Сцена, опаленная войной
Под таким названием в рамках реализации программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг." в республике проходил театральный фестиваль, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.Свои спектакли на военную тематику зрителям представили артисты Русского, Кумыкского, Лезгинского, Лакского, Табасаранского театров и Театра кукол. Не стал исключением и Аварский музыкально-драматический театр им. Г. Цадасы, представивший зрителям героическую драму "Аманат" ("Наказ") по пьесе известного дагестанского драматурга и прозаика Абдулмеджида Хачалова.
Спектакль "Аманат" - своего рода "аксакал" в репертуаре театра, но, несмотря на его "долголетие", зритель всегда принимает его на "ура". Да и невозможно иначе, ведь есть темы, которые всегда находят сопереживание у людей. "Аманат" повествует именно о такой важной для каждого жителя нашей страны теме – о Великой Отечественной войне – и посвящён погибшим солдатам, отцам, матерям.
Занавес поднимается, на сцене - памятник погибшим солдатам, горит вечный огонь. Под бессмертную мелодию песни "Журавли", словно души тех, чьи имена высечены на постаменте, появляются девы в белых одеяниях. Поэт-фронтовик начинает свой неспешный, наполненный трагизмом и печалью сказ о Великой Отечественной войне. При этом зритель не видит на сцене ни эпизодов жарких сражений, ни умирающих в битвах солдат, ни залпов тысяч орудий… Война за кадром. А на сцене – жизнь в тылу.
В первой части показано довоенное время. Звуки бубна, старинные песни, танцы, шутки, беззаботное веселье. В селе свадьба. Глядишь на такую жизнерадостную картину и забываешь, что спектакль о войне. Но все меняется в мгновение ока, как только в толпу вбегает ошарашенная Заза-Бика и призывает всех остановиться и послушать новость по радио: "Немецкие войска без всякого предупреждения напали на Советский Союз…" Внезапность такой вести повергает всех в ужас. Матери и отцы провожают сыновей и дают им напоследок наказ (аманат) – на поле брани не уронить чести и достоинства своих предков и вернуться героями, защитив родную землю от врага.
Вторая часть спектакля резко контрастирует с первой. Таким образом, как признался режиссёр-постановщик Хайбула Абдулгапуров, зритель сможет наглядно представить, как резко изменилась жизнь людей после того рокового для страны дня. Каждый день горе стучится в двери сельчан, на улицах почти все женщины в темных одеждах. Вести с фронта, письма – все, чем наполнены мысли каждого. Писем ждут и боятся одновременно: ведь они могут принести как безмерную радость, так и навсегда убить надежду, что муж, сын или брат когда-либо вернется с фронта. В этом плане показателен момент в спектакле, когда один из героев Мирза (актер Магомед Нурмагомедов) получает письмо от сына Рашида. Он рад, что оно пришло, но все же не может его прочитать и просит это сделать сельчанок.
Но если жизнь Мирзы ещё согревается добрыми вестями с фронта, то главная героиня Нуцалай (актриса Патимат Абасова) уже иссушена страданиями. Вот уже много месяцев она не получала весточки от сына, не знает, что ей ждать от завтрашнего дня. Жизнь в неведении точит душу. В своих монологах с Господом она исступлённо просит вернуть ей сына живым и сберечь от смерти. Актрисе удалось передать эмоциональное состояние своей героини, и зрители в зале в этот момент буквально замерли в единодушном сопереживании с ней.
Дезертирство. Случается на войне и такое. В спектакле это тоже отражено. Сулейман, один из героев спектакля, неожиданно возвращается, заявляя: "Я хочу умереть в своем селе, а не на чужбине".
… Война заканчивается. Один за другим оставшиеся в живых возвращаются на родину. И во мрак страдания и горя потихоньку входит счастье.
В эпилоге спектакля вновь появляется памятник погибшим героям. Поэт-фронтовик завершает свое повествование, призывая не забывать героические подвиги солдат Великой Отечественной войны. На сцену чередой выходят все артисты театра и возлагают цветы к памятнику.
Это наполненное трагизмом и необычайным патриотизмом действо никого в зале не оставило равнодушным.
- Такие спектакли дают людям возможность, ненадолго окунувшись в ту эпоху, понять, какой ценой далась победа над фашизмом и как жилось народу в то нелёгкое время. Мы не должны терять связи со своим героическим прошлым, - сказал по окончании спектакля председатель Республиканского совета ветеранов войны и труда Магомед Керимов.
Спектакль "Аманат", как уже было сказано в начале, стал не единственным в рамках фестиваля. Каждый театр спешил показать свои лучшие постановки на тему Великой Отечественной, и эта добрая инициатива не осталась незамеченной. По завершении фестиваля министр культуры РД Зарема Бутаева встретилась с коллективами театров и, поблагодарив всех, отметила направленность таких мероприятий на развитие и формирование гражданских и нравственных ориентиров, патриотического сознания, особенно у молодежи и подрастающего поколения. В ходе встречи она вручила дипломы Марине Карпачевой, Александру Степанову и Диане Мигадовой (Русский театр), Хайбуле Хасаеву, Абдулхалику Абдулхаликову и Мадинат Магомедрасуловой (Аварский театр), Зауру Алиеву, Джамиле Магомедовой и Байсолтану Осаеву (Кумыкский театр), Аслану Магомедову, Артуру Абачараеву и Аскару Аскарову (Лакский театр), Аминат Яхъяевой, Жанне Ротовой, Мураду Амагаеву (Театр кукол), Мирзабеку Мирзабекову, Ахмеду Таибову, Марине Качаевой (Табасаранский театр), Зумруд Салимгереевой, Амалии Керимовой и Зарифе Кухмазовой (Лезгинский театр).
Фестиваль "Сцена, опаленная войной", приуроченный к юбилею Победы, как говорят его участники, не ограничится только одним годом. "Мы хотим, чтобы он стал доброй традицией в театральной среде нашей республики, - делится директор Аварского театра Магомедрасул Магомедрасулов. - Нам уже звонят коллеги из Финляндии и Азербайджана, желающие представить свои спектакли в Дагестане".
Информационное агентство МАНГАЗЕЯ