Льгота о двух концах
В начале апреля Владимиром Путиным подписан Федеральный закон «О внесении изменений в статью 33 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и статью 325 Трудового кодекса Российской Федерации».Законопроектом закрепляется положение о том, что частные северные предприятия, так же как и бюджетные организации, теперь обязаны один раз в два года обеспечивать своих работников бесплатным проездом к месту отдыха и обратно. Это, безусловно, проявление заботы о нас, северянах, но оплачивать льготный проезд работодателям предлагается из собственных средств, без каких-либо компенсаций. Подобная мера поддержки может стать палкой о двух концах и больно ударить по сектору малого и среднего бизнеса российского севера в целом, и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в частности.
Свое мнение по злободневному вопросу компенсации льготного проезда северянам и свои комментарии к этой теме высказали югорские парламентарии: председатель Думы Югры Борис Хохряков, председатель Ассамблеи малочисленных народов Югры в окружном парламенте Еремей Айпин, член комитета по социальной политике Александр Сальников и заместитель Председателя Думы, председатель Комитета Думы по законодательству, вопросам государственной власти и местному самоуправлению Сергей Дегтярев.
- Действительно, в настоящий момент существует такая проблема, - В частности, у предпринимателей, и особенно - в сервисных компаниях. В настоящее время выполнять гарантии, которые государство возложило на частного предпринимателя, достаточно сложно. Поэтому в этом направлении мы сегодня проводим консультации и вырабатываем позицию, с которой, может быть, будем обращаться в Государственную думу. Представители частного бизнеса в области торговли и оказания услуг серьезно не поднимали это вопрос. Но в любом случае, вопрос будет решаться не только для одной какой-то категории. - Отметил Сергей Дегтярев.
- Я правильно поняла, что Дума Югры будет поддерживать инициативу компенсировать расходы по оплате льготного проезда за счет государственной казны? - уточнила корреспондент ИА "Мангазея".
- Я думаю, что позиция наша однозначна. - Вступил в диалог спикер окружного парламента. - Человек, который работает на Севере, имеет право раз в два года поехать в льготный отпуск. И предприятие должно оплатить ему проезд, независимо от формы собственности: государственное предприятие, муниципальное учреждение или это предприятие малого-среднего бизнеса. Работник должен свою компенсацию получить. Давайте так договоримся. Мы более внимательно изучим вопрос, в каком контексте принято федеральное законодательство, проведем необходимый мониторинг во всех муниципальных образованиях автономного округа. После этого, если необходимо, будем разговаривать о какой-то компенсации оплаты льготного проезда за счет государства из федерального, регионального либо муниципального бюджета. Мы эту тему, что называется, разработаем и будем защищать интересы всех жителей Ханты-Мансийского округа, чтобы все пользовались равными возможностями получения компенсации на бесплатный проезд,- подытожил Борис Хохряков.
Вслед за спикером в беседу включился председатель Ассамблеи малочисленных народов Югры Еремей Айпин, иллюстрируя примеры из собственной депутатской практики:
- У меня есть несколько обращений на эту тему. В сервисных предприятиях у человека подходит льготный отпуск, и его всеми способами стараются уволить, причины ищут. Конечно, это неправильно. Надо искать механизм, предоставлять малым и средним предприятиям какие-то преференции, налоговые и прочие, чтобы этот вопрос решить. Все должны иметь одинаковые права. Каждый должен иметь возможность воспользоваться своим льготным отпуском. - Высказался депутат.
- До 93 года это правило так и действовало, – вступил в диалог последний из присутствующих депутатов Александр Сальников. - А после 93-го его заменили для частного бизнеса через форму заключения коллективных соглашений и индивидуальных трудовых соглашений. И только на федеральном уровне был закон об оплате льготного проезда и на нашем окружном был такой закон, об оплате работникам, работающим в бюджетной сфере льготного проезда из средств бюджета округа. Муниципалы принимали на своем уровне соответствующие постановления и правовые акты, которые говорили о своих работниках, для которых оплачивается проезд из средств муниципального бюджета. Малому бизнесу это нововведение, безусловно, обеспечит серьезные траты. Но с точки зрения работника закон справедливый. Существуют различные формы оплаты проезда. И практика покажет, каким образом будет решаться этот вопрос. – Завершил беседу депутат.
В настоящее время вокруг закона складывается довольно тревожная ситуация. И предпринимателям остается лишь уповать на то, что власти региона найдут разумное решение этого вопроса. В противном случае благодаря льготным отпускам малый и средний бизнес окажется под угрозой исчезновения.