Они запрягли солнце

"Сегодня, к сожалению, нельзя говорить о том, что альтернативные источники энергии в нашей стране и крае достаточно развиты, – отмечает глава региона Вениамин Кондратьев, – но я уверен: за ними будущее".
А в Армавире – городе, способном удивлять, — как раз есть предприятие, успешно работающее в этом направлении.…Когда мы приехали на одну из производственных площадок Армавирского велорикшемобильного завода (ООО "АВМЗ"), расположенную в Северной промзоне, где идет сборка выпускаемой продукции, там уже было упаковано и подготовлено к отправке в Финляндию изделие завода – велорикша, работающая на альтернативной солнечной энергии. Тут же на площадке цеха мы увидели множество окрашенных в разные цвета заготовок-деталей, узлов, каркасов, которые также в скором времени пойдут на сборку велорикш разного назначения, – и разойдутся потом по белу свету – населенным пунктам не только России, но и зарубежья.
ООО "АВМЗ" – единственная в нашей стране и в мире компания, которая серийно производит технику, способную работать от энергии солнца, на солнечных батареях. Это четырехместные веломобили, велорикши, электромобили, велохолодильники, электровелорикши разного назначения – в основном для коммерческого использования — и потому имеют большой запас прочности. Под коммерческой эксплуатацией понимается каждодневное жесткое использование велорикши при любых погодных условиях, регулярных нагрузках, даже превышающих рекомендуемые.
Диапазон применения этого малогабаритного, мобильного, экономичного и экологичного транспорта очень широк. Это и грузовые велорикши, которые используются при перевозке различных грузов в городской и сельской местностях. К примеру, на хозяйственных работах в санаториях, пансионатах, базах отдыха – уборка их территорий, подвозка белья, бутилированной воды и т.д. Это и развозка почтовой корреспонденции, доставка товаров уличным киоскам… Кроме этого, и пассажирские перевозки – в туристических путешествиях, также использование рикш в качестве велотакси, а его поверхности в рекламных целях… Это и применение велорикш в передвижной торговле – в реализации кондитерских, хлебобулочных изделий, мороженого, и даже, к примеру, в качестве мобильного кафе-бара…
Компания – высокотехнологичное предприятие, применяющее в производстве продукции лазерное, плазменное оборудование при обработке металла, что позволяет изготавливать изделия с высокой точностью, высокого качества. А технология порошковой окраски сохраняет металл от коррозии на долгие годы.
Предприятие изготавливает транспортные средства по ГОСТам и ТУ. Вся продукция сертифицирована.

Вехи развития
Компания по производству велорикши основана в 2006 году инженером-программистом, изобретателем Ильей Владимировичем Безручкиным, ее возглавившим. Он окончил Армавирский машиностроительный техникум, затем экономический факультет Армавирского пединститута. И.В. Безручкин проявил себя как талантливый, технически грамотный специалист, инициативный организатор дела, дальновидный руководитель.
Что послужило отправной точкой для открытия предприятия? При изучении конъюнктуры рынка выяснилось, что подобной малой техники, облегчающей труд человека, на рынке нет, а потребность в ней есть. А раз так, почему бы не занять эту нишу? Взяли кредит, приобрели оборудование, создали команду специалистов и стали работать. Дело пошло. И если проследить по годам, то каждый из них вплоть до нынешнего периода был новой ступенью в становлении, развитии уникального предприятия.
Так, уже в 2007 году была изготовлена первая велорикша в гараже частного домовладения, проведены ее испытания, изучение спроса в рамках города, края… В 2008—2009 годах проводилось изучение достоинств и недостатков зарубежных аналогов, продумывались возможности реализации продукции на всей территории РФ, странах СНГ и дальнего зарубежья. Также шел подбор комплектующих, поиск площадей и оборудования для производства, продвижения совершенно нового в России направления – "велорикша". Шел и подбор грамотного персонала для реализации проекта. Весной 2010 года состоялась отгрузка первых заказанных велорикш (педальных и работающих на электромоторах).
В 2011 году проведено испытание моделей велорикш в лаборатории "Техпроммаш" (г. Москва) на требование безопасности и получение сертификата соответствия. Заключены контракты на поставку велорикш в 15 городов России, в том числе в Москву, Петербург, Воронеж, Калугу, Туапсе… И первая поставка за рубеж – в Израиль. 2012 год: лабораторные испытания старых и новых моделей в лаборатории ООО "Ремсервис" (Москва) и получение сертификата соответствия. Расширение производственных площадей путем приобретения земли, зданий, сооружений. В 2013 году: поставка продукции в Великобританию… Проектирование и создание новых восьми серийных моделей – к этому году их уже насчитывалось 22. И, наконец, знаковый, 2014 год – год выпуска первых серийных моделей, двигающихся от солнечной энергии. "Мы озадачились: почему бы нам не использовать энергию солнца на тех же велорикшах? – рассказывает Илья Владимирович. — Сперва не получалось, а потом все получилось… Для обычного автомобиля мало этой энергии, а для рикши – в самый раз".
2015 год: получение декларации соответствия таможенного союза. Поставка солнечной велопродукции в Крым, Финляндию, Турцию. Открытие представительств предприятия в Казахстане, Беларуси, в зарубежных странах – в Польше, Германии, Балканском регионе. Лето 2016 года: выпуск первых канатных "летающих" велосипедов-велорикш, работающих от энергии солнца, и запуск их в серийное производство (эксплуатация в Сочи на высоте 5—20 метров над ландшафтом).
В этом же году – проверка предприятия, как надежного поставщика, для заключения контракта на поставку его продукции Управлению делами Президента РФ. Шло и обновление металлообрабатывающего оборудования, закупка высокоточных станков с ЧПУ, создание рабочих мест. Вселяло уверенность и успешное прохождение проверки продукции на соответствие новым требованиям международной системы менеджмента качества IS0-9001.
2017 год: начало серийного производства единственных в своем роде полноприводных веломобилей, двигающихся от энергии солнца как в летнее, так и в зимнее время.

