Кофейни и рестораны больше не экзотика, но все еще не норма жизни
/uploads/posts/2011-09/1_kofeyni-i-restorany-bolshe-ne-ekzotika-no-vse-esch.jpgОфициальная статистика фиксирует рост оборотов предприятий общественногопитания в России – кафе, баров ресторанов, столовых. За январь–июль 2011года их оборот вырос на 4,1% в сопоставимых ценах по сравнению спрошлогодними показателями. Косвенно о популярности питания вне домасвидетельствуют также сообщения о массовых отравлениях клиентов столовыхи кафе в регионах страны. Однако социологи замечают: согласно опросамразных лет, до сих пор большинство россиян (65%) вообще не посещают никафе, ни рестораны. Наиболее частые посетители точек фастфуда – это лишьпредставители молодежи, для которых главным становится не еда, аплощадка для общения.
В двух российских регионах зафиксировано массовое отравление горожан,питавшихся вне дома, – в Воронежской области и в Ханты-Мансийскомавтономном округе. В инфекционную больницу Воронежа с 1 сентября спризнаками отравления обратились уже 72 человека, из них 57госпитализированы. Результаты лабораторных исследований выявили у всехпострадавших сальмонеллез. Источником инфекции оказался один из местныхцехов, который занимался приготовлением обедов для сотрудников рядаорганизаций. Массовое отравление случилось также в городе Сургуте. Посостоянию на утро понедельника общее число пострадавших достигло 80человек, среди них 17 детей. Жители обратились к врачам с подозрением накишечную инфекцию, у 26 человек уже лабораторно подтвержденсальмонеллез. Источником острой кишечной инфекции оказались местные кафеяпонской кухни.
Массовые отравления свидетельствуют не только о частых нарушенияхперсоналом санитарно-эпидемиологических правил, но и о том, что россияневсе чаще становятся клиентами предприятий общественного питания –столовых и кафе, в рабочее время и во время отдыха. Обычно оформировании культуры питания вне дома говорят как об одном из признаковзападного образа жизни и как о свидетельстве довольно высокого достаткау граждан. Официальная статистика, казалось бы, подтверждает этот тезиси указывает на постепенное формирование в стране той прослойки людей,которые могут позволить себе посещение кафе или даже ресторанов. В концеавгуста Росстат сообщил, что в стране за шесть месяцев 2011 года(январь–июль) оборот ресторанов, кафе, баров, столовых припредприятияхвырос в сопоставимых ценах более чем на 4% (по сравнению саналогичным периодом прошлого года) - и достиг 485,2 млрд. руб. При этом- и в прошлом году оборот предприятий общественного питания тожепродолжал медленно, но расти, даже не смотря на кризисные шоки.
Примечательно, что некоторые исследователи видят в предприятияхобщественного питания потенциал, в том числе для формирования особыхплощадок по обмену мнениями не только личного, но и политическогохарактера. Об этом, в частности, говорит научный руководитель Высшейшколы экономики Евгений Ясин. Роль кафе как площадки для формированияобщественного мнения отмечают многие социологи.
Между тем большинство аналитиков, комментируя статистику, указывают нато, что текущий рост оборота в сфере общественного питания связан,прежде всего, с постепенным возвращением людей в кафе и рестораны послекризиса, то есть это всего лишь свидетельство посткризисноговосстановления материального уровня семей. Немалый вклад в оборот внеслотакже общее подорожание услуг. «Засуха прошлого года и взлет цен напродукты повысили издержки, владельцы ресторанов и кафе стали повышатьстоимость блюд. Причем помимо повышения стоимости блюд наблюдалось иуменьшение порций, а также использование менее дорогостоящих продуктовдля приготовления блюд», – поясняет эксперт департамента оценки «2КАудит – Деловые консультации / Morison International» Ирина Воробьева.
С одной стороны, эксперт не отрицает, что мода на кафе уже давнозавоевывает не только столицу, но и другие крупные города страны. «Впоследний год можно отметить тенденцию расширения сети кафе и ресторановв средних и даже небольших российских городах», – замечает Воробьева.Но, с другой стороны, население регионов ходит в рестораны и кафезначительно реже москвичей и петербуржцев. Для большинства россиян этопо-прежнему роскошь. Имея зарплату на уровне 20–25 тыс. руб., оченьсложно даже раз в месяц оставлять несколько сотен рублей в кафе.
Об этом же говорят и социологи. Как объяснила руководитель отделаизучения доходов и потребления Левада-Центра Марина Красильникова, еслибрать дальнюю историческую перспективу, то действительно можно говоритьо существенном изменении образа жизни россиян. Особенно показательнысравнения с 90-ми. «В начале 90-х «Макдоналдс» был не типичной точкойобщественного питания, а символом другого образа жизни, его посещениеносило особый социальный смысл. А теперь «Макдоналдс» – типичная точкафастфуда. Так что в этом смысле кафе и рестораны действительно сталинормой для многих граждан, а не только тех, которые живут в пределахСадового кольца. И произошло это после 2000-х», – отмечает Красильникова.
Но нельзя утверждать, что посещение кафе и ресторанов – это доминирующийвид досуга граждан. Июньский опрос Левада-Центра показал, что всвободное время регулярно посещают кафе, бары, рестораны и ночные клубылишь 18% россиян. Согласно опросам 2010 года, 65% россиян вообще непосещают ни кафе, ни рестораны; 20% – посещают их реже, чем раз в месяц;9% – несколько раз в месяц; 4% – раз в неделю; 1–2% – чаще одного раза внеделю. Наконец, россияне, по данным социологов, вовсе не стремятсяпроводить свои обеденные перерывы в кафе, заказывая бизнес-ланчи. Около43% граждан обедают в столовых по месту работы, 40% – приносят еду из дома.
О каких-то изменениях образа жизни можно говорить только в случаемолодежи, которая рассматривает кафе не как место, где едят, а какместо, где общаются. Как сообщила директор проекта «Человек и деньги»фонда «Общественное мнение» Людмила Преснякова, практически наканунекризиса 2008 года половина россиян в возрасте до 35 лет (49%) ходила вкафе, 25% – в рестораны и пиццерии, 22% – в рестораны быстрого питания иеще 21% – в бары и пабы. То есть для значительной части молодежи это ужедействительно элемент образа жизни, делает вывод Преснякова. В кризисвполне очевидно произошел спад популярности точек фастфуда, сейчаснаметилось постепенное восстановление докризисных показателей.
Однако Красильникова, в свою очередь, обратила внимание на интересныйнюанс. По данным Левада-Центра, сейчас в возрасте до 24 лет 30% россиянрегулярно посещают кафе и бары, 16% – рестораны и ночные клубы. А ввозрасте от 25 до 39 лет ситуация уже меняется: лишь 21% респондентоврегулярно посещают кафе и бары и 7% – рестораны и ночные клубы. А ведь25–39 лет – это возраст наиболее благополучного финансового положения иполучения гражданами максимальных заработков, замечает Красильникова.