Ледовая арена покажет космосу букву "Е"Свердловские власти одобрили "медный" проект. Ледовая арена УГМК на месте взорванной телебашни будет неполноценна без развитой сети прилегающих к ней общественных пространств. Такой вывод 31 мая сделали члены градсовета при губернаторе Свердловской области. Корреспондент " Уралинформбюро " побывал на этом историческом заседании. В обсуждении проекта "медников" приняли участие руководители региона, члены градсовета Екатеринбурга, представители мэрии, депутаты Екатеринбургской гордумы, руководители департамента госжилстройнадзора и управления по охране объектов культурного наследия, делегаты от строительного сообщества, общественные активисты и топ-менеджеры УГМК-холдинга. В ходе краткой презентации директор УГМК-холдинга по капстроительству и инвестициям Сергей Ерыпалов представил все три варианта фасадного решения и поделился замыслами проектировщиков по развитию общественных пространств вокруг комплекса. Первое, что бросается в глаза стороннему наблюдателю — авторы концепции фактически пустили на самотек решение транспортного вопроса, сделав ставку на возможности общественного транспорта и такси. По словам Ерыпалова, метрополитен Екатеринбурга в дни проведения массовых мероприятий на площадках Ледовой арены сможет взять на себя 6,4 тысячи человек, автобусы и трамваи — порядка 3,7 тысячи, такси — еще 480 потенциальных зрителей. Допускается также вариант с организацией движения "шаттлов" — специализированных автобусов, способных вместить в сумме до 380 человек. Оставшиеся "неохваченными" посетители распределятся по следующему принципу: 1 200 человек доберутся до объекта на личном транспорте, а 1 500 зрителям придется идти до места пешком. Удовлетворить потребности автовладельцев строители объекта планируют с помощью многоуровневого паркинга на улице Декабристов (его строительство заложено в проект) и привлечения уже действующих в районе автостоянок. "Вишенкой на торте" для горожан должен стать новый пешеходный мост через Исеть, который соединит разрозненные участки улицы Народной Воли, одной из самых сложных и запутанных в Екатеринбурге. Кроме того, на участке между Ледовой ареной и музеем "Россия - моя история" будет организована новая городская площадь для массовых мероприятий. Как уже сообщало агентство, расположенные рядом с будущей стройплощадкой памятники истории — усадьбы Казанцевых и Первушина — предполагается "вовлечь в работу" и превратить в штаб-квартиры спортивных организаций и детских спортклубов. Судьба еще одного прилегающего объекта культурного наследия — комплекса зданий пивоваренного завода Холкина-Гребенкова — в данный момент решается на торгах, организованных областным фондом госимущества. Члены градсовета в ходе обсуждения концепции разделились на три группы: немногочисленные критики (среди них - глава градсовета Екатеринбурга Михаил Вяткин и общественный активист Олег Букин), горячие сторонники и те, кто в целом приветствует строительство Ледовой арены, но с некоторыми оговорками. По мнению Михаила Вяткина, размещение такого мегаобъекта в историческом центре Екатеринбурга противоречит мировой практике: подобные арены в Европе принято строить на развивающихся территориях, где они становятся своего рода "точками роста" для новых микрорайонов, либо вблизи других крупных спортсооружений и транспортных магистралей. Второй фактор, вызывающий тревогу у главы градсовета, — маленькая (всего 4,68 гектара) площадка под строительство. "Для зала на 15 тысяч человек это крайне мало. По нормативам проектирования для физкультурных и спортивных сооружений такого рода площадь участка должна составлять 0,7-0,9 гектара на 1 000 зрителей, то есть не менее 10 гектаров", — напомнил коллегам Вяткин. Кроме того, любое масштабное спортивное мероприятие требует создания вокруг объекта вместительной охранной территории и – в ряде случаев – установки по периметру контрольно-пропускных пунктов. Этот момент разработчики концепции не учли — как и то, что любая масштабная арена, рассчитанная на такую