Заседание Комитета по бюджету по вопросам развития малого и среднего бизнеса в регионе
Комитет по бюджету Думы Чукотского автономного округа провёл заседание Круглого стола по теме "Политика региона в отношении малого и среднего бизнеса".
Открывая заседание, председатель Комитета Галина Степанова отметила, что сегодня органам власти всех уровне необходимо определить, насколько существенна для малого и среднего бизнеса в регионе государственная поддержка по созданию благоприятных условий для его развития.
Необходимо определиться, что нужно сегодня делать для его расширения и укрепления на основе имеющейся федеральной и региональной правовой базы, которая за последние два года совершенствовалась на основе тех условий, которые предлагались самими предпринимателями, выходившими с этой проблематикой в органы законодательной власти региона.
В частности, был снижен размер страховых платежей для индивидуальных предпринимателей. Правда, случилось это уже после того, как начался массовый отток малых и средних предпринимателей из экономики государства, ибо предлагаемые им условия оказались для них неприемлемыми в части ведения бизнеса.
Надо отметить, что в Чукотском АО введена патентная система, благодаря которой был расширен спектр предпринимательской деятельности: было 47 видов, стало 49.
Продлён льготный срок порядка выкупа малыми предприятиями арендуемых площадей. Если на территории РФ этот срок был продлён до 2016 года, то в Чукотском АО он является бессрочным.
Немаловажно и то, что действует льготный тариф на подключение к электросетям.
Решается вопрос по введению льготных каникул для начинающих предпринимателей, в основном касается это тех, кто будет работать в сфере воспроизводства минерально-сырьевой базы, особенно на добыче полезных ископаемых.
Основной задачей для органов государственной власти региона в условиях софинансирования является грантовая поддержка малого предпринимательства до 300 тыс. руб. Хотя нужно признать, что сегодня в условиях нашей территории эта сумма уже явно недостаточна. Тем не менее, такая поддержка востребована и она пользуется спросом.
Вместе с тем, нужно развивать и лизинговую поддержку. Существует поддержка модернизации и технологического обновления действующего оборудования, которая тоже пока не реализуется.
Малому и среднему предпринимательству нужно помогать, чтобы решать ряд таких социальных проблем, как занятость населения, создание дополнительных рабочих мест, конкуренции для государственных предприятий в плане оказания услуг населению, особенно на муниципальном уровне, также это даёт дополнительную прибавку к окружному бюджету.
Такую поддержку мы осуществляем в рамках государственной целевой программы "Поддержка развития малого и среднего предпринимательства в Чукотском автономном округе".
Начальник Департамента финансов Чукотского АО Андрей Мингазов отметил, что есть поручение Губернатора Чукотского АО по активизации работы в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства, по расширению объёмов и спектра малого и среднего бизнеса. В частности, разработаны законы в плане улучшения налогообложения.
Мы продолжим поддерживать на минимальном уровне ставки транспортного налога, чтобы снизить издержки по содержанию транспорта. Рассмотрим перечень имущества, подлежащее льготному налогообложению.
Нет смысла вводить налоговые режимы, предлагаемые новой редакцией Налогового кодекса в отношении торговых центров, крупных бизнес-зданий.
Возможно расширение тех видов деятельности, которые могут осуществляться по патенту.
На 2014 год Губернатор поставил задачу по оказанию максимальной имущественной поддержки малому и среднему бизнесу. Например, органы власти различных уровней обладают значительным количеством помещений, которые можно было бы передавать в руки бизнеса.
Начальник управления экономики Департамента финансов Лилия Шадрина сказала, что в 2013 году в округе реализовывалось два направления по данной программе – финансовая поддержка малого и среднего бизнеса (гранты начинающим) и содействие в развитии предпринимательской грамотности (оказание учебных услуг на базе учебных заведений).
Мы начинаем вести поддержку в содействии развития лизинга.
Новое мероприятие – субсидирование части затрат на приобретение оборудования малым и средним предпринимателям.
Объём финансирования программы в 2013 году составил почти 16 млн. руб., из них средства федерального бюджета – порядка 10 млн. руб.
Итоги таковы: использовано на реализацию программы было 11 млн. 233,7 тыс. руб. (или 71% от плана), из средств федерального бюджета – 6 млн. 299 тыс. руб. (65%), из средств окружного бюджета – 4 млн. 934 тыс. руб. (80% от плана).
