Города Югры тонут в автохламе. Опасности пока никто не видит
Одна из примет российских городов - заснеженные, ржавые автомобили, к которым давно не прикасалась рука хозяина. Не в диковинку оборотная сторона цивилизации и для жителей Югры. Брошенные автомобили не просто портят картинку городского пейзажа. Они могут стать ночлежкой для бомжей, местом хранения наркотиков, такие автомобили – угроза для безопасности. К тому же томящиеся под спудом снега отжившие своё машины занимают парковочные места и мешают проезду спецтехники. Например, скорой помощи, которая спешит на вызов к больному.Кто в ответе?
Мастером парковки автовладельца Алену Мальцеву не назовешь, но во дворах родного Ханты-Мансийска пришлось поднатореть. Шутка ли: пять месяцев зимы, а спецтехника во дворы с сугробами даже не заезжает. Причина – кладбище околевших стальных коней.
- Честное слово, злость берет! Неужели трудно о своей машине загодя побеспокоиться. Когда машина просто замерзла в мороз – это одно, но ведь у нас и зимой, и летом брошенные автомобили стоят. А номера есть, значит, и хозяин имеется. Участковый? Вы серьезно? Не видела я нашего участкового, – коротко о наболевшем рассказывает автомобилистка Алена Мальцева.
И нет причин сомневаться. Вопросом уборки автохлама ханты-мансийские правоохранители задаются как-то уж очень незаметно. Навскидку можно вспомнить лишь подготовку к саммиту стран Большой Восьмерки в 2008-ом. Тогда перед приездом президентов по ханты-мансийским дворам ходили доблестные правоохранители, требовали привести в порядок придомовую территорию, искали хозяев разукомплектованных машин.
В 2013-ом дело обстоит по-другому. На официальные запросы редакции в госавтоинспекцию округа ответов за полмесяца получить возможности не представилось. Да и точечные запросы результатов не принесли, например, решили промолчать в ответ на запрос и в ГИБДД Пыть-Яха. И не то, что бы дорожных полицейских этот вопрос совсем не интересует. Отвечая устно на телефонный звонок, правоохранители говорят об актуальности темы брошенных автомобилей, сообщается об акциях и проверках, приуроченных ко Дню знаний.
Тем не менее, проблема брошенных автомобилей в Югре существует и, как любая проблема, требует вмешательства общественности и комплексных решений от правоохранителей, муниципальных и региональных властей.
Что имеем?
Как оказалось, каждому экземпляру подснежных машин должен быть присвоен свой юридический статус. Есть машины просто брошенные, есть бесхозяйные, а есть еще и разукомплектованные.
К примеру, к брошенному автотранспорту относится транспортное средство, находящееся вне зон общепринятых парковок и стоянок автотранспорта (на пустырях, в лесопарковых зонах, местах стихийного и упорядоченного сбора мусора, местах труднодоступных для движения автотранспорта, в водоемах, в зонах отчуждения и т.п.).
К бесхозяйному автотранспорту причисляют те транспортные средства, владельцы которых не установлены органами ОВД и ГИБДД на основании имеющихся у них, данных.
С разукомплектованными ТС вроде тоже все понятно. Это те машины, которые уже лишились значительного количества составных частей, агрегатов, деталей, в результате чего нарушена их целостность. Кстати, для восстановления таких авто необходимы вложения, стоимость которых сопоставима со стоимостью аналогичного транспортного средства, находящегося в технически исправном состоянии.
Стоит уточнить, что на основании окружного закона об административных правонарушениях "…за складирование и хранение разукомплектованных транспортных средств и иных механизмов в нарушение городских правил благоустройства хозяину ТС полагается предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 500 до 2500 рублей; на должностных лиц - от 3000 до 5000 рублей. За нарушение муниципальных правил благоустройства, где также есть пункт о брошенных автомоделях, для граждан штраф составляет от 500 до 1500 рублей; для должностных лиц - до 15000 рублей; для юрлиц до 50000 тысяч рублей. Если машина составлена на хозяйственной площадке и затрудняет работу коммунальных и специальных служб, то ее собственник также может быть оштрафован, простой горожанин должен буте заплатить от одной тысячи до пяти тысяч рублей, юридические лица могут быть оштрафованы и на 30 тысяч рублей".
Но как показывает практика, штрафные санкции на автовладельцев в Югре действуют неубедительно. То ли югорчане и впрямь народ занятой и обеспеченный, времени - в обрез, а штраф – мелочи, то ли виной всему легендарная российская безалаберность, то ли городские правоохранители не спешат проводить рейды по выявлению брошенных авто, то ли полигонов для брошенных машин не хватает. По крайней мере, эту причину как основную в устной беседе указывают окружные автоинспекторы, ссылаясь на то, что машины ставить некуда. К примеру, машины, арестованные судебными приставами и сразу после аварий, принимаются на платную штрафстоянку дорожно-эксплуатационного предприятия Ханты-Мансийска. Штраф-стоянка и так битком набита, говорят на предприятии. Для дворовых подснежников места на ней просто нет. Специального полигона для хранения автохлама у Ханты-Мансийска нет, так что ржавые машины перекочевывают в лучшем случае на полигон ТБО. Вряд ли можно назвать такую утилизацию успешной. Экологию точно не улучшаем.