армию зрителей, должна иметь паркинг вместительностью не менее 2 400 машиномест, из расчета 16 мест на 100 зрителей. Наконец, нельзя забывать и о комфорте горожан, которые окажутся рядом с грандиозным спортивным объектом в момент окончания матча или концерта. Глава градсовета Екатеринбурга не уверен, что тысячи болельщиков, выйдя на улицу, сразу пойдут на метро — тем более, что, согласно мировой практике, станции подземки во время таких масштабных мероприятий принято закрывать. "А если матч наложится по времени на представление в цирке? Эти 6 000 человек просто сметут и площадки Марчевского ( директора Екатеринбургского цирка – прим. ред. ), и зрителей заодно", — припугнул коллег Михаил Вяткин, предложив отдать вопрос транспортного обслуживания проектируемого комплекса на откуп независимой экспертизы. Поддержал уважаемого архитектора и председатель правления общественной организации "Уральский хронотоп" Олег Букин. Он напомнил, что в XIX веке район, где предполагается строить Ледовую арену, принадлежал купцам-старообрядцам, которые превратили эту площадку в рекреационную зону для прогулок и отдыха. Именно такую функцию территория, освобожденная от телебашни, должна нести и сегодня, убежден Букин. Впрочем, высказанная аргументация не убедила апологетов масштабного спортсооружения. Депутат Екатеринбургской гордумы, известный строитель Владимир Крицкий в ответ привел пример США и стран Евросоюза, где современные спортивные объекты расположены прямо в центре города, но это не создает проблем для движения транспорта и пешеходных потоков. Полномочный представитель Российской Гильдии управляющих и девелоперов в Екатеринбурге и Свердловской области Андрей Бриль начал свое выступление с цветистого букета дифирамбов в адрес УГМК. Правда, и он вынужден был признать, что "проблемы есть". Бриль предложил при проектировании арены сделать акцент на развитие общественных пространств с разнообразным функционалом. С позицией Бриля частично солидарен и вице-мэр по вопросам капитального строительства и землепользования Екатеринбурга Алексей Белышев. "Если вокруг объекта не будет общественной жизни, и люди не смогут там гулять и отдыхать, арене будет тяжело работать", — заявил чиновник. В качестве примера для подражания Белышев назвал парк Сергея Галицкого в Краснодаре, где на пространстве свыше 20 гектаров уживаются площадки для самых разных видов "активностей". А после высказал в адрес разработчиков неожиданное пожелание: разместить на крыше арены огромную букву "Е", чтобы в ночное время она была видна из космоса. Удержаться от цитирования известной песни барда Александра Новикова про "свод тюрьмы старинной" Алексей Аркадьевич при этом героически пытался — но не смог. К финалу действа сложилось ощущение, что даже ярые защитники Ледовой арены недовольны тем, как проектировщики решили транспортный вопрос. Так, член "Ассоциации строителей Урала" и по совместительству директор компании PRINZIP Геннадий Черных предложил "медникам" вообще отказаться от парковки рядом с объектом. "Этим мы только поощряем возможность приехать туда на автомобиле. Лучше вложиться в развитие остановок общественного транспорта", — считает Черных. А член градсовета Екатеринбурга Григорий Мазаев - в целом поддержавший проект — призвал УГМК не просто восстановить, а капитально реконструировать примыкающие к объекту памятники истории и архитектуры прежде, чем размещать в них спортивные организации. Кроме того, Мазаев предложил внести в концепцию небольшую корректировку: сделать сплошной пешеходный выход с территории спортобъекта в северном направлении, чтобы разгрузить потоки болельщиков после матчей. Точки над "i" в дискуссии расставили представители власти: сити-менеджер Екатеринбурга Александр Якоб и губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. По мнению главы горадминистрации, планировочные решения по развитию данной территории необходимо серьезно дорабатывать (причем с учетом расположенных там объектов культурного наследия). Только после этого можно будет