Тюмень - Памятная дата в истории Тюмени: 415 лет назад…
…в 1601 году, царь Борис Годунов издал указ об устройстве в Тюмени "ямской гоньбы" – государственной ямщицкой службы.
В городе был устроен ям – место, где проезжающие меняли лошадей. Первые ямщики были присланы из Соли Камской.
Вначале ямщиков поселили в самом остроге, но они обратились в Москву с челобитной, прося разрешения поставить свои дворы рядом с отведенной им пашней и покосами, которые находились за речкой Тюменкой. В 1605 году такое разрешение было получено: в Тюмени возникла первая в Сибири Ямская слобода в 26 дворов.
В 20-х годах XVII века правительство вдвое уменьшило жалованье и совсем отказалось давать хлеб ямщикам, мотивируя решение тем, что они сами получают много зерна со своих пашен. Результат не замедлил сказаться — ямщики стали разбегаться. К тому же отсутствие дорог, непроходимая грязь и болота губили лошадей, старые ямщики к 1622 году обнищали и были обращены в пашенных крестьян, а ямская гоньба была возложена на инородцев Тюменского уезда. Однако "татарская гоньба" не оправдала себя, и в 1630 году русский ям был восстановлен. На этот раз распоряжение гласило: "Прибрать на Тюмени в новые ямские охотники из посадских, из отставленных ямщиков, из захребетных и прихожих гуляющих людей". Охотников оказалось мало, тогда воевода велел писать в ямщики насильно.
Вновь поверстанные ямщики получили ряд льгот, и число их на сибирских станах стало расти год от года. В 1630 году тюменский ям состоял уже из 880 дворов, в которых проживало 171 человек "с детьми и братией". Из гонебных книг 1633 года явствует, что он предоставлял для перевозки служилых людей, колодников, сборщиков ясака, а также пушнины, хлеба и других товаров "1476 подвод по всем дорогам сухим и водным путем".
В 1719 году в Тюмень пришел указ с требованием составить ведомость о наличии в городе "обыкновенной почты". Ямщики ответили: "С прошлых лет изстари деды и отцы наши по указам царского величества определены для подводного отправления в ямщики, и поныне де в городе Тюмени почтовые и другие всякие подводы по разным подорожным отправляют они, ямщики, разверстая меж собою очереди во паям, а особливо де учрежденной почты у них, ямщиков, на Тюмени нет и преж сего не бывало".
Действительно, с первого дня существования скорой гоньбы в Сибири вся официальная корреспонденция отправлялась попутно с ямщиком, за потерю которой он не нес никакой ответственности. Такую почту историки называют "ямской".
В 1741 году в Ямской слободе насчитывалось 247 дворов.
В 1750-м в Тюмени проживали 1700 человек, из них 700 были ямщиками.
Ямщики, кроме гоньбы (то есть перевозки пассажиров), занимались извозом – перевозкой товаров, а также дворничеством – содержанием постоялых дворов, где проезжающие получали пищу и ночлег, где можно было купить овса и сена для лошадей.
В Ямской слободе летом собиралось до тысячи ямщиков и пяти тысяч упряжных лошадей с телегами. Слобода с ее обитателями давала работу многим ремесленникам и крестьянам Тюмени и уезда. Десятки кожевенных и шорных мастерских, кузниц работали на ямщиков и обозное движение через Тюмень. Много дел было и у мастеров деревообработки: летние экипажи-коробки и повозки, сани и телеги. Так, в начале XX столетия только в расположенной близ Тюмени деревне Кулаковой изготовляли в год до 1600 телег.
От Ямской слободы началось развитие современного района Затюменки и "рассказывающая" историю своего названия улица Ямская. Эта магистраль – одна из главных в городе, так называемая гостевая улица: по ней обычно едут из аэропорта "Рощино" прилетающие в Тюмень. В разное время она называлась по-разному: Новой Сибирской дорогой, Туринским, Краснополянским, Ирбитским трактами.
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников