По новой парадигмеДети малокомплектных школ в Туве получат более качественное образование. Министерство образования и науки РТ подготовило проект преобразования малокомплектных школ за счет сетевого обучения. Сетевое, или, как его еще называют, взаимное обучение — относительно новая парадигма учебной деятельности, которая базируется на идее массового сотрудничества. Планируется, что обучение некоторым предметам будет проводиться с помощью онлайн-уроков, передвижных мобильных лабораторий, выездных занятий. Причем, проводить их будут как педагоги, так и преуспевающие ученики. Сердце села Одними из первых с этим проектом с условным названием "Эффективная школа" ознакомились депутаты регионального парламента. По мнению вице-спикера Верховного Хурала Тувы Ирины Самойленко, это очень масштабный и серьезный проект, при успешной реализации которого удастся повысить качество образования во всех 40 малокомплектных школах республики. Она напомнила, что Глава Тувы Шолбан Кара-оол в своем Послании Верховному Хуралу РТ одной из проблем сельских тружеников назвал сложности с обеспечением достойного качества обучения и созданием условий для профессиональной ориентации их детей, в том числе и на чабанский труд. "Необходимо установить приоритет в работе Министерства образования и науки республики – повышение качества обучения в сельских школах. Это первостепенная задача. Необходимо сохранить и развивать сельские школы, сделать их конкурентоспособными, так как именно школы являются "сердцем" села, одним из основных условий его существования", - отметил Глава Тувы. Планируется, что сетевое обучение будет организовано на базе национальной школы № 2 города Кызыла, через которую будут установлены и налажены связи со всеми малокомплектными школами республики. Министр образования и науки Тувы Татьяна Санчаа убеждена, что реализация проекта напрямую скажется и на развитии малых сел республики, поскольку для проведения онлайн-занятий в малокомплектные школы необходимо будет провести высокоскоростной интернет. Плюсы и минусы По мнению экспертов, у малокомплектных школ есть определенные преимущества. Главное — относительно небольшое число учеников. Если правильно использовать это преимущество, то учитель будет иметь прекрасную возможность организовать личностно ориентированный учебно-воспитательный процесс, дойти до каждого ученика. "Школа с 20-30 учениками напоминает большую семью. Отношения между педагогами и учениками здесь ближе и теплее, чем в больших коллективах. Каждого здесь знают, каждого любят, все друг другу верят и помогают", - рассказывала мне учитель Эржейской средней школы Каа-Хемского района Ирина Юркова. Старообрядческое село год от года растет. Все больше появляется в нем молодых семей, а значит, и деток прибавляется. Еще в 2014 году в Эржее было всего 20 учеников первых-четвертых классов, в 2015-ом – 24, в 2016-ом – 27… Нынче их уже больше 30. А учитель истории и обществознания соседней Сизимской средней школы, Почетный работник образования Российской Федерации Николай Качурин как-то признался: "Конечно, если учитывать, что Сизим - это старообрядческое село, то у нас больше дисциплины. Но не будем идеализировать, так как есть и отрицательные моменты, связанные с удаленностью, изолированностью села: ребятишки знакомы с какими-то мирскими новациями меньше, чем необходимо. Хотя, если взять верующие семьи, то дети в них читают гораздо больше, чем их городские ровесники, а ведь это проблема современной школы. Наше обучение основано на традициях классической школы, добром отношении к ребенку. Мы, безусловно, внедряем новые технологии, включаем в свою работу новаторства, в то же время стремимся все лучшее сохранить, чтобы не выплеснуть, как говорится, "с грязной водой и ребенка". Работаем по принципу "Делай, что должно, и будь, что будет". Это, в общем, может звучать и как совет моим молодым педагогам. Надо выполнять свою работу не благодаря, а вопреки". Трудности: их хватает Вместе с тем, малокомплектные школы сталкиваются с множеством специфических трудностей, обусловленных именно небольшим количеством учеников. В классах обязательно должны быть сильные, способные ученики. А если класс маленький, их может и не оказаться. "Учитель, каким бы мастером он ни был, не способен восполнить этот пробел. Дифференцировать учеников по классам, по способностям в такой школе тоже нельзя. Проблемы остаются и во внеклассной работе. Чтобы в соответствии с федеральным стандартом провести внеурочное мероприятие спортивного, социального, патриотического или трудового направления, которое выбрали ученики, необходимы узкие специалисты", - убеждены эксперты. Всего в Туве 177 школ. Из них 40 отнесены к категории малокомплектных, что составляет 23 процента от общего числа. По официальной статистике, качество образования выпускников малокомплектных школ одно из самых низких, о чем свидетельствуют результаты итоговых государственных аттестаций девятых и одиннадцатых классов. Например, в Успенской малокомплектной школе Тандинского района в 2016-2017 учебном году было всего четыре выпускника девятых и одиннадцатых классов. На экзаменах по обязательным предметам они смогли преодолеть лишь минимальный порог, а одному учащемуся это удалось сделать только в дополнительный период сдачи ЕГЭ. В Успенке 70 школьников. Несмотря на малочисленность, в школе есть классы с первого по одиннадцатый, 19 педагогов по всем дисциплинам. Быть или не быть? Очевидно, что для реализации разработанного Министерством образования и науки Тувы проекта потребуется серьезная подготовительная работа – начиная от курсов переподготовки кадров, до полного анализа самих малокомплектных школ. Как мы уже сообщали ранее, большая часть учителей малокомплектных школ Тувы прошли стажировку в Красноярском крае на базе Информационно-методического центра. Там они детально изучали технологию системы коллективного, то есть сетевого, обучения. Для школ, где ощущается дефицит педагогических кадров, будут организованы курсы переподготовки. К примеру, чтобы учитель физики, у которого всего два часа в неделю, мог преподавать и математику, тем самым, дополнив свою рабочую нагрузку. Кстати, по официальным данным, в целом по республике насчитывается 64 257 школьников, а учителей 5157. Исходя из соотношения "учитель – ученик" 1:10, в республике наблюдается существенная нехватка педагогических кадров. Таким образом, малокомплектные школы Тувы уже в 2018 году, согласно намеченным планам, должны выйти на принципиально новый уровень, в школах будет улучшена материально-техническая база, введены новые технологии обучения. Такие понятия, как "сетевое взаимодействие", "сетевая школа", станут привычными. Перспектива должна быть у всех типов школ. Быть или не быть – этот классический вопрос не должен касаться образования. +++ Малокомплектные школы Тувы являются участниками нескольких приоритетных проектов, это "Успешный выпускник", "Эффективная школа", "Комплексная программа поддержки +++ В соответствии с положением, малокомплектная сельская школа – это школа, укомплектованная классами с неполным составом учащихся или классами-комплектами без параллельных классов, с общим числом учащихся в начальной общеобразовательной школе до 30 человек, в основной общеобразовательной школе до 70 человек, в средней (полной) общеобразовательной школе до 100 человек. Роман НЕМЧИНОВ Фото автора и из открытых источников Виктория Пешкова, по материалам Плюс Информ
Информационное агентство МАНГАЗЕЯ
23:50 25.03.18
|