Агропром как увлечение
Нужно ли в Югре развивать сельское хозяйство? Кто-то скажет, что агропром нужно развивать везде, кроме Антарктиды. Кто-то скептически хмыкнет: мол, какое может быть сельхозпроизводство в районе 60-й параллели? Смех, да и только…! А кто-то просто занимается этим делом, причём успешно.
Сам себе кормилец
Сельхозпроизводство в Югре существовало задолго до того, как были обнаружены залежи нефти и газа. Жители городов и деревень кормили себя сами. По-другому быть не могло, поскольку и дороги, и расстояния не способствовали завозу продовольствия с «большой земли».
Потом нашли нефть и началось бурное освоение этого сурового края. О пропитании стремительно увеличивающегося населения приходилось думать постоянно. «Люди, которые определяли направления развития Югры, далеко смотрели. И не зря начали развивать сельскохозяйственное производство», — делится мыслями первый заместитель директора департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Югры Николай Кочанов. Нефтяники и газовики, энергетики и лесники — все обзаводились подсобными хозяйствами по производству мяса и яиц. Проще было завезти корма на год, чем неделями везти яйца и мясо с «большой земли».
Сегодня ситуации другая. Завозить можно всё. Да и югорская зима теперь не особо отличается от зимы в Тюмени или Омске. А эти регионы — признанные производители сельхозпродукции. Если посмотреть на затраты, которые необходимы для производства аграрной продукции, то получится, что разница главным образом заключается в стоимости доставки кормов, которая составляет 10–12 % от конечной цены продукта. Это уже не так много, как могло показаться на первый взгляд. Выходит, что местная продукция может быть вполне конкурентоспособной. При правильной организации дела и с помощью государства — это уже не сказка.
Государственное дело?
Примеры успешной работы в Ханты-Мансийском округе есть. Крестьянско-фермерское хозяйство «Богдашка» (Ханты-Мансийский р-он) — одно из них. Сегодня хозяйство, в котором «трудятся» почти 500 коров, обеспечивает молочной продукцией около 25% розничного рынка окружной столицы. Николай Кочанов назвал «Богдашку» своего рода «индикатором цен». Приходится плотно работать с представителями торговли, чтобы в магазинах не уравнивали цены привозного и местного молока. Ведь если торговая надбавка для тех и других будет одинаковой, то местное молоко будет дешевле. Владимир Башмаков, хозяин предприятия, рассказывает, что в прошлом году «Богдашка» получила государственную поддержку в размере 50,5 млн рублей, из них более 46 млн — из окружного бюджета. Средства были направлены на развитие материально-технической базы и возмещение процентной ставки по кредитам. Смог бы он работать столь успешно без поддержки государства? Башмаков считает, что нет.
В Югре фермеров поддерживают, выдавая субсидии на произведённую продукцию. За литр молока из окружного бюджета выплачивается 16 руб. (в Тюменской области — в 3 раза меньше). Есть субсидии на мясо, яйца. Фермеру компенсируется часть затрат при закупке племенного скота и оборудования для фермы. Часть денег идёт из окружного бюджета, другая — из федерального. На сельское хозяйство в бюджете округа отведено 0,02 %.
Государственная поддержка, безусловно, сказывается на результатах. За 10 месяцев этого года количество произведённого молока увеличилось на 10 %, молока — на 2 %, яиц — на 55 %, свиней в фермерских хозяйствах стало больше на 21 %.
Не случайно на прошедшей видеоконференции, которую провела министр сельского хозяйства России Елена Скрынник, Ханты-Мансийский округ стоял в ряду других регионов как обычный сельхозпроизводящий субъект Федерации без скидок на «особые условия». Впрочем, Югре всё же было предложено провести индивидуальную презентацию своих достижений и проблем в министерстве сельского хозяйства РФ
Проблема номер раз
Главная проблема нашего сельского хозяйства — высокие процентные ставки по кредитам, которые, как воздух, нужны сельским труженикам для дальнейшего развития. Государство помогает фермерам, компенсируя за счёт бюджета процентные банковские ставки, но только в размере ставки рефинансирования Центробанка РФ. Банкиры это знают и считают, что никакого особого отношения фермерам не требуется. Но статистика показывает, что средняя ставка по кредитам, предоставленным для КФХ, — 17,8%. Для производства это проценты запредельные.
Правительство округа собирается провести совещание с участием банковского сообщества и обсудить ситуацию.
«У меня всегда была мечта, чтобы к сельскому хозяйству в округе относились как к увлечению. Как к спорту, например,— говорит Николай Кочанов. — Чтобы это было интересно первым лицам региона. Я убеждён, что сельское хозяйство в нашем округе просто необходимо. И, слава Богу, есть люди, которые готовы этим делом заниматься, несмотря на то, будет поддержка или нет. Но лучше, чтобы была. И хорошая. Тогда выиграют все».