Благодаря строительству новых дорог жители многих югорских поселков забудут, что такое зимникРазвитие транспортной системы Югры - необходимое условие реализацииинновационной модели экономического роста и улучшения качества жизнинаселения округа, считают власти автономии. Становление отдельных видов транспорта здесь долгое время шлонесбалансированно и несогласованно. Это привело к их нерациональномусоотношению, что сегодня сильно ограничивает развитие единогоэкономического пространства и не позволяет в полной мере осваиватьресурсы автономии. К тому же несоответствие уровня сети дорог уровнюавтомобилизации и спросу на автоперевозки приводит к существенному ростурасходов, снижению скорости передвижения, продолжительным простоямтранспорта, высокой аварийности. На решение этих проблем нацеленаокружная целевая программа развития транспортной системы Югры в2011-2013 годах. - В округе недостаточно автомобильных дорог. Если сравнить со среднимпоказателем по России, их густота у нас в 7,2 раза меньше, - говоритзаместитель губернатора Югры Валентин Грипас. - До сих пор не всенаселенные пункты связаны трассами круглогодичного действия, ихотсутствие мы вынуждены восполнять устройством зимников и ледовых переправ. Конечно, такие сезонные трассы помогают решать транспортные проблемы, новсем понятно, что облик современной Югры они не улучшают, а значит,должны постепенно исчезнуть. Окружные власти целенаправленно тратят всебольше средств на строительство, ремонт и содержание не толькомагистральных, но и местных дорог, ведь развитая инфраструктура - этовложения в будущее территории. Как сообщил вице-спикер окружной Думы Александр Сальников, нафинансирование дорожной отрасли в 2011 году власти автономиипредусмотрели 10 миллиардов 416 миллионов рублей из несколькихисточников. Непосредственно из бюджета округа выделено 4,78 миллиарда,по программе "Сотрудничество" - 5,12 миллиарда, из внебюджетныхисточников - 615 миллионов рублей и 4,5 миллиона из бюджетовмуниципальных районов и городских округов. Объем работ предстоит выполнить огромный. Так, в октябре планируетсязавершить капитальный ремонт окружного участка федеральной автодорогиТюмень - Ханты-Мансийск. Эта трасса была построена 20 лет назад, но заэто время капитально реконструировались только некоторые ее отрезки,большая же часть полотна подвергалась лишь ямочному ремонту. Между темдорога имеет большое значение для экономики не только Югры, но всейТюменской области и соседних регионов, а потому несет серьезную нагрузку. - Еще в 2008 году при нулевом чтении бюджета депутаты поставили передтогдашним губернатором Александром Филипенко задачу договориться сфедеральными властями, на балансе которых находится дорога, о совместномфинансировании ремонта: было ясно, что выделяемых центром средств на этоне хватает, - рассказал Александр Сальников.- Определенныедоговоренности были достигнуты, но после вступления в силу федеральногозакона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ"полномочия были разграничены, и теперь регионы не вправе расходоватьсредства бюджетов субъектов РФ на федеральный объект. Чтобыурегулировать этот вопрос, мы обращались и в Государственную Думу, и кполномочному представителю президента РФ в УрФО. Как подтвердил Валентин Грипас, в адрес министра транспорта РФгубернатором Югры был направлен запрос о необходимости проведениякомплексного обследования и оценки участков федеральной автомобильнойдороги Тюмень - Ханты-Мансийск. В результате такого обследованиявыявлено, что состояние дорожного покрытия 159 километров магистрали несоответствует нормативу, в том числе 112 километров находятся ваварийном состоянии (в границах Югры - соответственно 64 и 34 километра). В результате работы, проведенной правительством округа, с прошлого годаначали выделяться средства на выполнение ремонтных работ на участкеСалым - Уват. В прошлом году, например, было выделено 516 миллионоврублей, в текущем - более 1,2 миллиарда на содержание и ремонтфедеральной автодороги Тюмень - Ханты-Мансийск в границах автономногоокруга, вплоть до его столицы. Но власти автономии на этом неостанавливаются, продолжают работать с министерством транспорта, с ФГУ"Уралуправтодор" - владельцем федеральной магистрали Тюмень -Ханты-Мансийск. Началось финансирование работ и на других проблемных направлениях.