выносить их уже на городской градсовет. Кроме того, Якоб напомнил, что строительство паркинга для Ледовой арены может помешать неким "элементам безопасности" метрополитена — каким конкретно, сити-менеджер не уточнил. Тем не менее к решению транспортной проблемы следует подключить специалистов — например, институт "Уралгипротранс", считает чиновник. Руководителя муниципалитета поддержал глава региона: по мнению Евгения Куйвашева, вопрос транспортных потоков у арены требует куда более серьезной проработки. Тем не менее концепция была членами градсовета благополучно утверждена. Чтобы расширить палитру мнений, " Уралинформбюро " провело мини-опрос экспертов агентства, имеющих прямое отношение к архитектуре и градостроительству. В марте 2018 года, когда УГМК-холдинг представил горожанам первый пробный вариант концепции Ледовой арены, собеседники агентства отозвались о ней, мягко говоря, критически. Спустя два месяца их позиция практически не изменилась — несмотря на то, что проект был доработан и "проапгрейжен". Сотрудник кафедры истории архитектуры и реставрации УрГАХУ Лариса Шашкина: - Разработчики не учли сохранение исторической среды в районе строительства Ледовой арены, которая возникла в начале XIX века и уже сегодня еле-еле выдерживает современные нагрузки. Нельзя строить такой крупный объект рядом с памятниками истории. А ведь в этом районе много объектов культурного наследия, и о них в презентации нет ни слова. Правда, на эскизах обозначены два отдельно стоящих памятника. Все пространство вокруг них, похоже, хотят заасфальтировать. Теперь о транспортной составляющей. Это самый главный градостроительный вопрос. Здесь ( на углу улиц Декабристов и Степана Разина -прим. ред. ) при проведении крупных мероприятий неизбежен транспортный коллапс. Вспомним: даже когда на Центральном стадионе проходят матчи, собирающие всего до 10 тысяч болельщиков, — на ВИЗ и Юго-Запад проехать невозможно. А Ледовая арена, рассчитанная на 15 тысяч зрителей, создаст ту же ситуацию при движении из центра на юг. Почетный архитектор России Михаил Проскурин: - Принципиальные соображения по концепции я уже изложил, в том числе по поводу самого места. И по моему мнению, и по мнению многих моих коллег, не должно быть здесь этой арены. Возникнут проблемы со стоянками, кроме того, очень неудачное соседство с единственной в городе водной магистралью. Я вообще против застройки берега Исети такими огромными сооружениями. И по массе потока людей, и по количеству неблагоприятных воздействий на воду. Все разговоры о якобы предусмотренных стоянках для такси, об использовании существующих парковок — на мой взгляд, чистое лукавство. Я был свидетелем множества примеров, когда проектировщики обещали, приводили расчеты, но в итоге ничего этого не сбылось. И потом, соседние парковки вряд ли пустят к себе посетителей арены бесплатно. Разработчики предполагают, что половина зрителей поедет туда общественным транспортом. Но понятно же, что те, кто имеет машины, отправится смотреть матч или концерт на машине! Невозможно установить "квоту": вот столько-то зрителей едете на автобусе, а столько-то – на личном транспорте. Автор проекта реконструкции телебашни в "Глобальный маяк" Сергей Жилин: - Такой объект мог бы стать инфраструктурным для целого нового района. Например, для территории, предназначенной для строительства ЭКСПО-парка. Ледовая арена, построенная на такой территории, могла бы стать центром притяжения горожан. А здесь столь крупный объект лишь усложняет и без того "плотную" ситуацию. А надежды застройщика, что, мол, зрители приедут на общественном транспорте, могут и не сбыться - и тогда коллапса не избежать. Экстерьер Ледовой арены, если судить по эскизам, заслуживает высокой оценки – он вполне приличный. Но символом города этому объекту не стать: он выглядит ординарно, похож на тысячи других спортивных сооружений. Подготовил Евгений СУСОРОВ Изображения: minstroy.midural.ru Елена Петрова, по материалам УралИнформБюро
Информационное агентство МАНГАЗЕЯ
17:45 31.05.18
|