Амбициозные проекты
Причем рассчитаны они как на отдаленную перспективу (до 2025 года), так и на реализацию в ближайшее время. К примеру, это замещение узлов и деталей импортного производства на собственные разработки, производимые внутри самого предприятия. Реализация проекта "Экоград" в Армавире с возможностью последующей трансформации проекта на любой город, как в России, так и за рубежом. Проект предполагает перевозку людей на небольшие расстояния на электропедальной технике, движущейся от энергии солнца и ветра. И реализация уникальнейшего проекта по переводу всего предприятия – производственных, складских территорий, офисных помещений, выставочного зала — на работу (уже идет) от альтернативных возобновляемых источников энерготеплоснабжения (солнечные панели, ветрогенераторы, геотермальное отопление, элементы Пельтье). Это исключает вредные выбросы в окружающую среду. "Выставочный зал даст возможность потребителям детально ознакомиться с нашей продукцией, – говорит Илья Владимирович. – А еще это и предоставление возможности копирования модели производства, работающего от альтернативных источников, любым предприятиям, как в России, так и за рубежом. И даже с реализацией данного проекта силами нашего предприятия – под ключ. Таких партнеров мы не рассматриваем как конкурентов, наоборот, готовы поделиться с ними своим опытом – от этого все мы, наша экология только выиграем".
И еще немаловажное. Сегодня производственные структурные подразделения предприятия располагаются в трех точках города. Так, в поселке Заветном осуществляется первичная обработка металла, слесарно-сварочные работы, окраска узлов и деталей. Еще одно подразделение "КИП" находится в Северной промзоне, где идет заготовка комплектующих деталей, узлов на токарно-фрезерном оборудовании. В Северной промзоне находится также и подразделение "Сборочный цех" – осуществляется высокоточная обработка на станках с ЧПУ деталей, узлов велорикши, проектирование новых моделей, внедрение инноваций, установка солнечного оборудования. В перспективе – объединение всех этих подразделений на одной территории, уход с арендуемых площадей. Планируется и создание новых цехов – с возможностью запуска конвейерной сборки. Все это послужит еще более эффективной работе.
В планах и создание многоместной электровелотехники, работающей от альтернативных источников энергии, эффективно замещающей общественный транспорт. И о селянах не забыли – в плане создание велотехники для полевых работ. Это и признание велопродукции предприятия на мировом рынке – создание лицензированных производств на Американском, Австралийском континентах, а также в Европе, на Ближнем Востоке…
Нельзя не отметить и такую сторону в жизни предприятия, как участие в общественных мероприятиях. Так, в 2015 году оно участвовало в проведении первого Всероссийского велорикшепробега (Армавир—Сочи) протяженностью 570 км (для демонстрации надежности транспортных средств, работающих исключительно от энергии солнца). При этом на всем пути не было ни одной серьезной поломки. Предприятие участвовало более чем в десятке разных проектов.
"Нам оказывает поддержку Министерство промышленности России. С целью поддержки наше предприятие посещает и глава города Андрей Юрьевич Харченко", – говорит Илья Владимирович Безручкин.
Добавим: в планах и изменение статуса предприятия – переход от малого к среднему бизнесу. Под стать делам, преобразованиям предприятия и его девиз – "Новаторство, стремление, успех!".

В. ПЕТРОВА.
На снимке: в сборочном цехе предприятия (слева направо): генеральный директор И.В. Безручкин, сварщик С. Логиновский, слесарь С. Попов, начальник цеха А. Тарасян.
Фото А. Ковязина.

Олеся Корнева

Людмила Пономарева, по материалам Армавирский Собеседник
Информационное агентство МАНГАЗЕЯ
11:24 20.03.18