На Ямале начинают строительство Северного широтного хода


Премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал распоряжение Правительства РФ, регламентирующее заключение концессионного соглашения с ООО «СШХ» на предмет финансирования, строительства и эксплуатации инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования «Обская – Салехард – Надым». Это важнейший документ для социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа и многих регионов страны. Подписание произошло после встречи председателя Правительства России с врио губернатора ЯНАО Дмитрием Артюховым, состоявшейся 31 июля.

На Ямале начинают строительство Северного широтного хода«Это долгожданное событие, к которому мы шли не один год. Строительство Северного широтного хода даст нам возможность реализовать задачи, поставленные Президентом России по освоению российской Арктики. Эта железнодорожная магистраль позволит развивать новую добычу, сократит время и упростит доставку грузов из Западной Сибири, разгрузив Транссибирскую магистраль. Это крайне важный проект и для наших жителей, которые очень ждали, когда появится мост через Обь. Строительство СШХ – это развитие экономики округа, а, значит, и дополнительные налоговые доходы, которые мы сможем потратить на строительство новых детских садов, школ, спортивных комплексов и другой необходимой людям социальной инфраструктуры. Полярная магистраль появится благодаря концессии, государственно-частному партнёрству. В мировой практике это наиболее прогрессивная форма реализации таких крупных капиталоёмких инициатив, позволяющая обеспечить их финансирование», - сказал врио губернатора ЯНАО Дмитрий Артюхов.

На значимость реализации проекта «Северный широтный ход» (СШХ) в конце минувшего года обратил внимание Президент России Владимир Путин, заявив, что эта железная дорога «сократит плечо доставки грузов в районы Западной Сибири, даст новый импульс развитию российской Арктики и Северного морского пути».

Семисоткилометровый железнодорожный коридор, созданный Северным широтным ходом станет важнейшим элементом арктической транспортной системы. Этот участок соединит Северную и Свердловскую железные дороги.

На Ямале начинают строительство Северного широтного ходаСтроительство Северного широтного хода является важным условием транспортного обеспечения освоения богатейших месторождений Северного Урала и арктической зоны РФ. Проект позволяет сформировать стратегически важный транспортный полигон, дополняющий Транссибирскую магистраль с потенциалом выхода к Арктике. Реализация проекта базируется на грузовой базе нефтегазовых месторождений в зоне влияния магистрали.

СШХ окажет позитивное влияние на развитие транспортной сети многих северных территорий России, а также вовлечет в разработку труднодоступные месторождения углеводородного сырья, добыча на которых в условиях бездорожья нерентабельна. В трехсоткилометровой зоне тяготения Северного широтного хода находятся около 20 месторождений крупных нефтегазодобывающих компаний, ПАО «Газпром», ПАО «НК «Роснефть», ПАО «НОВАТЭК» и др. В перспективе эти предприятия сформируют грузовую базу новой железнодорожной линии.
Кроме того, Северный широтный ход будет полностью построен из отечественных материалов: песок, щебень, рельсы, шпалы, локомотивная тяга, вагоны – всё будет сделано в России.

На Ямале начинают строительство Северного широтного ходаПоказательно, что проект строительства железнодорожной линии «Обская-Салехард-Надым» поддержан на федеральному уровне и финансируется не только за счет ямальского регионального бюджета. Основную денежную нагрузку понесет ОАО «РЖД», обязуясь выполнить работы по реконструкции и вводу в эксплуатацию двух линий железнодорожных путей: «Коноша – Котлас – Чум – Лабытнанги» Северной железной дороги и «Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево» Свердловской железной дороги. Кроме того, ОАО «РЖД» реконструирует станцию «Обская». Другим инвестором проекта выступает ПАО «Газпром», что обеспечит финансирование всех работ по реконструкции железнодорожной линии «Надым – Пангоды». Правительство ЯНАО инвестирует строительство автомобильной части моста через Обь.

Кирилл Истомин, заместитель исполнительного директора РОО «Центр развития гражданских инициатив ЯНАО», член регионального штаба ЯНРО ОНФ, политтехнолог
(г. Салехард)


«Ямало-Ненецкому округу сложно, как региону-донору, получить федеральное финансирование. Есть мнение, что такие регионы самодостаточны и им помогать в принципе не надо. В этом смысле, конечно, для кураторов проекта доказать необходимость, востребованность и значимость проекта было сложной задачей. Я бы связал назначение Дмитрия Артюхова исполняющим обязанности губернатора ЯНАО именно с этим проектом. На предыдущем посту заместителя губернатора ЯНАО именно он занимался проектом «Северный широтный ход», его продвижением, заключением соглашений концессии, переговорами и многими другими вопросами».

Евгений Минченко, Президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг», политолог и политтехнолог, эксперт по вопросам лоббизма и оценке политических рисков
(г. Челябинск)


«Это стратегически важный проект, успешно реализованный Дмитрием Артюховым. Я считаю, что Северный широтный ход сегодня - один из наиболее мощных арктических проектов в России. Проект может выступить в качестве импликатора роста для Тюменского Севера и других северных регионов России. Любое вложение в транспортную инфраструктуру влечет за собой дополнительные инвестиции. Я думаю, что эффект может быть больше в разы, а может быть, в десятки раз, потому что подобного рода масштабные железнодорожные проекты притягивают за собой другие типы бизнеса».
Виктория Пешкова, Информационное агентство МАНГАЗЕЯ
17:48 17.08.18