Если играть по правилам, то каждый автовладелец несет ответственность за свое движимое, а в нашем случае, недвижимое имущество. И должен бы сам организоваться и утилизировать автохлам. Одно из первых действий, которое приходит на ум, - продать старый автомобиль частями на каком-то авторазборе или же сдать его целиком на металлолом. По данным ООО «Юганск Профит центр» (работает в Сургуте, Пыть-Яхе и Пуровском), одна тонна металлолома стоит примерно пять тысяч рублей. Легковой автомобиль изготавливает из сплавов стали, поэтому цена на продажу металла упадет на 15 %. Если машина сдается вместе с обивкой и пластиком, стоимость после экспертной оценки будет снижена до 50%. Деньги, конечно, можно выручить небольшие. Но положительный эффект будет меряться не только в денежном выражении. Место на площадке перед домом освободится, во дворе станет меньше потенциально опасных мест. И речь здесь не только о том, что такой автомобиль может стать приютом бомжей или схроном наркотических веществ. К примеру, к чему могут привести детские игры во дворе рядом с таким брошенным автомобилем – с побитыми стеклами и торчащими деталями?
Положительный опыт
Опыт борьбы с брошенными автомобилями в югорских городах насчитывает три победы. Вопросом автохлама со знанием дела занимается Сургут, а сургутский опыт решили перенять в Пыть-Яхе и Мегионе.
Бороться с автохламом сургутяне взялись еще в 2010. В вопросе вывоза авторухляди коммунальщики Сургута пользуются проверенной временем схемой.
- Управляющая организация совместно с участковыми обнаруживает на придомовой территории недвижимый транспорт и в течение 60 дней пытается каким-либо найти образом собственника, — объясняет алгоритм заместитель директора департамента городского хозяйства Администрации Сургута Вадим Кочетков. — Принимаем решение на комиссии, что необходимо машину вывезти. У МВД заключен договор с подрядной организацией, у которой есть эвакуатор, есть соответствующая стоянка для хранения этого автохлама.
С начала этого года в Сургуте утилизировано больше 60 автомобилей, еще сотня дожидается своей очереди. Но на этом администрация города не остановилась. В июне этого года были приняты новые правила благоустройства города, которые запрещают хранение разукомплектованных транспортных средств на придомовых и иных территориях общего пользования, тем самым ужесточая меры воздействия на нерадивых автовладельцев.
Вдохновленный эффективностью работы Сургута в части борьбы с автохламом депутат окружной думы Алексей Андреев инициировал в декабре 2012 года принятие аналогичных муниципальных правовых актов в городах на территории своего избирательного округа. Положение об утилизации автомобилей в августе этого года было принято в Пыть-Яхе, власти Мегиона пока держат документ на доработке – у прокуратуры возникли вопросы к отдельным положениям.
«Должностные лица администрации Мегиона сообщили, что прокуратурой города проведена проверка данного проекта постановления, в результате которой обнаружены коррупциогенные факторы, в частности, отсутствие административных процедур по уведомлению граждан о рассмотрении информации об обнаружении бесхозяйного транспортного средства. Замечания прокуратуры города законодательно обоснованы, но это не означает, что работа в данном направлении не может осуществляться, необходимо найти пути решения проблемы», - прокомментировали ситуацию в общественной приемной депутата Алексея Андреева.
Тем не менее для Мегиона проблема автомобилей-беспризорников стоит едва ли не острее, чем в каких-либо других городах. Год назад волонтеры фонда развития города «МЫ ВМЕСТЕ» составили карту брошенных автомобилей в своем городе, в общей сложности на ней указано почти 90 точек. И каждая из этих точек на карте в реальности представляет собой потенциальную опасность. Опрос жителей показал, что они разделяют мнение об угрозе таких бесхозяйных автомобилей. Так, 46% опрошенных считают недвижимые машины небезопасными, угрожающими жизни и здоровью детей. Еще 61% жителей Мегиона считают, что автохлам мешает парковке других машин, 53% респондентов указали, что это портит вид двора. Порядка 36% респондентам машины в сугробах создают дискомфорт. И только 14% жителей из 100% (711 опрошенных) автохлам не доставляет никаких неудобств.
- К сожалению, владельцы автомобилей, внешний вид и комплектация которых говорят о непригодности техники к дальнейшей эксплуатации, не спешат самостоятельно утилизировать свое имущество. Причина проста - они не хотят нести затраты на утилизацию автотранспорта, а ремонт автомобиля обойдется в сумму большую, чем покупка новой машины. К тому же для самих владельцев не всегда очевидны негативные последствия того, что этот автомобиль просто занимает место во дворе. Городские службы, не имея регламента, не могут решить проблему самостоятельно - ведь по факту это будет покушение на частную собственность, - отмечает Алексей Андреев.
Программа по выявлению и вывозу брошенных, бесхозяйных транспортных средств, предложенная Андреевым Мегиону и Пыть-Яху, содержит конкретный алгоритм, позволяющий любому жителю избавить свой двор от авторухляди. Обнаружив в своем дворе автомобиль без колес, номеров, с разбитыми стеклами или вовсе покрытый ржавчиной, находящийся длительное время в недвижимом состоянии, житель должен будет обратиться в управляющую компанию. Следующий этап - комиссия, в состав которой входит сам житель, представители управляющей компании, ГИБДД или полиции общественной безопасности, составляет акт осмотра автомобиля. Затем делается запрос с целью поиска владельца автомобиля - ему первоначально будет предложено самостоятельно убрать машину с придомовой территории либо утилизировать его. Итоговое решение об утилизации брошенного авто принимает специально созданная при администрации города комиссия.
Что же касается других югорских городов, то проблемой автохлама пока никто не занимается. Видимо ждут пока что-то произойдет или кто-то, например, Губернатор, обратит внимание на проблему.