В Пензенской области 472 религиозные организации
О ЧП в поселке Победа Пензенской области заговорила вся Россия — на федеральных каналах вышли соответствующие сюжеты. Один из адептов местной псевдоправославной общины был найден мертвым в посадках. Как сообщила следователям мать погибшего, последний раз молодой человек отправился в Михайловскую обитель весной этого года, а после перестал выходить на связь.Родительница опознала сына по нательному крестику и одежде. Известно, что парень состоял на учете в психиатрической больнице. Сейчас устанавливаются все обстоятельства произошедшего, в том числе причастна ли обитель к смерти молодого человека.
Что побуждает представителей самых разных возрастов и социальных групп поставить свою жизнь с ног на голову? Какой правды ищут люди в общинах, отколовшихся от православия? Чем заканчиваются такие душевные метания? Вот тема, которую взял сегодня в разработку корреспондент "МЛ".
ВМЕСТО МОЛИТВЫ - ПОСЛУШАНИЕ
Село Победа расположено всего в 20 километрах от Пензы. Михайловская обитель здесь обосновалась уже больше 10 лет назад. Она была основана еще при жизни старца Алексия, учение которого члены религиозной группы приняли на веру.
Тогда на этом месте был лишь ветхий домик, где единомышленники принимали гостей из разных уголков России. А сейчас обитель окружает металлический забор выше человеческого роста, с воротами, запертыми на кодовый замок. Из-за забора виднеются церковь, несколько домов, гаражи, хозпостройки. А через дорогу расположен Успенский храм, поэтому приезжие часто принимают Михайловскую обитель за продолжение православной церкви.
"Старец Алексий - настоящее его имя Михаил Шумилин — с детства был прикован к инвалидной коляске, — рассказывает настоятель Успенского храма отец Алексей Киреев. — Он постригся в монахи и проповедовал православие. Скончался в 2005 году, последней
волей было - похоронить его на территории нашего храма.
Правящий тогда владыка Филарет ничего не имел против. Старец не отделял себя от церкви, посещал службы, причащался. Помогал в строительстве храма. Однако его последователи, прикрываясь именем старца Алексия, проводят службы и молебны, которые не имеют никакого отношения к Русской православной церкви".
Руководителями религиозной группы стали бывший программист и бывший милиционер — так называемые отец Гавриил и отец Рафаэль. В духовной семинарии они не учились и на служение епископом не благословлялись.
"Церковь признала Михаила Шумилина схимонахом, а в своих книгах сектанты называют старца схиигуменом, то есть святым, — продолжает отец Алексей. — А этого просто не может быть. По церковным канонам священник должен быть физически здоров, иначе его нельзя рукоположить в священный сан.
К тому же прежде чем строить церковь, приглашается епископ, он освящает место, ставится крест, закладывается фундамент, затем освящаются купола. Но в обители церковь была построена без благословения.
Там существует такая система: на входе у человека забирают паспорт и отправляют в храм делать пожертвования. А после направляют работать на участок, где вовсю кипит стройка. Ни о какой службе для паломников нет и речи, только работа.
Был такой случай: к ним приехала женщина из столицы, весь день работала, а под конец осмелилась попроситься на вечернюю службу. На что ей ответили: "У вас послушание, а помолимся мы и без вас".
А однажды в наш храм приезжала группа паломников из Ростова. После службы я задержался в лавке, вдруг забегает женщина со слезами на глазах. Говорит, что отстала от своей группы и вместо храма попала на службу в Михайловскую обитель. Гости из Ростова приехали рано утром и решили посетить могилу старца. Там к женщине подошла представительница общины и спросила: "Вы Вероника? Ночью ко мне явился старец и сказал, чтобы вы шли со мной в церковь!"
Женщина была очень удивлена, что ее назвали по имени, и безропотно пошла в обитель, где... оставила 15 000 рублей, чтобы молились о ее родных. Позже гостья из Ростова узнала от товарищей, что ее имя женщина из обители спросила у них".
Казалось бы, зачем идти в Михайловскую обитель, если могила старца находится рядом с храмом и поклониться его праху и попросить заступничества можно абсолютно бесплатно? Но вопрос этот останется без ответа: паломники со всей России продолжают съезжаться в обитель. Хотя старец Алексий звал людей не туда, а в храм Божий...
РАЙ НА ОДНОМ ГЕКТАРЕ
В селе Загоскино Пензенского района процветает другая община с красивым названием "Анастасия. Звенящие кедры России". Идеология этого экологического религиозного движения основана на книгах Владимира Мегре о "девушке из леса" Анастасии.
Анастасийцы решили отказаться от благ современной цивилизации и заменить их природными. Они живут отдельно от всех на краю села, каждой семье выделен участок площадью в один гектар. Пензенским садоводам-огородникам такой размах и не снился!
"Я живу здесь уже почти 10 лет, — говорит адепт "Звенящих кедров" Андрей Ивушин (фамилия изменена). — Об "Анастасии" я узнал из телевизионной передачи. Там, по книге Мегре рассказывали, как правильно посадить семечко, чтобы плод был тебе полезен. Мол, надо его сначала минут 10 во рту подержать и только потом сажать. Оно впитает информацию о человеке и будет давать урожай, который как раз ему подойдет. Потом я нашел эту книгу и во многом сошелся с автором взглядами.
