Учим включать инженерную мысль

В экономическом лицее убеждены: экономика – не просто предмет, наука, профессия. Экономическое образование формирует поведение, культуру, которые людям помогают в повседневной жизни, рассказала нам директор учреждения Наталья Колмыкова.

- Наталья Владимировна, экономический лицей занимает особую нишу в городе. Изначально учреждение работало в рамках дополнительного образования, теперь является частью образовательной системы Бердска. Какие направления обучения развиваются в вашем учреждении?

- Мы делаем упор на три направления обучения, и уже параллель пятых классов "делим" на инженерный, математический и гуманитарный классы. Математики делают упор на экономику - это дает результаты. К примеру, наши шестиклассники из маткласса в этом году "сделали" восьмиклассников на школьной олимпиаде. Потому что они лучше знают этот предмет. Инженерные классы в лицее появились раньше, чем им придали официальный статус. В том числе, благодаря нашей работе, они были "рождены" и открыты. Что касается гуманитарного образования, то эта специализация для тех детей, которые в силу их личностных особенностей не станут инженерами и экономистами, но хотят у нас учиться. Мы определили для себя, что сегодня востребованы иностранные языки и некоторые гуманитарные профессии. В лицее с седьмого класса вводится второй язык – немецкий. По желанию ребята могут изучать и восточные. С преподавателем китайского нам особенно повезло - Елена Викторовна работает в лицее 4 года и весьма успешно. Также "гуманитарные" дети ставят мини-спектакли в литературной гостиной, пробуют себя в профессии журналиста. У них есть такой предмет, как "кино в деталях", они пытаются снимать, монтировать. Пока мы работали на компьютере, у нас были камера и штатив к ней. Сейчас решается вопрос закупки профессиональных лицензионных программ. Первый фильм ребята смонтировали и озвучили к общешкольному родительскому собранию, которое состоялось в середине декабря. И как завершающий этап каждого из направлений специализации – это летние профильные смены, куда мы вывозим ребятишек, чтобы у них была возможность попробовать себя в практической деятельности во внеурочное время, стать участником интересного проекта.

- Насколько востребовано экономическое образование  в Бердске и в целом в стране? Наверное, ваши выпускники работают в сфере экономики по всей стране?

- Они, как и выпускники любой школы, разные. Есть люди, которые изучили экономику в совершенстве и даже преподают, и не только в России, но и за рубежом. Многие нашли себя в других сферах деятельности. Но никто еще из них не сказал, что они изучали экономику напрасно. Радует, что многие выпускники приводят детей к нам учиться… Что касается  экономического образования, то начнем с того, что постигать азы экономики в наши дни нелегко. Ведь как такового предмета в большинстве школ нет. И работать преподавателем экономики непопулярно, потому что большой потребности в пределах одного учреждения в этом специалисте нет - чтобы получать достойную зарплату, ему приходится работать сразу в нескольких школах. Вот у нас в области очень сильная команда экономистов, которая имеет высокий рейтинг на российском уровне. При формировании этой команды идет настоящая битва. И каждый год 3-5 наших учеников борются за место в ней и участвуют во Всероссийской олимпиаде школьников по экономике. Но это не означает, что у этих ребят из области так хорошо преподают экономику в школах… В какое-то время даже говорили о дискредитации экономического образования.

- Экономическое поведение - часть культуры, помогающая человеку стать грамотным в финансовых вопросах, ведь мы - от рождения до смерти - ПОТРЕБИТЕЛИ.

В стране было открыто много вузов, отделений, которые выпускали специалистов, не имеющих необходимого уровня подготовки. И утверждение о том, что у нас переизбыток экономистов, неправильно. Практически во всех сферах деятельности они нужны, как и менеджеры, управленцы, юристы, обладающие высоким уровнем квалификации. Всюду не хватает профессионалов. Поэтому в обществе нужно формировать правильное отношение к экономике, экономическую грамотность воспитывать с самого раннего возраста. Когда мой сын посещал детский сад, мы начинали апробировать курс экономики на пятилетках. И необходимость изучение азов я объясняла родителям следующим образом. Очень часто в магазине детишки возле кассы скандалят, потому что мама сказала: "Денег нет!". И я родителям сказала: я попытаюсь объяснить вашим детям, почему вы так говорите. И мы начинали с ребятишками с самого начала: что деньги – это плата за труд, их надо зарабатывать, а в семейном бюджете есть разные статьи расходов. Мы пытались объяснить детям, что есть такие понятия, как "товар", "услуги", и самое главное, основа всей нашей жизни - это ограниченность и свобода выбора. Получила мама зарплату, купила самое необходимое, а на оставшиеся средства мы что-то можем купить, а что-то – нет… К сожалению, не все школы могут себе позволить, как мы, иметь 6 учителей экономических дисциплин и преподавать экономику с 1 класса. И хотя в целом здесь еще непаханая целина, в Новосибирской области очень мало учителей экономики, мы в лицее небольшой шажок в этом направлении сделали. Мы заключили с НГПУ договор о сотрудничестве, и один из его пунктов предусматривает открытие на базе нашего учреждения стажировочной площадки.

