Детские самоубийства по всей России могут быть результатом информационной войны

Фото: rostovgazeta.ru

В Грязовецком районе мальчик совершил суицид из-за несчастной любви. Его поступок широко освещался в социальной сети, получив массу одобрительных комментариев: "Круто", "Здорово", "Мужик, ты прав", "Так ей и надо". В результате через неделю в этой же деревне повесился второй ребенок. Комментарии и записи, спровоцировавшие подростка совершить самоубийство, видели взрослые, но никто не отреагировал. Хотя о группах смерти — закрытых сообществах в социальных сетях, куда вовлекаются дети и подростки, — слышали уже, наверное, все… Череповецким педагогам и родителям помогал разобраться в проблеме ведущий суицидолог России Михаил Хасьминский, который на прошлой неделе провел ряд семинаров и встреч в нашем городе. Журналист "Голоса..." вместе разбирался в проблеме.

Двойные суициды

Самоубийства детей страшны сами по себе. Но при определенной подаче эти поступки могут вызвать подражательство и одобрение в среде несовершеннолетних. "Индустрия смерти" в социальных сетях не стоит на месте. Выявили и объявили охоту на "китов" как символ подростковых суицидов — на смену им пришли бабочки и одуванчики. "Моему-то с чего о смерти думать? В школе все хорошо, дома тоже. Да ну, бред какой-то", — промелькнет мысль в голове у родителя, который увидел сюжет об очередном детском самоубийстве в СМИ. Промелькнет и исчезнет в водовороте ежедневных забот. "А он и не будет о ней думать, его планомерно подведут к суициду в игре — смертельном квесте, основанном на манипуляции сознанием ребенка", — отвечают специалисты.

— В Белозерске девочка, состоявшая в группах смерти, покончила жизнь самоубийством. Через полгода так же поступила и ее подруга. Странным образом "ожила" страничка в социальной сети погибшей девочки. У второй на странице были записи, комментарии из этих групп, но опять же взрослые оставили их без внимания, и произошла трагедия. И даже порезы, появившиеся у школьницы на руках, не вызвали никакой реакции со стороны взрослых из ее окружения. С детьми никто не поговорил о ценности жизни, о том, что такое деструктивное поведение ничем не оправдано, о том, какое горе это принесет родителям, — отметила уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Вологодской области Ольга Смирнова.

Склонны от природы

Говоря о подростках, которые находятся в группе риска, следует четко подразделять их на две группы. В первую входят несовершеннолетние, которые склонны к депрессивным состояниям. Это дети из неблагополучных семей, а также из семей с недостаточным контролем за детьми со стороны взрослых. Период, в который происходит формирование критического состояния ребенка, обычно составляет несколько месяцев. Такие дети самостоятельно и целенаправленно ищут соответствующий контент в сети и вступают в интернет-группы, наполненные демотиваторами, текстами с общим депрессивным посылом о суициде как единственном выходе. Эти дети, равно как и сообщества в сети, не скрываются.

— Важно понимать, что детям, склонным к депрессивным состояниям, требуется медицинская помощь специалистов — клинических психологов, психотерапевтов, психиатров. Родители и педагоги в данном случае бессильны, — отметил заведующий детским отделением Вологодского областного психоневрологического диспансера № 1 Юрий Афанасьев. — Детей, у которых в складе характера заложена склонность к суицидальному состоянию, не так много. Это могут быть один-два человека в классе. Куда опаснее вторая группа, в которую по определению попадают все остальные их сверстники. Это не истинные суициданты с точки зрения психиатрии, а намеренно доведенные до самоубийства вследствие профессионально выработанной и грамотно продвигаемой стратегии дети и подростки.

Не боясь громких слов, скажем, что в данном случае речь идет об информационной войне, конечной целью которой является психическое здоровье нации. Заказчики — это спецслужбы, которые находятся не на территории России. Выявление и пресечение их деятельности — работа правоохранительных органов, и она ведется. В роли разработчиков выступают профессионалы высочайшего класса, которые используют методики, опирающиеся на научные данные, нейролингвистическое программирование и т. д. Еще одно звено в преступной цепочке — это кураторы (вербовщики, проводники).

Встать пораньше — и на крышу

"Вовлечение здоровых детей в группы смерти основано на подмене понятий, — объясняет Юрий Афанасьев. — Используется термин "игра", который априори не вызывает неприятных ассоциаций. Игра, или квест. Дети вовлекаются в обучающую сюжетную игру с выполнением ряда заданий, конечной целью которой является выполнение самоубийства".

Детей для групп смерти ищут целенаправленно. И делают это не люди, а боты, машины. Поиск ведется по определенным хештегам. А далее ребенок попадает в руки куратора, который и начинает давать задания. Сначала подросток не осознает конечной цели в виде самоубийства, она закладывается постепенно на бессознательном уровне.

Куратор грамотно манипулирует подростками через систему заданий, например, ранний подъем. Это объяснимо чисто на физиологическом уровне. Раннее утро — это фаза глубокого сна. Если человека резко разбудить, он не осознает, в реальности он или еще спит. Кортизол, гормон стресса, находится на максимальном уровне. Встать рано — это одно из заданий. Другое — посмотреть жесткое видео со сценами насилия или убийства. Все задания куратора направлены на подавление воли подростка, полное его подчинение. Так, указание посмотреть сцены насилия подается куратором как возможность стать увереннее, подняться над эмоциональным страхом. В то время как реальная цель — снижение чувствительности. Ребенок бессознательно соотносит себя с героем видео, притупляется его страх нанести увечья себе. Другое задание — постоять на краю крыши. Опять же подростку это подается как возможность преодолеть страх, а на самом деле прививается покорность, подчинение воле куратора.

