
Самарские инженеры совершили прорыв: 3D-печать деталей двигателей стала реальностью
Российские инженеры освоили 3D-печать экологичных авиадвигателей. Объединённая двигателестроительная корпорация (ОДК, входит в госкорпорацию "Ростех") запустила массовое производство компонентов для экологичных авиационных двигателей. Как сообщает корреспондент Информационного агентства МАНГАЗЕЯ, предприятие ОДК-Кузнецов в Самаре начало изготавливать детали камер сгорания с пониженным уровнем вредных выбросов, применяя революционные методы 3D-печати.
Специалисты освоили аддитивное производство (послойное выращивание деталей) для двигателей НК-36СТ. В отличие от традиционных методов, эта технология использует два инновационных подхода: прямое лазерное выращивание и селективное лазерное спекание металлических порошков. Такой способ не только сокращает время изготовления сложных элементов на 30-40%, но и уменьшает количество отходов производства в 2-3 раза.
Новые камеры сгорания сокращают выбросы оксидов азота (NOx) на 15-20% по сравнению с обычными аналогами. Для их создания применяются отечественные никелевые суперсплавы – жаропрочные композиционные материалы, способные выдерживать температуры до 1200°C. Аддитивные технологии открывают новые возможности для двигателестроения. Предприятие не только повышает экологичность продукции, но и полностью обеспечивает производство российскими материалами.
Двигатели НК-36СТ нашли широкое применение в различных отраслях. Первоначально разработанные для стратегического бомбардировщика Ту-95МС, они теперь используются в модернизированных самолётах дальнего радиолокационного обнаружения и специальных авиационных комплексах. Модификация НК-36СТ-25А успешно применяется в газоперекачивающих агрегатах на магистральных газопроводах и энергетических установках мощностью до 25 МВт.
Самарский завод подтвердил статус флагмана высокотехнологичного производства. Внедрение 3D-печати в серийный выпуск деталей – важный шаг в развитии авиационной промышленности России. Модернизированные двигатели обладают увеличенным сроком службы до 40 000 часов, межремонтным ресурсом более 8 000 часов и сниженным на 12-15% расходом топлива по сравнению с базовыми моделями. По оценкам экспертов, это направление будет определять облик двигателестроения в ближайшие десятилетия, открывая перспективы для использования в морской технике и комбинированных энергосистемах.