Жизнь, сотканная из слов и совести


Посвящено Любови Владимировне Чариковой.
Она, как и Маргарита Анисимкова, учила «писать сердцем»…


«Меня хвалят, но я недовольна собой: считаю, что можно написать и лучше. Мне кажется, я мало сделала. Я всегда в сомнении. Одно могу сказать точно: мои произведения не однодневки, они будут жить», — так оценивала своё творчество Маргарита Кузьминична Анисимкова.

Жизнь, сотканная из слов и совестиИ действительно, без великолепных романов писательницы трудно представить прошлое Югры, Сибири и России. Все её произведения заслужили высокую оценку литературных критиков и получили читательское признание.

Но её слова — совсем не лицедейство: эта гордая величественная женщина с портрета художника Владимира Игошева в жизни могла быть сомневающейся и очень сентиментальной. Она критично относилась к себе и окружающим, имела активную гражданскую позицию и всегда, в любых обстоятельствах, старалась жить по законам собственной совести. Она никогда не работала под псевдонимом, потому что не любила врать: «У меня только одно лицо», — утверждала писательница. Каким я увидела это лицо во время единственной в моей жизни встречи с ней, я попробую сегодня рассказать.

…Наше общение было мимолётным: я познакомилась с Маргаритой Кузьминичной 16 лет назад: пришла к ней по заданию редакции. И мы беседовали в её рабочем кабинете, расположенном в квартире на проспекте Победы в Нижневартовске. Обстановка кабинета многое говорила о её характере: книги, рукописи, фотографии — всё это было отражением её богатой внутренней жизни. Двухчасовая беседа пролетела незаметно, но за это время я словно прикоснулась к истории, наполненной яркими событиями и глубокими размышлениями.

Портрет Маргариты Анисимковой. (Автор: художник Владимир Александрович Игошев)

Встреча с Маргаритой Анисимковой не была случайной — она стала настоящим откровением, перевернувшим привычные представления о жизни и её смыслах. Она пронзила как озарение, которое принесло с собой новые идеи. И это неудивительно, ведь Маргарита Кузьминична была личностью исключительной, сочетающей в себе, казалось бы, несочетаемое. Скромная, но уверенная в себе; наивная, как ребёнок, и одновременно мудрая, как человек, прошедший через множество испытаний. Она казалась спокойной, но внутри у неё кипели эмоции, которые выплёскивались на страницы её произведений. Она была реалисткой, но жила в мире, который сама создавала, — мире, где реальность переплеталась со сказкой. Маргарита Кузьминична всегда находилась в центре внимания, но при этом оставалась заботливой матерью и уютной хозяйкой, в доме которой всегда ощущались тепло и забота. Казалось, её личность соткана из противоречий, но именно это делало её цельной, гармоничной и уникальной.

Жизнь, сотканная из слов и совестиПризнаюсь, главное, что я почувствовала во время нашей встречи, — это её невероятный магнетизм. Она притягивала собеседника прямолинейностью и честностью, созидающей энергией, силой духа и неиссякаемой преданностью своему делу. Она горела сама и зажигала огнем других. Общение с ней стало для меня моментом, когда всё пришло в равновесие, а мысли обрели ясность.

Маргарита Анисимкова в рабочем кабинете. Фото из семейного архива писательницы


Итак, знакомьтесь: Маргарита Анисимкова — голос целого поколения…




В мире, где так много говорят, но так мало слышат, голос Маргариты Анисимковой звучал с редкой чистотой и силой. Её слова не просто доходили до сердца — они проникали в самую его глубь, оставляя след, который не стирался годами. Она была не просто писательницей. Она была летописцем своей эпохи, хранительницей памяти; человеком, который умел видеть красоту в суровости сибирской земли и находить поэзию в буднях простых людей. Маргарита Анисимкова стала голосом Сибири — края сурового, загадочного, бесконечно щедрого на испытания.