На предоставление грантов начинающим предпринимателям было предусмотрено 5 млн. 660 тыс. руб., из них из федерального бюджета – 4 млн. 200 тыс. руб., из окружного бюджета - 1 млн. 460 тыс. руб.
Использовано же было 4 млн. 755 тыс. руб. (94% от плана). Было выдано 16 грантов под реализацию проектов: из них 14 выдано индивидуальным предпринимателям, юридическим лица – 2.
При этом чуть больше половины выделенных грантов приходится на город Анадырь (в 2012 году на окружной центр приходилось более 80%).
Иультинский, Провиденский, Чаунский районы – свыше 12%.
Появился один участник из Чукотского района.
Увеличилось количество предпринимателей возраста до 30 лет, между тем снизилось количество от 30 до 45 лет, так же снизилось количество возраста свыше 45 лет.
У нас остались неосвоенные дополнительные средства софинансирования.
Гранты делятся на два направления: на те, которые выдаёт Департамент финансов, и на те, которые выдают муниципальные образования.
Например, Анадырский район оказал поддержку двум индивидуальным предпринимателям.
Принял участие в выдаче гранта в 2013 году и Билибинский район.
Что касается содействия по развитию лизинга, то нужно отметить, что это направление в округе реализуется второй год. На это направление было предусмотрено около 5 млн. руб., из них средства федерального бюджета составляли 1 млн. 600 тыс. руб., средства окружного бюджета – 3 млн. 363 тыс. руб.
По итогам 2013 года средства были использованы на 100%. Четыре субъекта малого предпринимательства получили поддержку: два индивидуальных предпринимателя и два – юридические лица: Чаунский район, город Анадырь, Иультинский район и Анадырский район.
Говоря о субсидировании затрат, связанных с приобретением оборудования, нужно отметить, что пока это направление у нас не реализуется в силу ряда как объективных, так и субъективных причин. Дело в том, что средства выдаются на приобретение оборудования для производства товаров, а у нас малый бизнес в основном занимается предоставлением услуг. Поэтому все средства, выделенные на эти цели, у нас остались неиспользованными.
На предоставление услуг обучения малых предпринимателей у нас были заложены средства в объёме 1 млн. 80 тыс. руб. из федерального и окружного бюджетов.
Исполнение направления составило 100%. Обучено было в 2013 году 75 человек, которые прошли курсы в объёме 72 часов на площадке окружного многопрофильного колледжа в городах Анадырь, Билибино, Певеке, в посёлках Эгвекинот и Провидения.
Каковы итоги реализации программы в 2012 году?
Первый проект. Мы оказали поддержку на открытие детского кафе "Брусничка" в гор. Анадыре в объёме 330 тыс. руб. Проект этот успешно реализуется.
Второй проект – открытие кинотеатра 5D в гор. Анадыре. Сумма поддержки та же – 330 тыс. руб. При том, что своих средств предприниматель вложил более 800 тыс. руб.
Третий проект – открытие фотостудии "Какомэй" в гор. Анадыре. Сумма поддержки составила 300 тыс. руб. Проект успешно развивается.
Четвёртый проект – организация парикмахерской в пос. Провидения. Сумма поддержки – 300 тыс. руб. Проект так же успешно развивается.
Пятый проект – ремонт квартир и помещений в гор. Анадыре. Сумма поддержки – 300 тыс. руб. Население высоко оценивает качество проведения работ.
Шестой проект – организация детского логопедического кабинета в гор. Анадыре Сумма поддержки – 200 тыс. руб.
Предприниматель Александра Родионова организовывала логопедический детский кабинет. Она рассказала о своих проблемах, которые касаются прежде всего в отсутствии постоянного кабинета, в результате чего она вынуждена вести приёмы на дому, что негативно влияет на её предпринимательскую деятельность, тогда как население весьма заинтересовано в работе этого кабинета. То есть услуга эта в городе весьма востребована.
Детей, нуждающихся в работе с ними логопеда, в городе очень много, однако с ними сегодня попросту негде работать, и дети и их родители вынуждены поэтому не получать такую помощь, которая завтра может попросту опоздать.
В результате она вынуждена была резко сократить приём детей, что сразу отразилось на её доходах, и она вынуждена поэтому была выйти на постоянную работу, чтобы иметь полный социальный пакет.
