Профессия

Профессия "учитель" скоро перестанет существовать

Когда-нибудь очередной День учителя станет последним. Все идет к этому. Профессия учителя станет анахронизмом. Впрочем, кажется, это уже произошло. Кто-то говорит об учителях? Учитель – это что-то из далекого советского прошлого. Ныне преподаватель, педагогический работник. Когда глядишь на тех, кто работает, кто остался в школе, эти определения кажутся более уместными.

Учитель - это тот, кто повлиял на твою жизнь, перевернул представление о себе и мире. Так бывало раньше, когда и школа ставила перед собой такие широкие и глубокие человеческие цели. Ныне воспитанием человека некогда заниматься, да и задачи такой не стоит. Школа – это место вынужденного пребывания, максимум - общения со сверстниками. Собственно, зачем там учитель? Педагогического работника достаточно. Конечно, ученики, и сейчас к кому-то привязываются эмоционально. Но разве в этом дело? Учитель это не тот, кого любят, учитель это тот, кто учит, не только предмету, но и жизни. Учит не как хочет, а как следует.

Вот таких в школе почти не осталось, повывели в связи с оптимизацией и эффективностью. Да и зачем бы там были они нужны в свете изменившихся запросов общества, изменившихся потребностей родителей? Школа стала камерой хранения для родителей и местом времяпрепровождения для учеников. Зачем ей учитель?

Учитель стал вымирать, вытесняемый министерскими положениями, которые требуют не кропотливой работы с ребенком, а фокусничества с методиками и документацией. А настоящий учитель – не фокусник, он не в цирк ходит работать.

В итоге, остаются в наших школах одни педагогические работники, люди соответствующие требованиям системы, а не тому высокому призванию, которое по привычке от них еще ожидают. Остается тот, кто водит детей на экскурсии, зарабатывая себе зарплатные баллы, худо-бедо держит в узде необъятный в 25 человек класс и гонит его кнутом и пряником по колдобинам наших бездарных школьных программ и учебников. Собственно это гнать и терпеть и составляет суть нынешнего педагогического труда. Не распространять знания, а именно вколачивать и вдалбливать материал из криво, для денег написанных учебников, терпя и снося при этом оскорбления и тычки от всех вокруг: директора, родителей, коллег, самих учеников. Ну и главное – уметь вытрясти деньги на школьные "нужды" с родителей.

Раньше учитель был носитель знания и культуры, отсюда достоинство, какой-то уровень этикета. В нынешних условиях ненужности культуры и знаний, многолетнего унижения и самоуничижения обычный педагогический работник – это такой агрессивно-забитый тип, с легкостью перескакивающий от наглости и хамства к заискиванию и подобострастию. Некогда образец образованности, знаток своего дела, нынешний - он теперь обычно методически стоит не выше любого из родителей. Полная утрата трепетного отношения к знанию и учебе давно уже охватила и его. В нынешней школе, в основном, в учителях остается те, кому уже некуда пойти, те, кто еще полон иллюзий и те, кто получает удовольствие, как от того, что его унижают, так и от того, что унижает сам.

Нынешние "учителя"-педработники, глубоко несчастные люди. Глядя на них, разрываешься между чувствами жалости и презрения. Жалости, потому что все-таки люди и жертвы обстоятельств, уронивших глубоко в грязь учительский статус. Маленькая зарплата (от 7-8 тысяч), чудовищные перегрузки (по две ставки у нас уже ведут теперь даже учителя начальных классов), забитое положение. Презрения, потому что такое равнодушие к собственному делу, такая готовность мириться со своим положением, служить разрушительному в последние годы для образования курсу, которые они демонстрируют, лишают их права на сочувствие.

Да, "учителя" унижены и оскорблены, но что они сделали для того, чтобы вернуть себе свое достоинство? Голос педагогической общественности не слышен почти как два десятка лет. Гробовое молчание, боязливое шушуканье по учительским кабинетам, робкое нытье по интернет-форумам, и то, в основном, по одному поводу – о зарплатах. То, что образование уничтожается и с точки зрения содержания, и с точки зрения его организации не вызывает с ее стороны никакой публичной реакции. Нынешним педработникам все равно, что  и как преподавать, лишь бы хорошо платили. Страх иметь свое мнение, страх высказать его и его же отстоять – обычное для них состояние. Для большинства из них, грызня между собой, грызня с учениками и родителями – обычное развлечение, способ выпустить пар и хоть как-то почувствовать удовлетворение.

Любить таких "учителей" уже нельзя, уважать тех, кто потерял уважение к себе и своему делу невозможно.

Нет, день этот и в самом деле нужно переименовать в день педагогического работника. А слово "учитель" писать в словарях с пометой "устаревшее". Учителей в глубоком смысле этого слова у нас нет. Поэтому осталось лишь за малым - упразднить эту профессию фактически. Технологии к решению этого вопроса подошли вплотную. И как это ни печально звучит, начинаешь задумываться, а может, уже поскорее, может, уже покончить с этим, не растягивая мучения на долгий срок. 

Сергей Морозов

Елена Петрова, по материалам VashGorod.Ru
Информационное агентство МАНГАЗЕЯ
00:30 06.10.14