируют однозначное восстановление. В текущих условиях успех АвтоВАЗа понятен, так как на рынке мало конкурентов. Однако более 300 тыс. проданных автомобилей свидетельствуют, что АвтоВАЗ смог преодолеть проблемы с поставками запчастей и комплектующих и восстановить производство. Расширение присутствия китайских автомобильных брендов усилит конкуренцию на рынке, однако позиции АвтоВАЗа выглядят достаточно прочными», — говорит Павел Грибов, доцент кафедры экономической безопасности Факультета национальной безопасности ИПиНБ РАНХиГС."
По итогам 2023 года «АвтоВАЗ» оказался безусловным лидером по количеству проданных новых автомобилей на рынке России, опережая по данному показателюближайшего конкурента, Chery, почти в 3 раза, а рыночная доля Lada в России составила 35%. Однако, следует подчеркнуть, что рост внутрироссийских продаж марки Lada по сравнению с 2022 годом составил всего 72%, в то время, как китайские производители на нашем внутреннем рынке, такие как Chery, Haval, Geely, выросли более, чем на 200%, а некоторые, в частности Changan, более, чем на 700%.
Своей высокой результативностью в 2023 году «АвтоВАЗ» обязан, прежде всего, уходу с нашего рынка прежних своих главных конкурентов – корейских марок (KIA, Hyundai), а также ряду регуляторных и экономических факторов. Во-первых, с 1 августа 2023 года был повышен размер утилизационного сбора на ввозимые в Россию зарубежные легковые автомобили, что привело к их удорожанию на нашем внутреннем рынке не менее, чем на 20%, что, безусловно, сыграло на руку компании «АвтоВАЗ», которая и поддержала данную меру. Во-вторых, рост курса иностранных валют и увеличение ключевой ставки Банка России также негативно отразились на объемах продаж импортных автомобилей.
Тем не менее, почивать на лаврах в текущем 2024 году тольяттинскому автогиганту не стоит, поскольку в текущем году прогнозируется насыщение спроса и бурного роста продаж уже не будет, продолжится жесткая конкурентная борьба с китайским автопромом. Кроме того, поскольку доля компании «АвтоВАЗ» в денежном выражениисоставляет порядка 10-11%, возможно потребуется применение мер поддержки, в том числе со стороны государства, для сохранения лидирующих позиций отечественного автопроизводителя», —считает заведующий кафедрой безопасности РАНХиГС Санкт-Петербург, доктор экономических наук Александр Дмитриев.