Алла Грибцова: «Мы хотим создать условия, при которых учитель сможет самостоятельно выбрать индивидуальную траекторию профессионального развития с привлечением всех имеющихся в Югре ресурсов»
Информатизация и создание современной школьной инфраструктуры сталиосновой динамичного развития системы образования Югры. Однако в центревнимания все же не новейшая техника, а личность: думающий ученик итворческий учитель.
Недавно педагоги центра развития ребенка в Покачах получили окружнойгрант в размере 350 тысяч рублей на реализацию программы адаптации детейк дошкольному учреждению. По замыслу авторов, Елены Кузьминчук иАнастасии Мизгулиной, педагогов центра развития ребенка, сначалародители приводят малышей в детсад раз в неделю на пару-тройку часов.Таким образом, дети постепенно привыкают к новому месту и педагогам,ведь до пяти лет они тяжело переносят долгое отсутствие мамы, и резкаясмена обстановки оборачивается для малыша серьезным стрессом. Программакратковременного пребывания, включающая 20-25 игровых сеансов, действуетуже два года, и ее популярность среди родителей растет: набрано ужечетыре группы по 10 детей в каждой. Полученный грант центр направит назакупку игрушек и пособий для занятий.
За предыдущий год охват детей вариативными услугами в сфере дошкольногообразования увеличился по Югре более чем в два раза. Около 14,4 тысячиюных югорчан посещают группы, в которых ведут занятия с будущимипервоклассниками, негосударственные учреждения для дошкольников, группыкратковременного пребывания на базе детских садов, школ и другихучреждений социальной сферы. И сфера таких услуг расширяется.
Дополнительное финансирование, в том числе в виде коллективных иперсональных грантов губернатора округа, позволяет значительно повыситькачество образования и воспитания. Но это только один из инструментовреализации целевой программы "Новая школа Югры", основная цель которой -повысить доступность, качество и безопасность образовательных услуг вокруге.
Учитывая географические особенности автономии, власти придают большоезначение информатизация образования. Ведь она не только служит пропускомв мировую образовательную систему, но и позволяет использовать учебныересурсы вне зависимости от места проживания учащихся и педагогов.
Планомерная реализация окружных и муниципальных программ позволилаоснастить учебные заведения современными средствами связи. Сегодня всеучреждения общего и профессионального образования подключены кширокополосному Интернету. У половины - доступ со скоростью не ниже 512килобит в секунду. Все шире и возможности получения образовательныхуслуг на основе дистанционных технологий у тех детей, которые не могутучиться в обычных классах. Например, в школе N 29 Нижневартовскаоткроется целый класс дистанционного обучения, причем - по новойметодике. Ее освоили 60 педагогов, которые смогут заниматься с ребятами,живущими в удаленных микрорайонах и пригородных поселках. Новыетехнологии и методики дадут возможность каждому ребенку обучаться поиндивидуальной образовательной программе.
В прошлом учебном году с использованием дистанционных технологий в Югреобучалось 383 школьника с ограниченными возможностями здоровья, плюс2500 учащихся 10-11 классов осваивали профильные предметные курсы. Втекущем году их количество вырастет.
В Югре около трех десятков методических центров (22 муниципальных, 4региональных на базе вузов и региональный методический центр на базеИнститута развития образования), разрабатывающих и внедряющих новыемодульные программы. Их ресурсы позволяют учащимся и педагогамзаниматься на курсах дистанционного обучения, принимать участие втелекоммуникационных проектах, олимпиадах, сетевых образовательныхпроектах и других мероприятиях, проводимых с использованием глобальнойСети. Для этого в округе подготовлено около 200 сетевых преподавателей икураторов.
В целом комплекс мер по модернизации общего образования в Югре на 2011год включает широкий перечень направлений, в том числе и внедрениеобразовательных программ, разработанных и апробированных на базепилотных площадок. В частности, в муниципальных образованиях реализуютсямодели взаимодействия учреждений дополнительного, профессионального иобщего образования по созданию условий для построения индивидуальнойтраектории развития одаренных детей. На базе Югорскогофизико-математического лицея организуются научные сессии для школьниковокруга. Успешно реализуется научно-социальная программа "Шаг в будущее",с целью развития практики "школ-ступеней" в двух муниципальныхобразованиях открыты школы для старшеклассников. По 200 тысяч рублей наосуществление разного рода проектов получили 15 региональныхинновационных площадок, которые в перспективе станут ресурсными центрамидля стажировки руководителей общеобразовательных учреждений.
