Спасет ли Нумто жертвоприношение?


Испокон веков у представителей коренных малочисленных народов Севера вРоссии существовало несколько священных мест, расположенных,преимущественно, по местам кочевья. В этих местах ненцы, ханты, манси,селькупы и другие народности совершали жертвоприношение оленей, просябогов о счастье и здоровье. Со временем часть этих мест уничтожилипромышленным освоением, часть – забыли. Теперь у аборигенов ХМАО и ЯНАОпоявилась возможность вернуться на древние святыни.


Религиозные обряды для представителей коренных малочисленных народовСевера являются неотъемлемой частью жизни и культуры, котораясохраняется, несмотря на то, что цивилизация подступает вплотную ктундровикам. В ЯНАО в настоящее время 7% от всего населения округасоставляют аборигены. Из них 40% или 13 тыс. ведут традиционный образжизни, кочуя вместе с оленями и живя в чумах. Олень дает представителямкоренных народов севера и мясо, и шкуры, и его используют кактранспортное средство.


Также для кочевников очень важно заручиться в своих делах поддержкойбогов и духов. В этом аборигенов поддерживают и местные власти. Так, впрошлом году правительство ЯНАО выделило 300 тыс. рублей нажертвоприношение оленей божеству Кев-урху-акем-ики, что в переводе сязыка ханты значит "каменной гряды старик".


В этом же году 22-25 марта на священном озере Нумто (в переводе с языкаханты - "божье озеро") общественная организация "Спасение Югры"реализует проект "Встреча родов коренных народов". В эти дни насвященном озере Нумто соберутся родовые общины, чтобы совершитьжертвоприношение оленей.


В последний раз подобный ритуал на озере проводили в 1994 году, тогдакак раньше сюда приезжали представители коренных малочисленных народовСевера из Таймыра, Томской, Архангельской областей, Республики Коми.


- В центре Нумто есть остров, куда, после того, как забили оленя,относят голову и рога. На этот остров не имеют право заходить женщины, -рассказал об особенностях озера президент ассоциации "Ямал – потомкам!"Эдман Неркаги.


В общественной организации "Спасение Югры" сообщили, что данныйобрядовый праздник проводится только раз в семь лет. На берегу озерапредставители двух родов - из Югры и Ямала - разбили единое стойбище из7-ми чумов. Количество людей в небольшой деревне Нумто увеличилось внесколько раз. Редкая избушка осталась без гостей.


Чтобы поклониться богу Торуму и принести в жертву оленя, аборигенывыдвинулись в Нумто на оленях ещё в начале марта. Кульминацией праздникастала свадьба ненецкого парня и девушки ханты. Перед свадьбой в чумах ужениха и невесты прошли исконные национальные обряды.


- Думали провести круглый стол, по итогам которого обратиться вправительство РФ с просьбой сделать озеро особо охраняемой территорией,но на этот раз не получится, поскольку в данном месте нет помещения, ана свежем воздухе проводить не совсем удобно, - говорит Эдман Неркаги.


По его словам, нефтегазовые компании, осваивая территорию, вплотнуюприближаются к этому месту, поэтому вопрос о его сохранении стоит оченьостро. "В пределах данной территории большие залежи нефти, если мыпозволим там разработку, то загрязним наше испокон веков священноеозеро. Хотим сделать так, чтобы туда никто не заходил. Даже мы самибоимся туда ездить на снегоходах, только на оленях, - отметил президентассоциации "Ямал – потомкам!".


- Возможная потеря исконной среды обитания, традиционных промыслов, а,следовательно, и образа жизни, обоснованно воспринимается кореннымижителями как угроза потери своего этноса, духовной и материальнойкультуры, - также подтверждает президент "Спасения Югры" Александр Новьюхов.


Эдман Неркаги привел пример, что в начале промышленного освоениятерриторий представители компаний из-за незнания обычаев аборигеновразрушали значимые места, доходило даже до осквернения захоронений.Сегодня ситуация улучшилась, поскольку перед началом освоения той илииной территории проводятся общественные слушания, где местные жителивысказывают свое мнение, к которому более-менее прислушиваются. Однакопока культовое место законодательно не является особо охраняемойтерриторией, опасность его уничтожения сохраняется.


Озеро Нумто располагается на границе двух округов – Ханты-Мансийского иЯмало-Ненецкого, поэтому региональным законом защитить место не удастся.


- Мы хотим выйти на правительство, чтобы они приняли отдельный закон, иэто место было бы под кураторством правительства РФ, - говорит президентассоциации "Ямал – потомкам!".


Подобных озеру Нумто священных мест немного. Одно из таких – озероБалбанты в ХМАО, куда много лет была забыта дорога. Теперь аборигенынаверстывают упущенное, и с 24 марта по 1 апреля, параллельно со сборомна Нумто, здесь также пройдет религиозный обряд.


Глава села Овгортское (ЯНАО) Степан Куртямов, занимающийся проектом повосстановлению священного места на данном озере, сообщил, что наБалбанты религиозные обряды не проводились уже 50 лет.


- В годы репрессий хранителей нашей культуры, шаманов, которые в полноймере владели информацией, уничтожали, дорога к месту была утеряна. Носегодня при поддержке губернатора ЯНАО имеем возможность возрождатьтрадиции. Мы предварительно провели очень большую информационную работу.Дорога не до конца забыта, - отметил Степан Куртямов.


С охраной Балбанты ситуация проще, чем с Нумто. Фактически, уже ведетсяработа, чтобы сделать это озеро заповедной зоной. Начальник отдела учетаи популяризации объектов культурного наследия управления госохраныобъектов культурного наследия департамента культуры ЯНАО Галина Курайсообщила, что Ханты-Мансийский округ подготовил документацию,обосновывающую включение этого озера в заповедник.


- Если оно (озеро) попадает в заповедник, то априори будет обеспеченаего охрана, - подчеркнула Галина Курай.


Также уже вне угрозы уничтожения еще три обрядовых места на территорииШурышкарского района ЯНАО: каменная гряда, одно из озер и женскоекультовое место на окраине деревни Вытвожгорт.


Эти три объекта внесены в региональный список объектов, подлежащих охране.


- Но пока нет методики, как определять границы этнических объектов. Ведьчасто этими объектами являются одиноко стоящее дерево с завязками, илигряда, или озеро, - отметила начальник отдела учета и популяризацииобъектов культурного наследия управления госохраны объектов культурногонаследия департамента культуры ЯНАО.


По ее словам, в каких-то особых случаях можно использовать методикиархеологического установления охранных зон, но, чтобы окончательнорешить проблему определения границ, уже в этом году планируетсяразработать методику для этнических объектов.


В дальнейшем работа по внесению культовых для аборигенов мест в списокобъектов, подлежащих охране, продолжится, и, значит, аборигены ХМАО иЯНАО смогут и дальше жертвовать оленей ради благосклонности богов.


Людмила Пономарева, по материалам interfax-russia.ru
07:12 27.03.12