Емкость рынка онлайн-продаж продуктов питания превысит 1 трлн рублей по итогам 2024 года — РСХБЗа последние 5 лет доля продаж через Интернет (продовольственных и непродовольственных товаров) в общем объеме оборота розничной торговли выросла на 5,5 п.п. и составила 7,5%. При этом только продуктов питания в 2023 году россияне заказали в глобальной сети на сумму более 800 млрд рублей — на 40% больше, чем в прошлом году. По оценкам экспертов Россельхозбанка, до конца 2024 года емкость российского рынка онлайн-продаж и доставки продуктов питания превысит 1 трлн рублей, а доля онлайн-продаж продовольственных товаров в общем объеме оборота розничной торговли превысит 5%.Продажи и доставка продуктов питания через Интернет являются более экологичными вариантами реализации продовольствия, производители и ритейл упорядочивают цепочку поставок, подстраивая предложение под спрос, ритейл минимизирует потери при хранении, связанные с образованием пищевых отходов. «Одним из основных этапов организации онлайн-продаж является логистика. Стремясь расширить клиентскую аудиторию за счет неуклонно растущего спроса на качественное и быстрое обслуживание, онлайн-ритейл продолжает модернизировать логистические схемы, делая доставку не только быстрой, но и экологичной. В России продолжает активно развиваться доставка с минимальным углеродным следом: велосипеды и пешие курьеры. Негативное воздействие на окружающую среду снижает также доставка товаров в пункты самовыдачи, а сейчас порядка 65% онлайн-заказов покупатели забирают самостоятельно», — прокомментировала управляющий директор Центра макроэкономического и регионального анализа и прогнозирования Россельхозбанка Наталья Худякова. Экономия времени на походы в магазин за продуктами питания и тренд на здоровое питание являются драйверами развития и для специализированных фермерских маркетплейсов. По оценкам экспертов Россельхозбанка, в 2025 году рынок онлайн продаж продовольственных продуктов в категориях «фермерская», «эко» или «зеленая» продолжит расти и может составить порядка 80 млрд рублей. При этом заказы на фермерскую, экологическую и органическую пищевую продукцию могут составить 10% от всех заказов продуктов питания. Онлайн-платформы дают сельхозпроизводителям ряд преимуществ: прямой выход на покупателя, экономию на хранении, доставке и маркетинге. Для онлайн-платформ это также возможность расширить ассортимент за счет экологически чистой фермерской продукции. Более активному росту онлайн-продаж фермерской продукции также будет способствовать увеличение доли продукции КФХ в валовом производстве сельхозпродукции. Сейчас под брендом фермерской может продаваться любая сельхозпродукция, к которой у покупателя сформировалось доверие как к более полезной и экологически чистой. Создать условия для развития рынка фермерской продукции и в сети, и в оффлайне сможет внесение изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» и закрепление термина «фермерская продукция» (законопроект сейчас принят в первом чтении). Эксперты РСХБ ожидают, что положительная динамика роста продуктивности и производительности КФХ сохранится и к 2025 году объем продукции, производимой КФХ, вырастет более чем на 50%. На текущий момент основными продуктами, реализуемыми фермерскими хозяйствами на онлайн-платформах являются продукты в категориях: молочные – 20%, сыры – 20%, колбасы – 15%, а также соленья, варенье, мед и алкоголь. По оценкам экспертов Россельхозбанка, структура потребительской корзины в онлайн-продажах фермерских продуктов с ростом объема рынка будет смещаться в сторону необработанных продуктов: молока, свежего мяса птицы и яиц. «Еще во время пандемии многие люди освоили онлайн-шоппинг, и теперь для внушительной части клиентов совершать покупки через интернет удобнее, быстрее и комфортнее, чем в офлайн-магазинах. В 2024 году мы ожидаем продолжения развития онлайн-торговли, в первую очередь через маркетплейсы. Их преимущества для клиентов заключаются в широчайшем выборе и довольно гибком ценообразовании. Кроме того, продолжится увеличение частотности покупок и сокращение среднего чека во всех каналах цифровых продаж. Это меняет всю модель поведения клиента в цифровом ритейле: от крупных запланированных покупок потребители переходят на небольшие, практически ежедневные траты. Это ведет к необходимости изменения цепочки поставок: основным трендом становится быстрая и удобная доставка. Если раньше счет шел на дни, то теперь это – минуты. К структуре товаров, которые приобретаются через интернет, действительно приобщились продукты питания, товары категории “фреш” и “ультра фреш”», — отметила Юлия Сяглова, доцент кафедры маркетинга и рекламы факультета рыночных технологий ИОМ РАНХиГС. «Онлайн доставка продуктов пользуется популярностью по нескольким причинам. Люди могут заказать продукты прямо из дома, экономя время и усилия на походы в магазин. Помимо этого, онлайн покупки позволяют обзавестись товарами, которые могут быть недоступны в местных магазинах. Онлайн платформы обычно предлагают широкий выбор продуктов и удобные опции оплаты, что также привлекает покупателей», — поделилась эксперт Президентской академии в Санкт-Петербурге Дарья Дочкина в интервью корреспонденту Информационного агентства МАНГАЗЕЯ.
17:21 22.01.24
|