
Мусорный тупик ХМАО: почему жители платят за то, что не работает?
Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО) столкнулся с серьезными проблемами в реализации мусорной реформы. Единственный новый мусоросортировочный комплекс в Нефтеюганске оказался неэффективным. Несмотря на высокие тарифы, там практически не извлекаются вторичные ресурсы. Большая часть отходов выбрасывается на полигон. Данные о его неэффективности были обнародованы в марте 2025 года, однако проблемы накапливались с момента ввода объекта в эксплуатацию в 2022 году, сообщает корреспондент Информационного агентства МАНГАЗЕЯ.
Проектная мощность полигона в Нефтеюганске рассчитана с учетом сокращения объемов ТКО за счет сортировки. Однако отсутствие эффективной сортировки приводит к ускоренному заполнению полигона и необходимости его расширения. Неэффективность работы комплекса приводит к увеличению нагрузки на полигоны, сокращению их срока службы и росту затрат для населения. Кроме того, это ставит под угрозу выполнение поручения президента РФ Владимира Путина о 100-процентной сортировке отходов к 2030 году.
В 2024 году в Югре было вывезено 469,3 тыс. тонн твердых коммунальных отходов (ТКО), что эквивалентно загрузке примерно 24 тысяч грузовиков, полностью забитых мусором (при среднем весе одного грузовика с отходами около 20 тонн). Из общего объема только 144,1 тыс. тонн (30%) отправили на сортировку. Комплекс в Нефтеюганске, рассчитанный на обработку 100 тыс. тонн в год, в 2023 году справился лишь с 47,37 тыс. тонн. При этом извлечено всего 850 тонн (1,8%) вторсырья. К 2024 году ожидаемый показатель извлечения вторсырья увеличился до 3,5%, что все еще значительно ниже запланированных 20%. Если бы целевой показатель был достигнут, из общего объема ТКО можно было бы извлечь около 93,8 тыс. тонн вторсырья.
Стоимость проекта превысила 1 млрд рублей, а тариф для населения с 1 июля 2025 года составит 6,3 тыс. рублей за тонну. Низкая эффективность сортировки приводит к ускоренному заполнению полигонов. Население вынуждено оплачивать избыточные мощности комплекса. Власти и операторы не заинтересованы в решении проблемы из-за страха перед федеральной оценкой.
Ситуация с мусоросортировочным комплексом в Нефтеюганске имеет прямые негативные последствия для жителей ХМАО и экологии региона. Жители округа вынуждены оплачивать высокие тарифы за услуги, которые не соответствуют заявленной эффективности. С 1 июля 2025 года стоимость обработки одной тонны отходов составит 6,3 тыс. рублей, что ложится дополнительным бременем на бюджеты домохозяйств.
Низкая эффективность сортировки приводит к увеличению объемов отходов, направляемых на полигоны. Это ускоряет их заполнение, сокращает срок службы и создает риски для окружающей среды, включая загрязнение почвы и грунтовых вод. Население, активно участвующее в добровольной сдаче вторсырья (более 1 тыс. тонн в 2023 году), демонстрирует большую ответственность, чем коммерческие операторы.
В округе функционирует 4 мусоросортировочных комплекса. Помимо объекта в Нефтеюганске, аналогичный комплекс мощностью 100 тыс. тонн в год расположен в Нижневартовске. Две небольшие линии мощностью около 12 тыс. тонн каждая работают в Югорске и Урае. Общая мощность всех мусоросортировочных объектов в ХМАО составляет более 220 тыс. тонн в год. Однако их загруженность в 2024 году составила лишь 66%, что указывает на неэффективное использование ресурсов.
Масса образования твердых коммунальных отходов (ТКО) в ХМАО нестабильна и периодически снижается. Например, в 2022 году региональный оператор зафиксировал снижение объемов ТКО на 6%. Плановый показатель эффективности извлечения вторсырья для комплекса в Нефтеюганске составлял 20%. Однако фактический результат в 2023 году составил лишь 1,8%, а ожидаемый результат на 2024 год оценивается в 3,5%.