Против течения

Вологодские реки, по задумке авторов речной доктрины, должны стать базовыми для новых водных путей из центральной части страны на север и восток. На снимке — северодвинский речной канал. | Фото с сайта ligen.ru

Нынешним летом исполнится 30 лет с момента, когда был остановлен гигантский проект "поворота" северных рек на юг.

Между тем уже разрабатывается новая "речная доктрина РФ", авторы которой фактически пытаются повторить советские эксперименты с водными артериями, вновь затронув Вологодчину.

Из советских проектов "поворота рек" наиболее известен "сибирский" — переброски вод Оби, Иртыша и Ангары в Аральское море. Но пострадать могла и Вологодчина: её реки предлагалось "отправить" через Волгу в Каспий.


Белов против!

Планы в начале 1980-х были следующие: построить несколько плотин на Сухоне, создав Сухонское водохранилище между Тотьмой и Вологдой. Затем через систему каналов проектировщики хотели перебрасывать часть воды в Верхнюю Волгу — через Волго-Балт и Северо-Двинский канал из Кубенского озера и озера Воже, через Кострому из Сухоны. Эту систему с севера также должна была подпитывать река Онега. Сам проект разрабатывали почти двадцать лет — с первых лет нахождения у власти Леонида Брежнева.

Однако тогда не были завершены даже проектные работы. Никаких официальных причин названо не было, лишь в целом заявляли о проектных ошибках. Не исключено, что свою роль сыграла и чрезвычайная дороговизна строительства. Но факт остаётся фактом: 14 августа 1986 года состоялось специальное заседание Политбюро ЦК КПСС, и именно на нём было принято решение забыть о "переброске рек".

Первым, кто публично выступил против мегапроекта, стал вологодский писатель Василий Белов. Ещё в 1982 году он опубликовал письмо "Спасут ли Каспий Воже и Лача?". Затем к Василию Ивановичу присоединился ряд других писателей – "деревенщиков". В январе 1986 года письмо против "переброски рек" за подписью Белова, а также Виктора Астафьева, Валентина Распутина, Леонида Леонова и Дмитрия Лихачёва опубликовала "Советская Россия", тогда считавшаяся официальным печатным органом ЦК КПСС, Совета министров и Верховного совета СССР.

"Проект переброски страдает приблизительностью и слабой научной обоснованностью, — говорилось в письме. — Он необычайно дорог — равных ему не было еще в практике мирового строительства. Проектировщикам неизвестно, как повлияет сокращение притока пресной воды в Ледовитый океан — этот "котел" погоды всего земного шара".


Объять необъятное

Сегодня столичные разработчики вновь предлагают построить на Вологодчине новые водохранилища, а также перебросить часть речной воды в Волгу. Авторы проекта предлагают соединить всю территорию страны сетью каналов и водохранилищ. Вологодские реки, по их задумке, должны стать базовыми для новых водных путей из центральной части страны на север и восток. Но, несмотря на благие намерения, проект и сегодня вызвал негативную реакцию в научном сообществе.

"Проектно-аналитический доклад к разработке речной доктрины РФ" был представлен чуть больше года назад. Его разработал неизвестный широкой публике Институт демографии, миграции и регионального развития. Председатель наблюдательного совета этого института Юрий Крупнов почти всю жизнь проработал чиновником от образования, а вуз возглавил после того, как чуть больше года пробыл помощником полпреда президента в Дальневосточном федеральном округе.

В доктрине прослеживается следующая логика. В России огромное количество рек, но их потенциал не используется. Речь идёт всё о том же энергетическом и транспортном потенциале. Во-первых, большая часть стока приходится на весну, когда случаются разрушительные половодья и наводнения. Во-вторых, стране не хватает дешёвого речного транспорта.

Из этого следует, что реки необходимо перекрывать плотинами, строить шлюзы и создавать водохранилища, чтобы обеспечивать крупнотоннажное судоходство, накапливать вешние воды, а затем перебрасывать их часть в регионы, которые в них остро нуждаются. Финансировать всё это вновь предлагается за государственный счёт. Фактически авторы современной доктрины пытаются повторить советские проекты переброски рек.


"Автора, автора…"

Генеральным конструктором проекта речной доктрины стал инженер-гидротехник, доктор географических наук Алексей Беляков. "Большие реки как водные коммуникации нуждаются в подпоре воды плотинами, потому что иначе они непригодны для крупнотоннажного судоходства, которое необходимо для социально-экономического развития", — заявил Беляков на презентации доклада в 2015 году.

В то же время в самом институте настаивают, что проект следует воспринимать как комплексное решение, которое поможет решить и транспортные, и энергетические проблемы.

По данным федеральных СМИ, родной брат Юрия Крупнова работает руководителем научно-исследовательского центра ФСКН. В январе этого года стало известно, что примерно две трети грантов, выданных НИЦ ФСКН, получили организации, аффилированные с Юрием Крупновым. Был среди них и Институт демографии, получивший 1,19 миллиона рублей. Правда, представитель института при этом сообщил "Премьеру", что проект речной доктрины разработан "на собственные средства".