Власти отмечают и важность обеспечения безопасности в ходе модернизацииучебных заведений. В прошлом году на устранение 4037 замечаний надзорныхорганов в 201 учреждении выделили более 1,5 миллиарда рублей. В текущем- была поставлена задача к 1 сентября устранить около 3200 замечаний, наэто в бюджете предусмотрели 2,3 миллиарда рублей. В результате в школахи детсадах установлены камеры видеонаблюдения, заменены системыавтоматической пожарной безопасности, установлены противопожарные двери,отремонтированы вентиляционные системы. В компьютерных кабинетахзаменены сети, школьные бассейны и спортивные залы обновили инвентарь, встоловых и школьных буфетах установлено современное технологическоеоборудование. Приобретены бактерицидные лампы и приборы дляобеззараживания воздуха, а также установлены питьевые фонтаны соспециальной системой водоочистки.
Проект модернизации общего образования предусматривает и меры поэнергосбережению в общеобразовательных учреждениях, для чего установленоновое оборудование (электрощитовые, узлы учета энергетических ресурсов,энергосберегающие светильники).
Однако решить задачу модернизации образования даже в самых современных икомфортных зданиях невозможно без квалифицированных и творческиработающих педагогов. По окружной программе "Новая школа Югры" вближайшие три года построят и реконструируют 129 образовательныхучреждений. Однако уже сегодня в этой сфере не хватает более 500специалистов. Еще около 800 воспитателей и педагогов вот-вот выйдут напенсию, в то же время на смену им приходит только 36 процентов отнеобходимого количества. Да и в целом доля молодых специалистов вюгорских образовательных учреждениях ниже, чем в среднем по России.Поэтому кадровая политика в этой сфере сконцентрирована на несколькихнаправлениях.
- В первую очередь решено изменить систему повышения квалификациипедагогов. Мы хотим создать условия, при которых учитель самостоятельноможет выбрать индивидуальную траекторию профессионального развития спривлечением всех имеющихся ресурсов, - отмечает директор департаментаобразования и молодежной политики Югры Алла Грибцова. - Основныепринципы таковы: финансовые средства получает образовательное учреждениеи в соответствии со своими потребностями разрабатывает программуповышения квалификации педагогов. Заказ на содержание курсовойподготовки передается оператору, который помогает выбрать необходимыепрограммы и поставщиков услуг. Регион, со своей стороны, формулируетгосзаказ на целевую подготовку по приоритетным направлениям.
Используют югорчане и потенциал опытных профессионалов снепедагогическим образованием. Для них разработаны специальные курсы,прохождение которых позволит инженерам, химикам, физикам с производстваработать с детьми.
Для привлечения молодых учителей заключают соглашения, обеспечивающиерасширенную практику в школах и дальнейшее трудоустройство. Этопозволяет "рекрутировать" в профессию наиболее способных к учительскомутруду студентов. Еще один стимул для начинающих педагогов - премии тем,кто показывает лучшие результаты по итогам профессиональных испытаний.Кстати, совершенствование порядка и условий аттестации педагогов ируководителей образовательных учреждений позволит получать высокиеперсональные надбавки вне зависимости от стажа работы.
Кроме того, с 1 сентября повышена и базовая ставка оплаты трудаработников образовательной сферы. В итоге, по данным профильногодепартамента, в новом учебном году у педагогов, продемонстрировавшихвысокое качество и эффективность своей работы, зарплата может повыситьсяна 30 и более процентов, у школьных библиотекарей - в среднем на 22,3процента, у низкооплачиваемых сотрудников, например помощниковвоспитателей, рост оплаты труда составит в среднем 26,5 процента.Благодаря этому в новом учебном году средний заработок учителей Югрыподнимется к отметке 42 000 рублей и догонит среднюю заработную плату впромышленных отраслях региона.
Между тем
Учитывая потребности в квалифицированных специалистах по различнымотраслям, в округе изменили план приема в учреждения профессиональногообразования. В этом году около восьми тысяч человек поступили набюджетные места в вузы и средние профессиональные учреждения региона.Утверждая эти цифры, правительство автономии основывалось не только назаявках учебных заведений, но и мнениях работодателей и служб по труду изанятости. Главным экзаменатором выступает сам рынок труда - именно вэтом случае, как отметила губернатор Югры Наталья Комарова, властиполучают уверенность в том, что сегодняшние первокурсники по окончанииучебных заведений смогут найти работу по специальности в автономномокруге. По ее словам, пока окружная образовательная сеть удовлетворяетспрос экономики на кадры лишь на 25 процентов. В перспективе же системаобразования Югры должна выдерживать конкуренцию не только внутрирегиона, но и за его пределами.