Аренда даже однокомнатной квартиры будет обходиться в 15 – 20 тыс. руб. в месяц, что неподъёмно для проведения такой деятельности. Тем более что квартира, как кабинет, должна соответствовать всем санитарным нормам для проведения в ней работы с детьми.
Есть надежда, что когда будет отремонтирован Дворец детского и юношеского творчества, в нём можно будет разместить этот кабинет.
С другой стороны она отметила, что грантовая поддержка для предпринимателей весьма важна.
Предприниматель Андрей Пьяников ведёт ремонт помещений. Он отметил, что ему, как молодому предпринимателю, сопровождение оказывали Бизнес-центр и Красный Крест, от которых он получил грантовую поддержку. Помощь оказывал и Центр занятости населения.
Такая помощь и поддержка весьма существенны для начинающих предпринимателей.
Он также отметил, что в условиях Чукотки ощущается весьма большая конкуренция для предпринимателей, занятых именно в таком бизнесе, как ремонт помещений и мелкое строительство. С одной стороны это хорошо, потому что заставляет предпринимателя вести свои работы на высоком качественном уровне, чтобы быть востребованным и найти свою нишу на рынке.
Однако те же непростые погодные и климатические условия нашего округа не позволяют расширить деятельность такого рода бизнеса, чтобы можно было выезжать в другие населённые пункты. Тогда как такая работа требует постоянства.
Начальник отдела экономики Управления финансов Администрации Анадырского муниципального района Елена Сопина отметила, что в 2013 году Анадырский район впервые принял участие в отборе по предоставлению грантов начинающим предпринимателям.
Были представлены два проекта: из Беринговского был представлен проект на открытие ледового катка. На этот проект был выделен грант в размере 265 тыс. руб.
Проект из Усть-Белой представлял собой установку платёжных терминалов в Усть-Белой и в Снежном. На этот проект по гранту были выделены 280 тыс. руб.
Надо отметить, что на строительство катка в Беринговском были задействованы безработные, а открытие самого катка стало большим событием для посёлка. Люди очень довольны вводом его в строй.
В 2012 году были выделены 100 тыс. руб. на приобретение мебели для кафе в Усть-Белой, которое сегодня успешно работает в селе.
В Угольных Копях предприниматель открыл лазерный тир, который тоже пользуется большой популярностью у населения, особенно среди работников силовых структур.
Начальник Управления финансов городского округа Анадырь Юлия Тюнягина сказала, что в городе упор делается в основном на поддержку развития бизнеса, то есть тому, кто уже работает в той или иной сфере, для расширения их бизнеса.
Сумма поддержки составляет 500 тыс. руб., которые выделяются на конкурсном отборе.
В 2014 году в городе должна заработать автомойка. Также будет расширятся проект оказания фото- и видеоуслуг и сувенирной продукции.
Приоритетом пользуются проекты бытовых услуг и услуг социального характера.
Вопросы лизинга для города отрабатывать пока тяжело.
В 2013 году принят порядок выкупа земельных участков, находящихся в ведении города, благодаря чему предприниматели могут выкупать земельные участки, на которых находится собственность предпринимателя, не по полной их кадастровой стоимости, а в размере 15%, тогда как раньше они продавались по стопроцентной стоимости.
Председатель Комитета по промышленной и сельскохозяйственной политике Думы Чукотского АО Григорий Тынанкергав остановился на том, что нужно развивать малое и среднее предпринимательство на селе, где пока преобладает торговля, в том числе и спиртным, что негативно отражается на социальном самочувствовании коренного населения, в то время как сами коренные жители – оленеводы и морзверобои крайне нуждаются в национальной меховой одежде, что говорить о необходимости возрождения пошивочных мастерских в сёлах. Это даст постоянные рабочие места населению, занятость, возможность устойчивого заработка, передачу из поколения в поколение национальных традиций мехпошива и обеспечит оленеводов и охотников хорошей одеждой, заменить которую в суровых условиях Севера пока нечем.
Также найдёт спрос сырье – оленьи шкуры и шкуры морзверя. Да и яранги в тундре тоже требуют восстановления, как традиционное жильё для пастухов.
Пока с безработицей на селе ситуация складывается не очень хорошая.
Нужно развивать в сёлах рыбную ловлю. Пока эта сфера слабо развивается. В то время как округ недостаточно обеспечен собственной рыбой, хотя и является богатым на рыбу регионом.