«Я знаю, что такое боль и женские слезы от потери близкого человека…»

Её жизнь — это история о том, как человек, рождённый в трудное время, сумел не просто выжить, но и оставить после себя нечто большее, чем память. Она родилась в 1928 году — в эпоху, когда страна переживала коллективизацию, а затем и войну, оставившую шрамы в душе каждого. Детство Риты было наполнено недетскими заботами: старшая дочь в многодетной семье, она рано повзрослела и научилась нести ответственность за других. Война пришла в её жизнь, когда девочке было всего 13 лет. Она не видела боевых действий, но знала, что такое голод, страх и ожидание. Эти переживания сначала стали частью её души, а позже — частью её книг.

Жизнь, сотканная из слов и совести— Война пришла в каждый дом, в каждую семью. Мой отец, правда, не воевал, поскольку был больным человеком, но два моих дяди ушли на фронт. Да и парней своих мы на войну провожали. Как только мне исполнилось 14 лет, меня приняли в комсомол и сразу избрали секретарем школьной комсомольской организации. В военные годы мы, школьники, проявляли небывалый энтузиазм: организовывали тимуровские команды и помогали семьям фронтовиков. Дрова кололи, воду на санках возили, в конюшнях убирали, в огороде работали, с детьми водились. Причём помощь эту мы оказывали не от случая к случаю, а постоянно. Считаю, что тимуровские команды в то время большое дело делали, — вспоминала собеседница. — Фронтовые будни мне, конечно, не знакомы, но о жизни в тылу я знаю не понаслышке. Знаю, что такое изнурительный труд, что такое женские слезы и боль при потере близкого человека. Я все это видела, я все это сердцем прочувствовала, и, конечно, я не могла об этом не написать. Есть у меня сборник «Солнечная землянка», куда вошли повести и рассказы военной тематики, и ещё один из моих последних рассказов — «Первый поцелуй» — он тоже о войне.

Творчество Маргариты Кузьминичны — это попытка понять, как человек может оставаться человеком в самых нечеловеческих условиях. Её сборник «Солнечная землянка» — не просто истории о войне. Это гимн тем, кто выстоял, кто не сломался, кто продолжал верить в жизнь, даже когда вокруг царила тьма. Герои сборника — не вымышленные персонажи, а реальные люди, чьи судьбы она пропустила через своё сердце. Благодаря этому повествование превратило документальную хронику в живую ткань памяти, где каждая строчка дышит болью тыла.

Маргарита Анисимкова. Фото из семейного архива писательницы


«Писать надо сердцем…»

Маргарита Анисимкова никогда не искала в жизни легких путей. Наверное, поэтому её книги — не развлекательное чтение, а глубокие, вдумчивые произведения, которые требуют не просто внимания, но и сопричастности. Обладавшая сильным характером Маргарита Кузьминична ничего не боялась и бесстрашно врывалась в «мужские» темы: освоение Севера, нефтяные промыслы, военная история — это было ей по-настоящему близко. Она писала о том, что прочувствовала сама, и никогда не доказывала свое право на знание жизни. Говорила просто: «Я это видела. Я это знаю». Её принцип «писать сердцем» роднит ее с Валентином Распутиным, Виктором Астафьевым и Василием Беловым. По мнению самой писательницы, их объединяет стремление сохранить память о прошлом, размышления о человечности, глубокая любовь к родной земле и бережное отношение к природе.

Жизнь, сотканная из слов и совестиПеру Анисимковой принадлежит более двадцати произведений, среди которых шесть исторических романов. Она писала о Сибири, о её людях, о её истории. Интерес писательницы к культуре коренных народов Севера, к судьбам первопроходцев Сибири — вряд ли простое любопытство. Скорее, это желание понять, как люди, живущие в дремучей тайге, сохраняют свою человечность, свою веру, свою любовь к жизни.