Наш культ — это здоровый образ жизни. Мы учимся общаться с природой. Почему в название вынесен кедр? Так он считается самым информационным и полезным деревом — передает человеку сигналы из космоса".
Сегодня поселение, состоящее из "родовых поместий", напоминает ухоженную базу отдыха. У каждой семьи есть пруд, и, конечно же, повсюду растут кедры.
"Сначала мы собирались вместе с единомышленниками в клубе, а потом нам дали в аренду землю, и мы стали строить свой рай, — продолжает Андрей. — Анастасия дала нам информацию, как вернуться на землю, обустроить свое родовое поместье. Например, чтобы облагородить участок, рядом обязательно должен быть посажен живой забор".
Свет у анастасийцев тоже природный — в домах установлены солнечные батареи, которые набирают энергию от солнца.
"Мы стремимся полностью перейти на питание продуктами, выращенными своими руками, — говорит Андрей Ивушин. — Но пока без магазина не обойтись — земля еще недостаточно восстановилась после насилия сельского хозяйства.
Сын и жена приезжают сюда только летом, как на дачу. Супруга не разделяет моих взглядов и не верит в то, что на гектаре земли можно создать кусочек рая".
Другой представитель анастасийцев — пенсионерка Лариса Иванова (фамилия изменена) — строила свой дом практически сама.
"Книжку Мегре мне дали почитать на работе, а через год я уже уволилась и поселилась в Загоскине, — рассказывает Лариса Иванова. — У нас здесь экосистема, которая восстанавливается сама, без вмешательства человека. Особый микроклимат создается с помощью пруда, леса. Посаженные культуры со временем даже поливать не нужно, вот я, например, редьку посадила, а она теперь сама сеется и растет".
В завершение нашей беседы Лариса Иванова удивляет меня еще больше — заявляет о том, что она сыроед.
"Все, что я ем, — фрукты, овощи — не подвергается термической обработке. Раньше я практически у всех врачей на учете состояла, а теперь о болезнях не вспоминаю. С весны молочные шишки с кедра собираю и варю в чугунке.
Местные первое время называли нас отшельниками, а после, когда мы вышли в свет и стали давать концерты, прозвали нас солнечными".
ЭХО БЕКОВСКИХ ЗАКОПАНЦЕВ
История, произошедшая в ноябре 2007 года в селе Никольском Бековского района, многим памятна до сих пор: 35 человек — из них 26 женщин и 4 ребенка — замуровали себя в подземных катакомбах и пригрозили самоубийством, если кто-то попытается их оттуда поднять. Таким образом сектанты надеялись пережить конец света.
Идею подобного спасения проповедовал уроженец здешних мест Петр Кузнецов. Он водрузил на крышу своего ветхого жилища крест и создал религиозную общину. Вскоре в Бековский район начали съезжаться люди из разных уголков России и даже из других стран! Среди адептов были и доктора наук, и бизнесмены, и инженеры столичного метро.
Втайне от всех братья и сестры (так называли себя члены общины) вырыли на дне глубокого оврага убежище с кельями, кладовками и туалетами. Примечательно, что сам Петр в пропагандируемое им убежище не полез, объяснив это тем, что он должен продолжать свою миссионерскую работу по всему миру.
За время добровольного заточения две женщины скончались. Оставшись без воды и еды, последователи Петра Кузнецова сами начали выходить из катакомб. Самые стойкие покинули убежище 16 мая 2008 года. Лидера сектантов определили на принудительное лечение в областную психиатрическую больницу, где он и находится до сих пор.
Почти все закопанцы после этих событий покинули село, и лишь семья Непогодиных (фамилия изменена) осталась жить в скромном домике на краю Никольского. Взрослые сидели в подземелье вместе с тремя маленькими детьми. На протяжении всех этих лет семья Непогодиных находится на особом контроле у администрации Бековского района.
"Старшие дети окончили школу и устроились на работу, а младшая дочь продолжает учиться, — говорит начальник отдела по профилактике правонарушений администрации Бековского района Елена Юдаева. — Супруги Вера и Виталий по-прежнему придерживаются своей веры, но другим ее не навязывают. У них большое хозяйство: овцы, козы, куры — этим они и кормятся.
Я посещаю эту семью два раза в месяц, и некоторые положительные сдвиги уже есть. Если раньше они не принимали помощь врачей, то теперь относятся к людям в белых халатах совершенно спокойно и, заболев, пьют выписанные им лекарства.
Однако паспорта Непогодины по-прежнему считают меткой дьявола и упорно от них отказываются. И административными мерами исправить эту ситуацию пока не получается. А еще в их доме нет электричества".
Общаться с прессой ученики Петра Кузнецова отказываются. Но для корреспондента "МЛ" Виталий Непогодин все же сделал исключение.
"Грядет событие глобального масштаба, и этого не избежать, — заявил он. — Мы продолжаем молиться за грехи людей. Все будет так, как написано в Библии в откровении Иоанна Богослова. Процесс уже запущен, апокалипсис совсем близко!"
Евгения Неверова
"Молодой ленинец", № 46, 18 ноября 2014 г.
Информационное агентство МАНГАЗЕЯ