Берега без границ
Выставка "Клюква. Берега" – итог пятого экспериментального пленэра визуальных искусств – проекта, автором и вдохновителем которого является художник из Сыктывкара Анжела Разманова, открылся недавно в Архангельске, в музее художественного освоения Арктики имени Борисова.
Это современный экологический и социально-культурный проект, иллюстрирующий бережное отношение к окружающему миру посредством использования различных видов искусства: графики, живописи, фотографии, скульптуры. Цель проекта – показать заповедные, недоступные для массового туризма территории арктического севера, их суровую первозданную красоту и экологическое равновесие с производственными газотранспортными объектами. Организаторами пленэра выступили ООО "Газпром трансгаз Ухта", Союз художников Республики Коми, Центр культурных инициатив "Югор".
Напомним, в прошлом году этот масштабный художественный проект проходил в режиме туристского нон-стопа. За время от старта до финиша – с 31 июля до 14 августа – художники, фотографы и музыканты из Сыктывкара, Ухты, Воркуты, Ярославля, Москвы и Санкт-Петербурга побывали в Воркуте и ее окрестностях, на двух компрессорных станциях Газпрома и практически сутки провели в одном из самых красивых и сакральных мест Арктики – на острове Вайгач. На Вайгаче находится одно из крупнейших лежбищ моржей, поэтому эти забавные клыкастые усачи стали героями работ и художников, и фотографа Марины Сиваковой, которая снимала их с близкого расстояния. Этот пленэр обнаружил новые грани таланта практически у каждого, кому выпало счастье принять в нем участие. Художник и керамист Анастасия Юрьева, например, придумала двух металлических идолов – копии древних идолов, "обитающих" на Вайгаче. С помощью слесаря-ремонтника Максима Шарапова, специалиста компрессорной станции "Ярынская", она создала из ржавого железа этот арт-объект.
А бывший сыктывкарец, ныне проживающий в Москве, фотограф Игорь Попов во время долгих перелетов на вертолете научился шить, сотворив десятки образцов существующих и несуществующих представителей флоры, населяющих Крайний Север. Каждое "существо" коллекции оберегов он отметил еще и натуральным материалом с острова, будь то выброшенными на берег рыбьими костями или морскими водорослями.
Первым результатом этого проекта, как и всех предыдущих, стала выставка в Центре культурных инициатив "Югор". Путешествие по Арктической зоне было бы немыслимым, если бы у художников не появились мощные спонсоры в лице ООО "Газпром трансгаз Ухта", благодаря которому к открытию выставки на хорошей глянцевой бумаге были отпечатаны дневники арктической экспедиции художников.
После "Югора" большая экспозиция была размещена в Москве, в фойе головного офиса ПАО "Газпром", в котором обычно выставляются столичные художники. По сути это пространство, предусмотренное для арт-проектов, со специальным световым и мультимедийным оборудованием, давшим возможность видеть работы на просвет, а также лицезреть видеодневники экспедиции.
– Это очень интересная практика, когда одна и та же выставка, попадая в различные пространства, приобретает свою музыку, свое звучание, которое всегда разное, – отмечает Анжела Разманова.
Следующим пространством стал классический галерейный зал музейно-выставочного центра Воркуты. Здесь арктические работы, приправленные северными "элементами" из фондов музея, вообще чувствовали себя в своей тарелке.
Затем площадкой для экспозиции, дополненной новыми работами Анжелы Размановой и Кристины Овсянкиной, стало помещение Русского географического общества в центре Санкт-Петербурга. И в этом классическом и очень красивом зале экспозиция вновь зазвучала по-новому.
В Архангельске выставка проходит в выставочном зале, оборудованном в стиле лофт, в данном случае – с кирпичной отделкой стен, что поначалу поставило перед художниками и искусствоведом и главным экспозиционером всех выставок пленэра "Клюква" Ольгой Орловой непростую задачу, с которой, впрочем, они успешно справились. В Архангельске, где работы художников уже снискали добрую славу, выставка "Клюква. Берега" продлится до 24 сентября.
Марина ЩЕРБИНИНА
Фото из архива
Анжелы РАЗМАНОВОЙ