Эксперт Президентской академии в Санкт-Петербурге о развитии гражданских беспилотных систем
Создание беспилотных систем – перспективное направление развития страны. Согласно новому нацпроекту «Беспилотные авиационные системы», который был окончательно утвержден в конце декабря, к 2030 году планируется производить более 30 тыс. гражданских БПЛА в год.Сегодня в России уже запущено несколько экспериментов по доставке дронами посылок, а по трассе М-11 Москва - Петербург летом 2023 года начали курсировать беспилотные грузовики. В свою очередь, РЖД анонсировали запуск полностью беспилотного поезда в 2026 году, а летом 2024 года на МЦК будет запущен частично беспилотный поезд.
По мнению завкафедрой безопасности Президентской академии в Санкт-Петербурге, доктора экономических наук Александра Дмитриева, доставка товаров беспилотным транспортом является экономически выгодной по нескольким причинам.
«Прежде всего, в случае, если уровень автоматизации высок, и в кабине локомотива нет машиниста, то это существенно экономит затраты на перевозку, в том числе, потому что не требуется смена поездных бригад на дальних маршрутах, и поезд может двигаться в автоматическом режиме на большие расстояния без смены локомотива.
Работа беспилотных поездов оптимизирует загрузку инфраструктуры, что повысит провозную и пропускную способность железной дороги, а также сэкономит время в пути, а значит, ускорит процесс доставки и оборот подвижного состава.
При этом, с учётом стоимости новых электропоездов с беспилотным оборудованием, а также их эффективного выпуска по действующим маршрутам, окупаемость проекта может наступить уже в первые 10 лет эксплуатации.
Среди основных сдерживающих факторов развития беспилотного транспорта можно выделить несовершенство алгоритмов работы автоматических систем управления, неразвитость действующей инфраструктуры, недоверие лиц, принимающих решения в транспортных компаниях, к осознанию необходимости перехода на цифровые технологии, высокие капитальные затраты на внедрение беспилотников, а также несовершенство нормативно-правовой базы и распределения ответственности за возможные рисковые случаи в процессе перевозки.
Внедрение беспилотных поездов может привести к увеличению тарифов, поскольку рыночная стоимость новых транспортных средств вырастет.
Считаю, что в настоящее время эксплуатация беспилотных поездов экономически оправдана только на современных, высоко оснащенных скоростных магистралях», – рассказал эксперт в ходе интервью корреспонденту Информационного агентства МАНГАЗЕЯ.