Детские самоубийства по всей России могут быть результатом информационной войныФото: rostovgazeta.ruВ Грязовецком районе мальчик совершил суицид из-за несчастной любви. Его поступок широко освещался в социальной сети, получив массу одобрительных комментариев: "Круто", "Здорово", "Мужик, ты прав", "Так ей и надо". В результате через неделю в этой же деревне повесился второй ребенок. Комментарии и записи, спровоцировавшие подростка совершить самоубийство, видели взрослые, но никто не отреагировал. Хотя о группах смерти — закрытых сообществах в социальных сетях, куда вовлекаются дети и подростки, — слышали уже, наверное, все… Череповецким педагогам и родителям помогал разобраться в проблеме ведущий суицидолог России Михаил Хасьминский, который на прошлой неделе провел ряд семинаров и встреч в нашем городе. Журналист "Голоса..." вместе разбирался в проблеме. Двойные суициды Склонны от природы Не боясь громких слов, скажем, что в данном случае речь идет об информационной войне, конечной целью которой является психическое здоровье нации. Заказчики — это спецслужбы, которые находятся не на территории России. Выявление и пресечение их деятельности — работа правоохранительных органов, и она ведется. В роли разработчиков выступают профессионалы высочайшего класса, которые используют методики, опирающиеся на научные данные, нейролингвистическое программирование и т. д. Еще одно звено в преступной цепочке — это кураторы (вербовщики, проводники). Встать пораньше — и на крышу Детей для групп смерти ищут целенаправленно. И делают это не люди, а боты, машины. Поиск ведется по определенным хештегам. А далее ребенок попадает в руки куратора, который и начинает давать задания. Сначала подросток не осознает конечной цели в виде самоубийства, она закладывается постепенно на бессознательном уровне. Куратор грамотно манипулирует подростками через систему заданий, например, ранний подъем. Это объяснимо чисто на физиологическом уровне. Раннее утро — это фаза глубокого сна. Если человека резко разбудить, он не осознает, в реальности он или еще спит. Кортизол, гормон стресса, находится на максимальном уровне. Встать рано — это одно из заданий. Другое — посмотреть жесткое видео со сценами насилия или убийства. Все задания куратора направлены на подавление воли подростка, полное его подчинение. Так, указание посмотреть сцены насилия подается куратором как возможность стать увереннее, подняться над эмоциональным страхом. В то время как реальная цель — снижение чувствительности. Ребенок бессознательно соотносит себя с героем видео, притупляется его страх нанести увечья себе. Другое задание — постоять на краю крыши. Опять же подростку это подается как возможность преодолеть страх, а на самом деле прививается покорность, подчинение воле куратора. — "Входным билетом" в группы смерти являются порезы на теле, — говорит Юрий Афанасьев. — Это ореол тайны, некая принадлежность к закрытому обществу. На это же направлена и медитативная музыка, которой наполнены группы смерти. Детей учат грамотно скрывать и порезы, и свое настроение от взрослых. Но при этом они могут делиться информацией со сверстниками. И были случаи, когда один-два ребенка вовлекали в суицидальный квест целые классы. На фоне подмены понятий дети считают, что они играют, в то время как они готовятся умереть.Выполнение конкретных заданий рассчитано по времени. Участнику группы присваивается определенный номер, и здесь тоже есть элемент воздействия, поскольку куратор говорит, что номера в дефиците и нужно успеть занять его. Поддавшись импульсу, ребенок вступает в группу смерти, запускается счетчик — обычно это 50 или 100 дней до самоубийства. Куратор требует, чтобы подросток регулярно выходил на связь, тем самым не давая ему возможности осмыслить и критически взглянуть на происходящее. "Приклей мертвого жука" "Мостами-переходами" к группам с суицидальным наполнением являются группы руферов, зацепщиков, анорексии, аниме. — Есть еще третья волна, которая накроет наше общество в ближайшее время. В группе риска — дети 8 — 12 лет, — продолжает Юрий Афанасьев. — Я приведу в пример популярную детскую книжку, она есть в продаже и в нашем городе. У нее говорящее название — "Уничтожь меня". Начинается все с простых заданий, которые даются ребенку на каждой странице: склей, расстриги, нарисуй. В результате конечным указанием может стать "приклей сюда мертвого жука", "измажь страничку экскрементами", "поднимись на крышу многоэтажки". У ребенка возникает вопрос: "А зачем?" Ответ на следующей странице: "Скоро мы все будем смотреть сверху на нашу землю". То есть ребенку внушается некая идея выхода на небеса. Кстати, религиозный аспект есть и в группах смерти в социальных сетях, где детям суицид может подаваться как пропуск в рай. Не герой, а лузер Высмеивание. — Нарисуйте образ комичного лузера, ботана, который обладает властью только сидя перед монитором компьютера, — продолжает Михаил Хасьминский. — Можно подобрать соответствующие картинки и спросить у ребенка: "Это ему ты подчиняешься? Ты исполняешь приказы этого смешного лузера? Неужели ты себя не уважаешь?" Комический образ не вызывает страха, подрывает авторитет куратора, что будет способствовать снижению его влияния на ребенка.Критическое мышление. — Все мы учим детей основам безопасности, и они знают, что брать конфету у незнакомого дяди на улице или идти с ним куда-то нельзя. Так почему в интернет-пространстве эти законы не действуют? — вопрошает Михаил Хасьминский. — Объясните ребенку, что не следует добавлять в друзья и тем более выполнять задания абсолютно незнакомого человека. Детям нужно задать вопрос: "Мы, родители и педагоги, вкладываем в вас любовь, силы, заботу. Так почему вы верите не нам, а незнакомым людям? С чего им желать вам добра?"Наконец, еще один важный аспект. С подачи кураторов само понятие смерти романтизируется. — Поговорите с ребенком, объясните ему, что смерть может быть не мгновенной, а мучительной. И придется лежать в памперсах или ходить и бессмысленно улыбаться, глядя на солнышко, — говорит Михаил Игоревич. — У моего знакомого судмедэксперта был случай, когда девушка сбросилась с 17-го этажа и осталась жива! В каждом виде самоубийств есть процент выживших. Но какие последствия это может иметь? Ты выживешь, но будешь мучиться. Подростки представляют себе картинки, как они красивые лежат в гробу. Разъясните им, что смерть уродует. Обрисуйте или покажите неприятный вид тех, кто повесился, разбился при падении с высоты, утопился. Жестко? Да, но действенно.Марина Алексеева Любовь Егорова, по материалам 35media.Ru
Информационное агентство МАНГАЗЕЯ
14:46 26.03.17
|