Нижневартовские лицеисты посетили обновлённый корпоративный музей «Самотлорнефтегаза»
«Вы — наш Алёша?.. Вот это да: мы стоим рядом с человеком-памятником!— восклицают ребята, перебивая друг друга. — Лицо один в один, хотя уже прошло больше 40 лет, как был открыт главный памятник-символ нефтяной столицы!».
Вопросов у лицеистов Фёдору Степановичу очень много. У знаменитого буровика ответ есть на каждый. «Трудно было привыкать к сибирским морозам?» — интересуются ребята. Нефтяник тут же вспоминает:
— Раньше по несколько дней держалась температура ниже -50 градусов… А -30 — привычное дело. Мы всегда продолжали работать: буровую-то останавливать нельзя. Едем на вахту на тракторе: стелим на сани сено, ложимся штабелями, нас механизатор укрывает брезентом, и вперёд. Так и трудились, но никогда не унывали.
Лицеистам, конечно же, интересна история и о том, как в далёкие 70-е годы создавался монумент «Покорителям Самотлора». «Как же именно вы, Фёдор Степанович, стали его прообразом?» — любопытствуют мальчишки и девчонки.
— Мне повезло! Рослых, стройных молодых людей на месторождении работало много, одним из них был я, — подшучивает ветеран. — А если серьёзно, то дело было так: выбрали две кандидатуры — коллеги Сухорукова и мою. Обоих зовут Фёдор Степанович. Но в тот день, когда приехали ленинградские скульпторы, мы с коллегой, совершенно не зная об этом, поменялись вахтами. Вот так сложилось, и с меня создавали образ «Алёши». Работал со мной фотограф. Позировал ему я недолго. Он сказал поднять руку и прокричать какую-нибудь фразу. Я всё сделал, как он попросил, и несколько раз громко произнёс: «Даёшь Самотлор!» Из полученных снимков выбрали самый удачный. По нему потом и создавали собирательный образ первопроходца Самотлора.
…Этот музей о них. О Фёдоре Метрусенко и его современниках — уникальных личностях, которые, невзирая ни на какие сложности, добывали на легендарном Самотлоре нефть. О тех, кто своим упорным трудом писал его историю. В 2020 году легендарное месторождение отмечает 55-летие со дня открытия. Точка отсчёта — 29 мая 1965 года, когда на разведочной скважине Р-1 бригадой бурового мастера Григория Норкина была добыта первая самотлорская нефть.
— Основа нашего музея — это предметы, когда-то служившие нефтяникам: рабочие инструменты, аппаратура, предметы быта. Каждый из них несёт ценную информацию о труде и жизни людей, из судеб которых и складывается одна большая история жемчужины Западной Сибири, — говорят администраторы выставочного комплекса Александр Затворницкий и Вера Храмова.
Восьмиклассница Софья Юрченко говорит, что в их доме слово «Самотлор» звучит часто, и она много знает о месторождении по рассказам родителей-нефтяников. Но в корпоративном музее она оказалась впервые. — Я не представляла масштаб месторождения! — не скрывает своего удивления Софья. — Мне понравилось абсолютно всё: от маленьких предметов быта, например, керосиновой лампы, до, на мой взгляд, эксклюзивного патрубка с колонны, которой вела бурение бригада Григория Норкина на скважине Р-1. Нам предложили дотронуться до неё и загадать желание. Говорят, сбывается. Верим в это и мы.
Надо отметить, что экспозиции корпоративного музея «Самотлорнефтегаза» постоянно обновляются. Одна из последних новинок, которая появилась после недавней реконструкции, — промышленный макет «Процесс добычи нефти от бурения до транспортировки на Самотлорском месторождении». Его можно назвать уменьшенной копией современного производственного комплекса. Он занял центральную часть выставочного зала. Здесь есть и буровая установка, и станок-качалка с движущимся механизмом. Наглядно показаны разные производственные объекты, рабочий посёлок. Интерес вызвала и композиция «Строительство трубопровода».
Лицеисты, в процессе обучения которых преподаватели активно используют современные информационно-коммуникативные технологии, с любопытством изучали интерактивные справочники. В них хранятся ценные документы, подробные рассказы о первопроходцах.
— Мне во всём нравится чёткость и лаконичность, этим требованиям отвечают электронные табло музея. В них накоплено много ценной информацией, — отмечает лицеист Тимур Мусин. — В такой атмосфере не скучно изучать историю. И, конечно же, поразил макет Самотлорского месторождения. Он тоже создан в соответствии с законами минимализма, и при этом отлично детализирован, поэтому выглядит реалистично. До этого я видел макет международного аэропорта Шереметьево, на котором с таким же любопытством изучал разные объекты крупнейших воздушных ворот Москвы… Такие копии наглядны, хорошо помогают понять многие процессы. Буду рад вернуться сюда.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе лицея Алсу Шакирова и классный руководитель 8-б класса Ирина Музыкина, сопровождавшие детей во время экскурсии в музей, в один голос говорят о важности изучения истории родного нефтяного края.
— Ребята очень хотели посетить музей, потому что здесь собраны экспонаты, которые рассказывают не только хронологии нефтедобычи на Самотлоре, но и о том, как он развивался, благодаря чему стал известен на весь мир, – рассказывает Ирина Павловна. – Кроме того, у многих ребят родители, дедушки и бабушки – нефтяники, им интересно окунуться в атмосферу времён покорения Самотлора, рассмотреть фотографии людей, чьи имена много раз слышали, а теперь подробно узнали, как им непросто было добывать чёрное золото, как они жили ещё в необустроенном посёлке.
— Многие ученики этого класса мечтают стать нефтяниками и уже сейчас тщательно готовятся к поступлению в профильные вузы, — добавляет Алсу Киньябаевна. — Я считаю, что первый шаг к профессии начинается с тщательного изучения истории и особенностей той области, с которой собираешься связать судьбу. В стенах корпоративного музея градообразующего предприятия ребятам рассказали о прошлом, настоящем и будущем Самотлора. Значит, первый шаг сделан. И ребята теперь точно знают: непременно надо продолжить путь.
Юлия Воронина