Строится дорога Югорск - Советский - Верхний Казым на участке Андра -Верхний Казым. Она пройдет через весь Белоярский район от Сорума,Сосновки до Андры, соединяя населенные пункты Белоярского и Октябрьскогорайонов. Не менее значима трасса Тюмень - Нижняя Тавда - Междуреченский- Урай - Нягань - Приобье. В этом году ведутся работы на участке отМортки до Куминского. Планируется завершить устройство земельногополотна и отсыпать щебеночное основание до Тынкуля, в следующем году -до Куминского. Работы не форсируются целенаправленно: по технологииземполотно должно выстояться. В следующем году строительство дорогибудет завершено, и жителям поселка Куминский больше уже не нужно будетдожидаться зимников. Еще одна задача властей - снизить интенсивность движения большегрузногоавтотранспорта через населенные пункты и сократить протяженностьдорожных участков, работающих в режиме перегрузки. Для этого построен52-километровый отрезок дороги в обход Пыть-Яха, который разгрузилтрассу, проходящую через город. Раньше здесь в сутки проезжало свыше 11тысяч автомобилей. Объезд, избавивший улицы от транзитного потока,сделал более безопасным движение и улучшил экологическую ситуацию в городе. Весьма важным во всех отношениях стал участок региональной автодороги"Иртыш" между Ханты-Мансийском и Горноправдинском. Строительство154-километрового отрезка позволило сократить путь от Ханты-Мансийска доТюмени на 270 километров. И, что еще важнее, - связать с этойфедеральной трассой три населенных пункта. Теперь для их жителей (около6000 человек) доступ к сети дорог общего пользования открыт круглый год.К тому же были снижены нагрузка на участок федеральной дороги иинтенсивность движения - с 6 до 4 тысяч автомобилей в сутки. Быстрее решать дорожные проблемы позволил и профицит окружного бюджета:от общей суммы в 10 миллиардов рублей профильная программа получилапочти пятую часть, из которой 1,5 миллиарда распределили междумуниципалитетами. Это при том, что в 2011 году в качестве субсидийместным бюджетам на строительство, реконструкцию и ремонт автомобильныхдорог местного значения, а также подъездных путей к микрорайонам ужебыло предусмотрено 1,9 миллиарда рублей. Из дополнительно выделенных средств 340 миллионов пошло на реконструкциюдороги Нижневартовск - Радужный и на завершение строительства мостачерез реку Аган. Это один из важнейших объектов дорожной инфраструктуры,но он полностью выработал ресурс прочности и находится в аварийномсостоянии. Чтобы подрядчик успел сдать новый мост до зимы - в октябретекущего года, правительство округа приняло решение дополнительновыделить существенную сумму. Работы на окружных трассах активно идут все лето. Окончательные итогиеще не подведены, но на финансирование у строителей жалоб гораздоменьше, чем в прошлые сезоны. Кипит работа и в муниципальных образованиях. В Сургуте отремонтировали уже более 20 километров дорожного полотна наСеверном объезде. Дорогу покрывают специальным асфальтобетоном,устойчивым к перепадам температур. Параллельно ведется строительствоВосточной объездной дороги. Оно продлится не менее трех лет, посколькупридется решить вопрос переселения жителей из находящихся на этом путидомов. Свыше 200 миллионов рублей на ремонт и реконструкцию муниципальных дорогполучил Нижневартовск. Это позволит местным подрядчикам вернуться ксплошному асфальтированию (из-за финансового кризиса около двух летулицы в столице Самотлора ремонтировали только ямочным способом). Еще надобавленные округом средства здесь проложат дорогу в новый микрорайон. Вбудущем она соединит старую и новую части города. Уже проведеныподготовительные работы, обустроена ливневая канализация, дело заасфальтом и освещением. В Югорске муниципалитет заключил контракты на реконструкцию икапитальный ремонт семи улиц. Подрядчики уже получили авансы. Длязавершения работ не хватало 33 миллионов рублей, так что дополнительнаяокружная субсидия пришлась весьма кстати. В этом году впервые муниципальным образованиям были выделены средства напроведение мероприятий по благоустройству дворовых территориймногоквартирных домов. Полмиллиарда рублей по целевой программе "Наш домна 2011-2013 годы" пойдут на благоустройство 253 дворовых территорий.Это только 10 процентов от потребности, однако раньше средства на такиецели из окружного бюджета вообще не выделялись. В Ханты-Мансийске на ремонт и благоустройство дворовых территорий изразных источников в 2011 году собрали 53 миллиона рублей. На эти деньгиотремонтируют 11 дворовых территорий, четыре проезда к дворам, почти дветысячи квадратных метров тротуаров и 5,6 тысячи метров газонов,обустроят четыре детские игровые площадки. Но большая часть средств -около 37 миллионов рублей - будет израсходована на асфальтирование. Справка: В ХМАО - Югре 2554 километра автомобильных дорог регионального имежмуниципального значения, 262 моста общей протяженностью 21,3километра. Более 60 процентов населенных пунктов не имеют постояннойкруглогодичной связи с "большой землей" по автомобильным дорогам ствердым покрытием. Протяженность зимних дорог и ледовых переправ - 2787километров, на их строительство и содержание за три года будетизрасходовано порядка 740 миллионов рублей. Ирина Васильева, по материалам Российской газеты
11:16 23.08.11
|