Помимо окружного бюджета, который крайне напряжённый, нужно использовать и другие источники финансирования, такие, как Фонд "Купол", привлекать для этого всё больше инвесторов из числа крупных промышленных предприятий и корпораций, ведущих на Чукотке свою деятельность.
Так, морзверобой Алексей Оттой уже получил грант от "Купола", что позволило ему открыть у себя в селе цех по производству сувениров из кости моржа, который уже в 2013 году получил прибыль в размере 800 тыс. руб. от продажи своей продукции, пользующейся большим спросом и за пределами округа.
Тот же Фонд "Купол" оказал поддержку в сфере развития рыболовства частному предпринимателю в Чаунском районе.
Нужно признать, что и само сельское население пока не проявляет должной активности, несмотря на то, что Бизнес-центр Чукотки проводит выездную учёбу по округу с целью привлечь людей к самозанятости.
Тем не менее, семинары такие нужно продолжать и использовать все виды финансирования для развития малого предпринимательства, сделав акцент именно на село.
Первый заместитель Председателя Думы Чукотского автономного округа Валентина Рудченко сказала, что центр тяжести нужно переносить из окружного центра на райцентры, на сёла, где кадров для организации такой работы более чем достаточно в лице районных и сельских администраций, Управления по делам коренных жителей, Управления финансов, отвечающих за этот участок работы.
Нужно просто совместными усилиями проводить эту работу, уделять данному вопросу неослабное внимание, сопровождать человека, занявшегося с нуля предпринимательской деятельностью, помогать ему встать на ноги, потому что это не только его дело, но оно касается и остального населения, ибо он работает в его интересах.
Тем более что и со стороны Президента и Правительства РФ этому вопросу уделяется большое внимание. А мы должны проводить политику федеральных органов власти у себя на местах.
Сегодня в сельской местности у нас ситуация просто катастрофическая: сокращаются рабочие места в бюджетных учреждениях, безработица растёт.
В 2012 году на Центр занятости населения Чукотского АО на решение вопроса самозанятости четырём гражданам были выделены средства в размере 58 тыс. 800 руб. плюс расходы на оплату оформления всей документации, из них лишь один был из числа коренного населения, и тот прекратил свою деятельность спустя четыре месяца.
В 2013 году такую помощь получили всего три человека – представители Западной Чукотки, но, опять-таки, из райцентров – Билибино и Певека.
Село у нас опять не задействовано. А ведь в сёлах отсутствуют парикмахерские услуги, услуги фотографа, ремонта одежды, обуви, - всего того, что нужно людям каждый день.
Председатель Счётной палаты Чукотского АО Светлана Троцинская отметила необходимость дальнейшего отслеживания судьбы тех малых предпринимателей, которые проходят обучение, ибо на их обучение отпускаются немалые бюджетные средства.
В 2014 году Счётная палата будет проводить проверку по аудиту эффективности использования федерального бюджета субъекта РФ на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства.
Счётная палата изучит ситуацию абсолютно по каждому малому предпринимателю каждого района, проведёт социологический опрос, в каких услугах нуждаются жители каждого района, национальных сёл, что делают органы исполнительной власти для решения этих вопросов.
Будут выработаны рекомендации, как улучшить и активизировать эту работу органам местной власти в данной сфере деятельности.
Подводя итоги Круглого стола, председатель Комитета по бюджету Галина Степанова отметила:
обсудив важную роль и значение малого и среднего бизнеса, а также проблемы, перспективы развития и совершенствования финансовой и имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Чукотском АО, участники Круглого стола выработали следующие рекомендации:
малое и среднее предпринимательство становится серьёзным фактором социальной и политической стабильности в регионе и в значительной степени является экономической основой становления местного самоуправления.
Его развитие позволяет обеспечить решение как экономических, так и социальных задач, в том числе способствует формированию конкурентной среды, снижению уровня безработицы, созданию рабочих мест, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Экономический эффект от результатов деятельности малого и среднего бизнеса оценивается с точки зрения увеличения его вклада в объём выпускаемой продукции (услуг), повышения качества и конкурентноспособности производимых товаров и услуг. Увеличения вклада в доходы бюджета.
В силу указанных причин поддержка малого и среднего предпринимательства рассматривается в качестве одного из приоритетов политики Правительства Чукотского АО, поскольку в настоящее время существует множество проблем, препятствующих его развитию.