Среди интересов института находится самый широкий спектр проблем: и российско-афганские отношения, и ядерная энергетика, и демографические проблемы. Отдельно на сайте НИЦ выделены проекты по развитию Костромской области — "Костромская мечта" и "Шарьинская мечта".

Как рассказали нашей газете в институте, проект был направлен в профильные ведомства и к нему был "проявлен определённый интерес".


В пух и прах

Научное сообщество отнеслось к вновь возникшей Речной доктрине весьма скептически. Один из противников — директор Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян.

"В европейской части, кроме десятка или двух десятков мелких плотин, не оказывающих никакого серьезного влияния на окружающую среду и дающих немного электроэнергии для местного потребления, можно осуществить только два проекта — достройку Чебоксарского гидроузла и Нижнекамского. Больше ничего в европейской части сделать нельзя, ресурсы исчерпаны", — цитирует слова учёного ИА "Регнум".

Для Вологодской области очевиден лишь один плюс: строительство плотин на Сухоне поможет решить проблему наводнений в Великом Устюге. В остальном никакой определённости нет. Ставят учёные под сомнение и целесообразность создания такой системы.

Известный в Вологде эколог, член Вологодской областной общественной организации Всероссийского общества охраны природы Юрий Базанов отмечает, что перевозить будет некому и нечего. Самое же приемлемое в проекте, по его мнению, состоит в возможном развитии на реках области малой энергетики.

"У нас нет такого производства, чтобы под это строить столь серьёзную систему судоходства, — утверждает Юрий Михайлович. — К тому же не сохранился флот, который бы перевозил соответствующее количество грузов. Волго-Балт загружен на проектном уровне — перевозки по нему расписаны на годы вперёд".

Председатель Вологодского отделения Русского географического общества Надежда Максутова напоминает и о "рыбной" проблеме. Дело в том, что во всех реках, перекрытых плотинами, происходит уменьшение популяций рыб — для одних перекрыты пути и места нереста, а другим не хватает кислорода в "застойных" водах водохранилищ.

Плюс важна и экологическая составляющая. Поэтому прогноз развития окружающей новое водохранилище территории также должен быть учтён.

"Часть земель будет затоплена, будет утрачено биоразнообразие, произойдёт заболачивание близлежащей к новому водохранилищу местности, — разъясняет Надежда Камельевна. — С другой стороны, это может привлечь другие виды животных. К примеру, орланы-белохвосты могут быстро освоить это водохранилище.

В любом случае произойдут перемены, но их плюсы и минусы спрогнозировать по представленным материалам очень трудно".

Владимир Пешков


Прямая речь

Владимир ПУТИН, президент России (в ответ на вопрос о судоходстве по Волге во время "Прямой линии" 14 апреля 2016 года):

— Действительно, проблема есть, и она требует особого внимания со стороны региональных и федеральных властей. Надо чистить русло рек, надо внимательно относиться к гидросооружениям, там есть проблемы, действительно, сейчас не будем углубляться, они причём, эти проблемы, не решаются уже годами, если не сказать десятилетиями".

Леонид ПОЛЕЖАЕВ, инженер-гидротехник, губернатор Омской области в 1991-2012 гг. (эфир радио "Свобода", 2002 год):

— Уже было принято решение о начале подготовительных работ. И город Вологда назначался центром переброски, где готовиться должна была строительная база для переброски. Я представляю, что было бы с Северо-Западной частью нечерноземной полосы России, если бы реализовался этот проект. Мы утопили бы под гидроузлами и руслом этой магистрали половину Северо-Запада"


Цифры

  • $ 1 млрд — оценочная стоимость создания нового водного пути по линии Шексна — Кубенское озеро — Сухона — Малая Северная Двина до слияния с Вычегдой (из проекта речной доктрины).
  • $ 2.8 млрд — оценочная стоимость создания Енисейско-Ленской водной магистрали (самый дорогой проект из представленных).
  • $ 20 млрд — оценочная стоимость "лужковского" проекта переброски сибирских рек, начало 2000-х.
  • $ 59 млрд — оценочная стоимость переброски в Китае вод рек Хуанхэ и Хай в реку Янцзы. По состоянию на 2012 год, на проект потрачено около 34 млрд долл.
  • $ 80-100 млрд — оценочная стоимость переброски северных рек Канады в США и Мексику, закрыт в начале 1980-х.
  • $ 200-500 млрд — оценочная стоимость советского проекта переброски рек по данным зав. лабораторией гидрологии Института географии РАН Николая Коронкевича.
  • Как может выглядеть переброска рек Вологодской области (jpg, 178 КБ)

    Кирилл Привалов, по материалам Газета Премьер
    Информационное агентство МАНГАЗЕЯ
    08:44 17.06.16