Берега без границ

Выставка "Клюква. Берега" – итог пятого экспериментального пленэра визуальных искусств – проекта, автором и вдохновителем которого является художник из Сыктывкара Анжела Разманова, открылся недавно в Архангельске, в музее художественного освоения Арктики имени Борисова.


Это современный экологический и социально-культурный проект, иллюстрирующий бережное отношение к окружающему миру посредством использования различных видов искусства: графики, живописи, фотографии, скульптуры. Цель проекта – показать заповедные, недоступные для массового туризма территории арктического севера, их суровую первозданную красоту и экологическое равновесие с производственными газотранспортными объектами. Организаторами пленэра выступили ООО "Газпром трансгаз Ухта", Союз художников Республики Коми, Центр культурных инициатив "Югор".
Напомним, в прошлом году этот масштабный художественный проект проходил в режиме туристского нон-стопа. За время от старта до финиша – с 31 июля до 14 августа – художники, фотографы и музыканты из Сыктывкара, Ухты, Воркуты, Ярославля, Москвы и Санкт-Петербурга побывали в Воркуте и ее окрестностях, на двух компрессорных станциях Газпрома и практически сутки провели в одном из самых красивых и сакральных мест Арктики – на острове Вайгач. На Вайгаче находится одно из крупнейших лежбищ моржей, поэтому эти забавные клыкастые усачи стали героями работ и художников, и фотографа Марины Сиваковой, которая снимала их с близкого расстояния. Этот пленэр обнаружил новые грани таланта практически у каждого, кому выпало счастье принять в нем участие. Художник и керамист Анастасия Юрьева, например, придумала двух металлических идолов – копии древних идолов, "обитающих" на Вайгаче. С помощью слесаря-ремонтника Максима Шарапова, специалиста компрессорной станции "Ярынская", она создала из ржавого железа этот арт-объект.
А бывший сыктывкарец, ныне проживающий в Москве, фотограф Игорь Попов во время долгих перелетов на вертолете научился шить, сотворив десятки образцов существующих и несуществующих представителей флоры, населяющих Крайний Север. Каждое "существо" коллекции оберегов он отметил еще и натуральным материалом с острова, будь то выброшенными на берег рыбьими костями или морскими водорослями.


Первым результатом этого проекта, как и всех предыдущих, стала выставка в Центре культурных инициатив "Югор". Путешествие по Арктической зоне было бы немыслимым, если бы у художников не появились мощные спонсоры в лице ООО "Газпром трансгаз Ухта", благодаря которому к открытию выставки на хорошей глянцевой бумаге были отпечатаны дневники арктической экспедиции художников.
После "Югора" большая экспозиция была размещена в Москве, в фойе головного офиса ПАО "Газпром", в котором обычно выставляются столичные художники. По сути это пространство, предусмотренное для арт-проектов, со специальным световым и мультимедийным оборудованием, давшим возможность видеть работы на просвет, а также лицезреть видеодневники экспедиции.
– Это очень интересная практика, когда одна и та же выставка, попадая в различные пространства, приобретает свою музыку, свое звучание, которое всегда разное, – отмечает Анжела Разманова.


Следующим пространством стал классический галерейный зал музейно-выставочного центра Воркуты. Здесь арктические работы, приправленные северными "элементами" из фондов музея, вообще чувствовали себя в своей тарелке.
Затем площадкой для экспозиции, дополненной новыми работами Анжелы Размановой и Кристины Овсянкиной, стало помещение Русского географического общества в центре Санкт-Петербурга. И в этом классическом и очень красивом зале экспозиция вновь зазвучала по-новому.
В Архангельске выставка проходит в выставочном зале, оборудованном в стиле лофт, в данном случае – с кирпичной отделкой стен, что поначалу поставило перед художниками и искусствоведом и главным экспозиционером всех выставок пленэра "Клюква" Ольгой Орловой непростую задачу, с которой, впрочем, они успешно справились. В Архангельске, где работы художников уже снискали добрую славу, выставка "Клюква. Берега" продлится до 24 сентября.
Марина ЩЕРБИНИНА
Фото из архива
Анжелы РАЗМАНОВОЙ

Виктория Пешкова, по материалам Газета Республика
Информационное агентство МАНГАЗЕЯ
00:02 16.09.17