Развитие автопрома
Отечественная автомобильная промышленность переживает непростой, но интересный период. В минувшем 2024 году российский автопром продемонстрировал впечатляющий рост в 16,5%, претендуя на роль одного из главных драйверов экономики. Продажи новых автомобилей выросли на рекордные 49%, составив 1,58 млн единиц. Таким образом, российский авторынок вернулся к уровню 2021 года.Как сообщили корреспонденту Информационного агентства МАНГАЗЕЯ, лидером продаж по-прежнему остаётся концерн «Автоваз». По данным аналитического агентства «Автостат», за 30 лет было продано 14 млн его автомобилей из 43,8 миллионов новых легковых машин. Таким образом, на долю «Автоваза» в среднем приходилось 32% отечественного рынка новых автомобилей. Эта доля заметно колебалась в зависимости от курса валют и ставки таможенных пошлин, определявших доступность иномарок. Конкуренцию «вазовской классике» и обновлённым моделям составляли иностранные модели российской сборки. В современных условиях, несмотря на то, что семейство Lada нарастило продажи на 36%, поставив 11-летний рекорд, его доля на рынке сократилась с 31% до 28%. По данным обзора «Авторевю», почти две трети проданных на российском рынке машин – произведены в Китае или по лицензии китайских компаний. Конкуренцию новым «Ладам» и «китайцам» в России традиционно составляют подержанные автомобили европейских, североамериканских и японских марок. Их цена доступней, а качество и комфортность зачастую выше. Автопарк в России – один из самых «возрастных» среди развитых стран. По данным «Автостата», средний возраст машин в нашей стране – 15,5 лет, а автомобилей Lada и вовсе превышает 18 лет.
При этом в начале 2025 года на рынке сложилась угроза затоваривания: остатки непроданных машин у дилеров и на складах автопроизводителя существенно превышают норму. «Автоваз» оценил запасы своих марок в 500 тысяч. По оценкам, этого количества рынку хватит на 4-6 месяцев, тогда как сборочный конвейер продолжает работать. В этой ситуации «Автоваз» совместно с «Авто Финанс Банк» анонсировали возможность покупки прошлогодней «Лады» с кредитной ставкой от 0,01%. В связи со снижением спроса «Автоваз» сократил планы по производству автомобилей с 525 тыс. прошлом году до планируемых 505 тыс. машин в 2025 году.
Как отмечает эксперт кафедры истории, политологии и государственной политики Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Светлана Букалова, интенсивное развитие авторынка в 2023-2024 годах имело в своей основе реализацию отложенного спроса, ведь в 2013 году в России было продано 2 777 447 новых легковых автомобилей; по итогам 2014 года продажи новых легковых автомобилей в России составили 2,34 млн единиц. В 2022 году это число упало до 687 370 новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей, что было на 58,8% меньше, чем в 2021 году. Теперь же потребность в обновлении автомобильного парка столкнулась с исчерпанием платёжеспособного спроса. Возможности покупки даже самого простого нового автомобиля без привлечения заёмных средств для водителя со средними доходами очень ограничены, при этом ставки по кредитам сложились на экстремально высоком уровне. Это же отметил и глава государства во время общения с сотрудниками «Автоваза». Президент пообещал оказывать меры поддержки отечественному автопрому, которые должны быть направлены на стимулирование спроса, расширение финансовых инструментов для покупки авто. Такие меры Президент РФ Владимир Путин поручил разработать правительству.