- Наталья Владимировна, сегодня в тренде – инженерное образование. Мы в НСО собираемся реализовывать программу реиндустриализации…

- Да, мы не скрываем, что главная цель наших усилий - подготовить будущих инженеров, специалистов с особым мышлением. И мы планируем в ближайшее время расширять сотрудничество с педуниверситетом по направлению "технология". Мы считаем, что в наши дни она может развиваться по нескольким направлениям. Например, дизайн: сейчас есть программы, которые позволяют обходиться без дорогостоящего оборудования. У нас есть маленькие станки, формата А-4, они электрические, программируются. Дети изучают материалы, вытачивают детали, занимаются 3D-моделированием. Активно работаем по предмету "Основы технического творчества", начали с резьбы по дереву. Дети увидели готовые работы своих одноклассников и решили изменить учебный план (а он у каждого ученика индивидуальный). Мы запустили у себя в школе конкурс проектов, которые бы улучшили жизнь нашей школы - "Экопроекты". Дети выдвинули несколько интересных предложений, которые будут доведены до ума, спонсором выступает Попечительский совет лицея. Например, "Доска самоочищающаяся": суть - она по нажатию кнопочки должна очищаться от мела. Сейчас ребята работают над тем, чтобы доска не так сильно гудела. А проект "КРОПА" отталкивается от требования Роспотребнадзора, согласно которому дети в школе, в первом классе, должны спать. Места в классе немного, девчонки придумали парты, которые раздвигаются и превращаются в кровати.

- На всю область всего три специалиста высокого класса, они уникальны, но все они "в возрасте". И мы эту проблему в министерстве образования и науки обозначили…

А еще один ребенок в основу своего проекта "Чистая остановка" взял известный проект "Очищение воздуха". Представляете, как было бы здорово, если бы нам удалось его реализовать! Если бы на ГДК остановка была оснащена специальным оборудованием - человек мог бы зайти туда в знойный день и подышать очищенным воздухом, а в морозный - погреться… Конечно, мы понимаем, что тут важна не только красивая задумка, наша задача – научить ребят включать инженерную мысль, уметь доводить идею до готового образца. Для этого нужно просчитать, сколько данный проект будет стоить, найти инвестора, который вложит в него деньги. Ведь инженер - это специалист, который может руководить процессом, понимает устройство общества, социальную значимость своих проектов. Так мы постепенно постигаем все инженерные компетенции, изучаем мировые стандарты, и сейчас они у нас внедряются. Да, инженерное образование очень актуально в данный момент, и экономический лицей оказался в первом потоке этого движения. Я вхожу в экспертную группу по разработке концепции развития инженерного образования в Новосибирской области. У нас очень профессиональный коллектив, мне приятно слышать, когда про наших преподавателей говорят, что у них горящие глаза. И надеюсь, что многие наши задумки удастся воплотить в жизнь.

Акцент

- На мой взгляд, с экономическим образованием у нас в целом в стране сложилась такая же ситуация, как и с футболом. Почему мы в этом виде спорта не можем добиться успеха? У спортсменов и зарплата хорошая и тренеры заграничные? А из чего выбирать? Ведь раньше в каждом дворе была своя футбольная команда, в которой спортсмены могли набираться опыта, и на этом фоне появлялись звезды, и у них была возможность двигаться дальше, были условия тренироваться. Вот смотрите: как только у нас в Бердске построили закрытый Ледовый дворец, так сразу появилась хоккейная команда и есть успехи. Все должно быть массовым и доступным, - говорит Наталья Колмыкова.

- В рамках инженерного образования у нас работают уникальные преподаватели, в том числе учитель физики - Валерий Морозов. Ребята под его руководством пилят, строгают, делают детали, которые двигаются, начиная с простейшего – моторы, двигатели, а заканчивают роботами. Так мы пытаемся внедрить такой предмет, как мехатроника, - рассказала Колмыкова.

Виктория Пешкова, по материалам Газета Бердские новости
Информационное агентство МАНГАЗЕЯ
13:44 14.01.15