Николаев: Чтобы частные детские сады стали доступнее, необходимо четко определить их статус

Чтобы подключить к решению проблемы дефицита мест в детских садах и яслях негосударственные детские дошкольные учреждения (ДДУ), необходимо наделить их всеми преимуществами, на которые может претендовать социально ориентированный малый и средний бизнес. К такому выводу пришли эксперты Центра "Народная экспертиза" по результатам проведенного мониторинга рынка и изучения действующего законодательства, сообщил директор Центра "Народная экспертиза" Николай Николаев.

За три года со времени подписания "майских указов" президента РФ изменилась экономическая ситуация. Требование времени перейти на режим строгой бюджетной экономии никоим образом не означает, что можно отложить решение приоритетных задач, определяющих стратегическое развитие страны и общества. И на повестке дня не только эффективное использование выделяемых на эти цели государством средств, но и поиск новых подходов и решений.
Одной из таких приоритетных задач в соответствии с указом №599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" является полная ликвидация к 2016 г. очереди в детские сады.

В последние годы многое делается для решения проблемы дефицита мест в детских садах и яслях. Минобрнауки проводит большую методическую и организационную работу, строятся новые и реконструируются старые здания детских садов, внедряется электронная запись на получение мест в детских дошкольных учреждениях, вносятся изменения в действующие нормативы. В целом за три года вложения в решение проблемы 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет составили 160 млрд руб.

Нельзя сказать, что всё это проходит незамеченным. Центр "Народная экспертиза" с 25 марта по 22 апреля 2015 г. проводил опрос среди 11 тыс. 680 экспертов в 85 субъектах РФ. Чуть более половины опрошенных (53%) надеются, что за два-три года удастся своевременно обеспечить всех желающих местами в ДДУ, так как, по их мнению, увеличились темпы строительства новых детских садов.

Но это только признание собственно наличия работы по данной проблеме, а вовсе не констатация реальных результатов. К тому же 30% опрошенных по-прежнему считают, что никаких особых мер для устранения дефицита мест в ДДУ не принимается. В ходе того же опроса 24% граждан сообщили, что ожидание места в детском саду составляет до шести месяцев, 19% – от шести месяцев до года и 34% – более одного года. Многие родители дошкольников подтвердили, что "более года" может означать и пару лет, и бесконечность.

На практике "стояние" в очереди за местом в детский сад для ребенка означает прежде всего социальные риски для семей с детьми, в основном из-за вынужденного невыхода на работу матери и связанными с этим материальными трудностями, невозможность реализовывать профессиональные навыки и т.д.
В результате снижаются показатели в целом по стране, это порождает снижение рождаемости, нарастающее недовольство родителей и создает социальную напряженность в обществе. Но перспективное недовольство семей, создающее социальную напряженность в обществе, – это еще не все возможные последствия. Всё это значимо уже для экономики, ведь не имеющие возможности работать матери – потенциальные субъекты налогообложения и потребители.

И то и другое означает снижение показателей занятости населения, уровня доходов россиян, величины налоговых поступлений в бюджет, кстати, при увеличивающихся госрасходах на выплату пособий малообеспеченным семьям. Кроме того, ограничение доступности детских садов напрямую влияет на крайне значимый демографический показатель – рождаемость. Среди причин, сдерживающих решение родить еще одного ребенка, самая весомая после материальных и жилищных трудностей – отсутствие возможности устроить ребенка в детский сад или ясли.

По данным Комиссии при президенте РФ по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития РФ, по состоянию на 16 марта 2015 г. в очереди на предоставление места в детских садах стояли 300 тыс. 804 ребенка. Хотя в 2014 г. в соответствии с Планом деятельности Минобрнауки на 2013–2018 гг. очередь должна была составлять 169 тыс. детей. Это наглядно показывает, что велик риск не выполнить поручение президента РФ, содержащееся в указе №599.

По мнению экспертов ОНФ, дефицит мест в дошкольных организациях в текущих бюджетных ограничениях принципиально не может быть устранен без привлечения частных инвестиций и развития сектора негосударственных услуг. Тем более что это действительно единственный подход, не требующий непосредственных бюджетных расходов.

В настоящее время развитие негосударственного сектора дошкольного образования идет крайне низкими темпами – доля детей, посещающих частные (семейные) детские сады, не составляет и 2%. Причин тому несколько. Здесь и традиционное недоверие к негосударственному сектору, и нерешенность вопроса движения очереди в государственное (муниципальное) ДДУ в случае предоставления места в негосударственном детском саду, и вопросы компенсации части родительской платы для тех категорий, которые получают образовательные услуги и услуги по присмотру и уходу у разных поставщиков. Наконец, услуги частных садов просто не по карману большинству семей с детьми из-за высокой относительно муниципальных детских дошкольных учреждений ежемесячной платы.

В ходе опроса, проведенного Центром "Народная экспертиза", людям задавался вопрос, каков в среднем в их регионе уровень платы за содержание ребенка в частном (семейном) детском саду. Большинство (62%) отметили, что он значительно выше. Понятно, что в цену здесь включены и налоги, и расходы по арендной плате, и коммунальные платежи, и содержание имущественного комплекса, и прочее. Ничего удивительного, поскольку владельцам частных ДДУ за всё приходится платить в полном объеме самостоятельно. У них нет никаких преимуществ по сравнению с государственными садами, которые субсидируются муниципалитетами. Тем не менее есть огромный неудовлетворенный спрос в ДДУ, который, как известно, в теории способен стимулировать и предложение.

Для того чтобы негосударственные организации активно включились в решение проблемы дефицита мест в детских садах и яслях, необходимо создать для них благоприятную среду. При этом для разного типа организаций дошкольного образования существуют различные барьеры, мешающие развитию негосударственного сектора дошкольного образования и альтернативных форм дошкольного образования. Благоприятная среда – это снятие всевозможных барьеров. А здесь они преимущественно существуют в правовой плоскости.

"По нашему мнению, начать следовало бы с того, чтобы ввести в действующее законодательство для малого и среднего бизнеса понятие "социальный предприниматель". Такая необходимость давно назрела, – считает директор Центра "Народная экспертиза" Николай Николаев. – Необходимо дать возможность получать этот статус негосударственным ДДУ. По крайней мере этот шаг сразу избавит их от множества проблем. Например, у них появится право участвовать в программах субсидирования малого и среднего бизнеса, получать льготы по аренде, кредитам и иные льготы отраслевого назначения, привлекать частные инвестиции. В конце концов, в обмен на полученные бонусы можно будет ожидать и более доступных для людей цен на услуги этих организаций".

Олег Андреев, по материалам ОНФ
Информационное агентство МАНГАЗЕЯ
22:16 19.05.15