Почему предприниматели Югры не нанимают местных жителей
По данным на конец июня 2011 года, в автономном округе насчитывается более 9 тысяч безработных. Вакансий, заявленных работодателями, в 3,5 раза больше, однако местные жители не торопятся их занимать.
Специалисты центров занятости жалуются, что молодые трудоспособные люди, состоящие на учете в СЗН, неохотно берут направления на работу или приходят к работодателю лишь с просьбой подписать отказ в приеме. Юноши, имеющие водительские права, не желают идти на грузовые машины, а зарплату менее 30 тысяч они даже не рассматривают.
- Стало проблематично скомплектовать группы для обучения профессиям каменщиков, штукатуров-маляров, которые весьма востребованы сегодня на местных стройках, - говорит Ирина Мочалова, заместитель начальника центра занятости Сургутского района. - Не идут наши безработные на эти вакансии!
Зато иностранные граждане, приехавшие в Югру, охотно берутся за любую работу. И интерес к трудовым мигрантам у предпринимателей все возрастает. В отличие от россиян, они через неделю или месяц-другой не исчезают со стройки, меньше пререкаются с начальством и с готовностью обучаются всему, поясняют сами руководители предприятий.
Впрочем, довольны такими кадрами не все. Глава Сургутского района Дмитрий Макущенко, поднимая проблему низкого качества строительных работ, обвиняет руководителей организаций в том, что они набирают в бригады бракоделов и непрофессионалов. Те разводят руками: и рады бы набрать лучших, да не получается. В Лянторе, например, практически все клиенты биржи труда отказались идти на низкоквалифицированные работы. Поэтому предпринимателям ничего не остается, как просить увеличить квоты на привлечение мигрантов.
Вопрос квот беспокоит власти и бизнес не первый год. Если он не решится, того и глядинекому будет строить, мести дворы и разгружать вагоны. Многие азиатские каменщики - уже старожилы югорских строек. Но каждый новый сезон для них начинается с получения такого разрешения, и сложность процедуры напрямую зависит от количества выделенных квот. Если по каким-то причинам публикация сообщения о размере квот задерживается, два-три месяца рабочие на всех предприятиях работают нелегально. Но все знают, что мигранты - основная рабочая сила большинства крупных строительных организаций и малого бизнеса.
По подсчетам Рифхата Сафаралеева, старшего инспектора отдела УФМС России по Югре в Сургутском районе, в этом муниципальном образовании на стройках легально трудится около тысячи иностранцев. А сколько работают без официального разрешения, не скажет никто.А это значит, что и налоги за них не платятся. Возможно, поэтому среди предпринимателей ходят активные слухи о том, что руководство российской ФМС решило вообще отменить квоты. Как только об этом объявят официально, говорят бизнесмены, мы готовы тут же легализовать всех своих рабочих.
А пока гастарбайтеры на частных стройках стремятся спрятаться при виде любых проверяющих: в январе-мае 2011 года к административной ответственности в округе привлекли уже более пяти тысяч мигрантов. Депортировано из страны 140 человек, но выдворяемых может быть значительно больше - сдерживает объем выделяемых на эти цели средств.
Между тем
Ежегодно резкий рост числа безработных в Югре происходит в период окончания сезонных работ и возвращения отслуживших в армии. По словам директора центра занятости Нефтеюганска Натальи Сопкиной, большинству вставших на учет по безработице важны даже не пособия, а справки для органов социальной защиты, необходимые для получения субсидий и единовременных выплат.