Черкесы всегда были законодателями мод на КавказеАдыги (черкесы) издревле считались на Кавказе законодателями моды. Именно их по праву именовали "аристократами гор" и "французами Кавказа". Их изысканная манера одеваться задавала тон и определяла вкус соседних с адыгами народов. Особой роскошью и разнообразием фасонов отличалась одежда адыгских женщин.Традиционный костюм знатных черкешенок был сложным, многослойным и состоял из следующих компонентов: нательной рубахи, шаровар "гъуэншэдж", верхнего платья или рубахи "джанэ", кафтанчика "кlэщl", надевающегося поверх рубахи и верхнего распашного платья "сае" с лопатообразными рукавами. Рукава, подол юбки и края выреза платья богато украшались орнаментами, выполненными в технике золотной вышивки или вышивки шелковой или серебряной нитью. Обязательным атрибутом адыгской княжеской женской одежды были металлические застежки-нагрудники "щlыlу", которые нашивались на кафтанчик и пояса "бгырыпх", плотно обхватывающего талию женщины. Нагрудники и пояса изготавливались, как правило, из серебра или латуни, богато декорировались гравированными орнаментами и драгоценными камнями.Обязательным предметом гардероба знатной черкешенки была шапочка "дыщэ пыlэ". Фасонов адыгских шапочек существовало множество: высокие с выпуклым дном, низкие с плоским дном, высокие в виде усеченного конуса, маленькие полусферической формы, бывшие в употреблении у молодых девушек. Замужние княгини и дворянки покрывали головы шалями, которые накидывались поверх шапочек. Особого внимания заслуживает адыгская женская княжеская обувь "пхъэ вакъэ", которая одевалась по особым, торжественным случаям и предавала походке девушки неспешность, плавность и величие. Изготавливалась она из дерева, обшивалась кожей или бархатом, богато декорировалась вышивкой. Высота "пхъэ вакъэ" могла достигать до 20 см, а иногда и выше.В конце XIX- начале XX в.в. адыгский женский костюм, так же как и национальные костюмы других народов России, переживает серьезные изменения. Городская европейская мода проникает в круги адыгской знати и интеллигенции. Некоторые замужние благородные адыгские дамы стали отказываться от ношения шапочек и шалей, прекрасно сочетая европейскую прическу с национальным костюмом. В самом костюме так же стали проявляться черты европейской моды: отсутствие ложного лопатообразного рукава, уменьшение количества орнамента или вообще отказ от него, употребление рукава - "фонарика" в сочетании с традиционным кроем и т.д.Тем не менее, адыгам удалось сохранить свое богатство - роскошный, сложный и изысканный национальный костюм. Адыгэ сае живет и в наши дни, обретая свой новый облик в сценических костюмах артисток танцевальных коллективов и в свадебных нарядах современных адыгских невест.Автор: Малкина Е. Дмитрий Архипов, по материалам Информационное агенстсво НатПресс
Информационное агентство МАНГАЗЕЯ
20:56 25.03.18
|