Югорские писатели: Маргарита Анисмкова и Еремей Айпин на стойбище. Фото из семейного архива писательницы

— Дело в том, что я родилась в Ивделе, на Полярном Урале, в тех местах, где проживала группа лозьвинских манси. Этих людей я всегда воспринимала как сказочных героев, и мне очень хотелось о них побольше узнать. Я частенько ездила на стойбище, в чуме с ними жила. Там и увидела, как они зверя выслеживали, как охотились, рыбачили; как токовали. Это моё увлечение никому не нравилось, но я всё равно продолжала с ними общаться. Им и самим невдомёк было, зачем я приезжаю, - улыбнулась Маргарита Кузьминична. — Обычно к ним ездили за мехами, а я просто из любопытства. Уже потом один знакомый свердловский редактор, зная об этом увлечении, предложил мне о них написать. Тогда мои знания и пригодились. Так появилась моя первая книга «Мансийские сказы». С национальной темы я свое творчество начинала и до сих пор с ней расстаться не могу. Почему? Потому что мне это с детства знакомо. В нашем гнезде был единственный колхоз «Северный маяк», где было много зырян. Возглавлял этот колхоз мой отец, а я с ним повсюду ездила. Впоследствии и с мужем своим — Анисимковым — я на охоту ходила, рыбачила с ним. Я об этом пишу, потому что я это знаю. Всё надо пережить. Писать надо сердцем!

Жизнь, сотканная из слов и совестиВ своем творчестве Маргарита Анисимкова неоднократно обращалась к жанру исторического романа. Но её роман «Мангазея, или Златом кипящая царская вотчина» — не просто историческое произведение. Скорее, это путешествие во времени, попытка оживить прошлое, чтобы понять настоящее. Писательница не просто изучала архивы — она прошла по следам своих героев, проделав путь, который когда-то преодолевали поморы.

Маргарита Анисимкова в творческом поиске. Фото из семейного архива писательницы

— Я всегда испытывала жгучий интерес к средневековому городу Мангазея: там жили наши поморы, там пополнялась царская казна, — уточнила Маргарита Кузьминична. — Просуществовал древний город недолго, порядка 70 лет, а потом внезапно исчез. Разве это не интересно? Это же наша история. Почему о ней никто не пишет? Я решилась, мой роман «Мангазея, или Златом кипящая царская вотчина» издан в 2008 году. Прежде чем написать о Мангазее, я там побывала: весь северный морской путь проделала. Кстати, мне повезло, потому что я в свое время закончила географический факультет и в местности хорошо разбираюсь. В работе мне это очень помогло. А в Мангазею мы два года шли: и морским путем добирались, и пешим. Зато я досконально изучила морской путь в Мангазею из разных мест Сибири.

Маргарита Кузьминична была одержима Севером: его мифами, людьми, непокорной природой. В прозе писательница раскрывала душу Сибири. Её частые описания тайги — не фон повествования, а действующее лицо, которое становится символом народной стойкости. Мангазея и стойбища манси стали реальностью, которую она изучала с научной скрупулезностью этнографа.

Жизнь, сотканная из слов и совести- Работа с историческими фактами требует от писателя особой щепетильности, — считала Маргарита Кузьминична.

Сама она с фактами работала очень осторожно: перепроверяла их по несколько раз, искала им документальное подтверждение, просиживая в архивах — и непроверенные факты никогда в книжку не вставляла. Писать Маргарита Кузьминична начинала только тогда, когда в голове всё произведение полностью сложилось. Ну а уж с «Мангазеей…» была проделана поистине фундаментальная работа. Роман, в центре повествования которого судьбы живших в Мангазее поморов и снежная пустыня, где человек меряется силами с вечностью, стал не просто реконструкцией прошлого, а скорее — попыткой автора вступить с ним в диалог.

Творческий вечер Маргариты Анисимковой. Фото из семейного архива писательницы


«Мне всегда хотелось написать книгу о героях-первопроходцах…»

Большую часть жизни Маргарита Кузьминична провела на севере. Приполярный Урал, Югра — родные для нее места. В Ханты-Мансийский округ она перебралась в 1963 году. Югра всегда притягивала её, привлекала своей национальной самобытностью: очень уж хотелось посмотреть, как живут настоящие восточные манси. И она отправилась в Октябрьский район, куда ее командировали секретарем парторганизации. Впрочем, судьба распорядилась по-своему: до места она не доехала. Была поздняя осень, катера уже не ходили, и добраться туда было трудно, а в Ханты-Мансийске как раз нужен был специалист с опытом работы в культуре: ей предложили остаться…

Жизнь, сотканная из слов и совестиТак по воле случая наша собеседница прожила в Ханты-Мансийске 10 лет. Там стала заведующей отделом культуры Окрисполкома, преподавала в педагогическом училище, работала старшим редактором студии телевидения. В те годы она объездила весь нефтяной край.