— "Входным билетом" в группы смерти являются порезы на теле, — говорит Юрий Афанасьев. — Это ореол тайны, некая принадлежность к закрытому обществу. На это же направлена и медитативная музыка, которой наполнены группы смерти. Детей учат грамотно скрывать и порезы, и свое настроение от взрослых. Но при этом они могут делиться информацией со сверстниками. И были случаи, когда один-два ребенка вовлекали в суицидальный квест целые классы. На фоне подмены понятий дети считают, что они играют, в то время как они готовятся умереть.

Выполнение конкретных заданий рассчитано по времени. Участнику группы присваивается определенный номер, и здесь тоже есть элемент воздействия, поскольку куратор говорит, что номера в дефиците и нужно успеть занять его. Поддавшись импульсу, ребенок вступает в группу смерти, запускается счетчик — обычно это 50 или 100 дней до самоубийства. Куратор требует, чтобы подросток регулярно выходил на связь, тем самым не давая ему возможности осмыслить и критически взглянуть на происходящее.

"Приклей мертвого жука"

Какие картинки или цитаты, размещенные на странице ребенка в социальной сети, могут подсказать родителям возможность вовлечения его в группы смерти? "Киты" как образ детского суицида постепенно уходят. Им на смену пришли картинки одуванчиков, бабочек, поездов в никуда, мостов, уходящих в небо, высотных зданий, раскрытых окон. Многозначительные цитаты из серии: "Главное, чтобы дома не знали, какие мы на улице", "Ты не болей в эти холода, одевайся теплее, я не знаю, кто тебя будет греть, но я уже не согрею". Присутствуют полутона, размытые цвета, преобладание депрессивного фиолетового.

"Мостами-переходами" к группам с суицидальным наполнением являются группы руферов, зацепщиков, анорексии, аниме.

— Есть еще третья волна, которая накроет наше общество в ближайшее время. В группе риска — дети 8 — 12 лет, — продолжает Юрий Афанасьев. — Я приведу в пример популярную детскую книжку, она есть в продаже и в нашем городе. У нее говорящее название — "Уничтожь меня". Начинается все с простых заданий, которые даются ребенку на каждой странице: склей, расстриги, нарисуй. В результате конечным указанием может стать "приклей сюда мертвого жука", "измажь страничку экскрементами", "поднимись на крышу многоэтажки". У ребенка возникает вопрос: "А зачем?" Ответ на следующей странице: "Скоро мы все будем смотреть сверху на нашу землю". То есть ребенку внушается некая идея выхода на небеса. Кстати, религиозный аспект есть и в группах смерти в социальных сетях, где детям суицид может подаваться как пропуск в рай.

Не герой, а лузер

Самым слабым звеном цепочки являются кураторы. В представлении ребенка это сильные личности, окруженные ореолом тайны, обладающие большим авторитетом. Важно развенчать этот романтический миф. Есть несколько приемов.
Осознание.

— Построение групп смерти в Интернете чисто сектантское, оттого и сложно вытаскивать из них детей. Необходимо объяснить ребенку, кто находится по ту сторону экрана, чтобы ребенок осознал, кто им манипулирует, — говорит руководитель центра кризисной психологии при подворье Патриарха Московского и всея Руси Михаил Хасьминский. — Кураторы — это либо психически неуравновешенные люди, сильно обиженные на общество, для которых жизнь подростков не представляет абсолютно никакой ценности. Либо это неудачники, ничего не добившиеся в жизни, проще говоря, лузеры. Им важно почувствовать свою силу и власть, и они упиваются ею. Кураторы — трусливые люди. Подросток может попробовать — куратор никогда не согласится на реальную встречу.

Высмеивание.

— Нарисуйте образ комичного лузера, ботана, который обладает властью только сидя перед монитором компьютера, — продолжает Михаил Хасьминский. — Можно подобрать соответствующие картинки и спросить у ребенка: "Это ему ты подчиняешься? Ты исполняешь приказы этого смешного лузера? Неужели ты себя не уважаешь?" Комический образ не вызывает страха, подрывает авторитет куратора, что будет способствовать снижению его влияния на ребенка.

Критическое мышление.

— Все мы учим детей основам безопасности, и они знают, что брать конфету у незнакомого дяди на улице или идти с ним куда-то нельзя. Так почему в интернет-пространстве эти законы не действуют? — вопрошает Михаил Хасьминский. — Объясните ребенку, что не следует добавлять в друзья и тем более выполнять задания абсолютно незнакомого человека. Детям нужно задать вопрос: "Мы, родители и педагоги, вкладываем в вас любовь, силы, заботу. Так почему вы верите не нам, а незнакомым людям? С чего им желать вам добра?"

Наконец, еще один важный аспект. С подачи кураторов само понятие смерти романтизируется.

— Поговорите с ребенком, объясните ему, что смерть может быть не мгновенной, а мучительной. И придется лежать в памперсах или ходить и бессмысленно улыбаться, глядя на солнышко, — говорит Михаил Игоревич. — У моего знакомого судмедэксперта был случай, когда девушка сбросилась с 17-го этажа и осталась жива! В каждом виде самоубийств есть процент выживших. Но какие последствия это может иметь? Ты выживешь, но будешь мучиться. Подростки представляют себе картинки, как они красивые лежат в гробу. Разъясните им, что смерть уродует. Обрисуйте или покажите неприятный вид тех, кто повесился, разбился при падении с высоты, утопился. Жестко? Да, но действенно.

Марина Алексеева

Любовь Егорова, по материалам 35media.Ru
Информационное агентство МАНГАЗЕЯ
14:46 26.03.17