Основными факторами, негативно влияющими на развитие малого предпринимательства в Чукотском АО, являются:
- территориальная удалённость от центральных районов страны, сложная транспортная схема доставки грузов, короткий навигационный период;
- недостаток собственных финансовых средств, производственных и офисных помещений;
- сложности получения банковских кредитных ресурсов, особенно для начинающих предпринимателей;
- недостаточной развитостью инфраструктуры поддержки предпринимательства, особенно в муниципальных образованиях;
- несовершенство как налогового законодательства, так и административные барьеры, препятствующие эффективной деятельности предпринимателей.
В связи с этим основная часть занятых в малом бизнесе субъектов работает в сфере торговли. При этом превалирующая доля субъектов малого предпринимательства зарегистрирована в качестве индивидуальных предпринимателей.
В 2013 году в округе в сфере малого и среднего предпринимательства функционировало 1784 организации (включая индивидуальных предпринимателей), в 2012 году – 1898.
Наблюдается уменьшение количества субъектов малого и среднего предпринимательства по отношению к 2012 году.
В частности, значительно снизилось число индивидуальных предпринимателей (на 6%).
Повышение страховых взносов для индивидуальных предпринимателей примерно в два раза – с уровня 17.208 руб. в год до 35.664 руб. в год привело к их массовому сокращению по всей стране, в том числе и на территории Чукотского АО.
Число малых предприятий за год не изменилось и на 1 октября 2013 года составило 80 единиц с числом работающих 1177 человек (на 1 октября 2012 года число работающих составляло 889 человек).
Основная часть действующих субъектов малого предпринимательства занята в торговле, строительстве, сфере транспортных услуг.
Производственная деятельность осуществляется в основном по виду "добыча полезных ископаемых".
Развитие малого предпринимательства в Чукотском АО имеет свою территориальную специфику, ограничивающую выбор форм государственной поддержки.
Следствием является преимущественное развитие малого предпринимательства в непроизводственной сфере, его значительная территориальная и отраслевая дифференциация.
Достигнутый уровень развития предпринимательства в округе пока недостаточен.
Возможности для развития малого и среднего бизнеса в регионе имеются, но детерминированы множеством объективных и субъективных факторов и условий.
Очевидно, что сложившийся слой предпринимателей неоднородный по своему социально-экономическому статусу. В этой связи органам государственной власти, органам местной власти в рамках своих полномочий целесообразно более целенаправленно формировать благоприятные условия:
Для развития и увеличения удельного веса производственного сектора малого и среднего предпринимательства;
повышения объёма и качества предоставляемых услуг;
обеспечения "прозрачности" деятельности бизнеса;
преодоления административных барьеров;
повышения роли экономических стимулов (ставок налогообложения, банковского кредитования, лизинга, информационной поддержки и др.).
Государственная поддержка и стимулирование развития малого и среднего предпринимательства в округе в 2013 году осуществлялась в рамках реализации региональной целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Чукотском автономном округе на 2013 – 2015 годы".
Общий объём средства, направляемых на финансирование мероприятий Программы, составил 15 млн. 822,4 тыс. руб.
С целью дальнейшего обеспечения развития малого и среднего предпринимательства и совершенствования мер государственной поддержки малого бизнеса в Чукотском автономном округе участники "круглого стола" РЕКОМЕНДУЮТ:
1. Правительству Чукотского автономного округа:
продолжить работу по участию в ежегодном конкурсе Минэкономразвития России по предоставлению субсидий из федерального бюджета на реализацию приоритетных мероприятий по развитию и повышению конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства в рамках поддержки малого и среднего предпринимательства на принципах софинансирования из федерального и окружного бюджетов;
2. Органам государственной власти, органам местного самоуправления Чукотского автономного округа:
продолжить целенаправленную работу по созданию благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса в округе посредством:
- расширения механизмов оказания государственной поддержки и увеличения ее объема;
- снижения налоговой нагрузки на бизнес через установление для отдельных категорий налогоплательщиков сниженной ставки налога на имущество организаций;
- оптимизации структуры имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, с целью выявления неиспользуемых основных фондов и принятия мер по их продаже или сдаче в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства;
- усиления роли муниципального уровня региональной системы поддержки малого и среднего предпринимательства;
3. Счетной палате Чукотского автономного округа:
провести контрольное мероприятие по аудиту эффективности использования средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства за 2011-2013 годы