— В округе рождались новые города: Нижневартовск, Сургут, Мегион, — а я писала репортажи, очерки, зарисовки, литературные портреты людей. Тогда и появилась у меня мечта — написать книгу о трудовых подвигах первопроходцев, - вспоминала собеседница. — Ведомая этой мечтой, в 1974 году из маленького деревянного Ханты-Мансийска я переехала жить в Нижневартовск, где планировала найти героя-труженика, этакого Павлика Корчагина. Здесь, в Нижневартовске, я долгое время работала в механическом отделе вышкомонтажного управления и занималась партийной деятельностью: помогала собрания проводить, на буровые каждый день ездила. И книгу про вышкомонтажников написала «Лицом к ветрам». Но человека с героическим характером, настоящего первооткрывателя, к сожалению, я так и не нашла. От сказок переходить к «железу» оказалось очень тяжело.

Маргарита Анисимкова и экс-губернатор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Александр Филипенко. Фото из семейного архива писательницы


«Никакая я не эпоха. Я просто человек своего времени…»

Маргарита Кузьминична никогда не считала себя выдающейся. Она говорила: «Принимать себя надо такой, какая ты есть. Не надо воображать, что ты — эпоха. Никакая я не эпоха. Я просто человек своего времени».

Жизнь, сотканная из слов и совестиНо в её скромности была сила, которая притягивала к ней людей. Она была человеком, который умел слушать и слышать, который умел говорить правду, даже если она была горькой. Маргарита Кузьминична никогда не работала под псевдонимом, потому что не любила врать. «У меня только одно лицо», — говорила писательница. И это лицо было лицом человека, который жил по совести.

Маргарита Анисимкова и председатель Думы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Борис Хохряков. Фото из семейного архива писательницы

Подводя итог, хочется отметить, что жизнь Маргариты Анисимковой не была модной и поверхностной историей успеха. Она (жизнь) стала примером того, как человек может пройти через испытания временем, оставаясь верным себе, своим принципам и идеалам. Маргарита Кузьминична была учителем, журналистом, общественным деятелем, но прежде всего — писателем. И её книги — не просто слова на бумаге. Это часть её самой, её души, её сердца. Она продолжает жить в каждом из своих героев — в их поступках, словах, мечтах:

Жизнь, сотканная из слов и совести— Со своими героями я всегда расстаюсь трудно, потому что люблю их, всех до одного. Мне дороги и положительные образы, и отрицательные, потому что во всех своих героях я в той или иной мере непременно присутствую, - призналась писательница.

Чтобы узнать Маргариту Кузьминичну поближе, составить собственное мнение о ней, достаточно обратиться к её книгам: именно они поведают о том сокровенном, что творилось в душе писательницы; расскажут о времени, когда она жила и работала; перенесут в тот край, который она всем сердцем горячо любила. Маргарита Анисимкова — это «наша югорская легенда», та самая «точка на карте», без которой русская культура потеряла бы часть своей тайны. Именно поэтому кажется, что вместе с ней ушла целая эпоха… Впрочем, её книги продолжают жить, они остаются не музейными экспонатами, а живыми собеседниками. Они стали мостом между автором и читателем, между человеком и вечностью.


Послесловие:

Маргарита Анисимкова ушла из жизни в 2013 году, через четыре года после нашей единственной встречи. Но её произведения продолжают сохранять силу и значимость, а судьбы её героев открывают нам неподражаемый мир русской глубинки. Они остаются в сердцах тех, кто читал её книги, знал её лично, чувствовал её тепло и искренность. Её слова, наполненные мудростью и оптимизмом, продолжают вдохновлять и учить, заставляют задуматься.

Улица Маргариты Анисимковой в Нижневартовске. Фото из семейного архива писательницы

Маргарита Кузьминична Анисимкова — человек, чьи заслуги отмечены множеством наград. Среди них — медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», знак Министерства культуры РФ «За достижения в культуре», а также диплом и памятная медаль Фонда светлейшего князя Александра Меншикова III степени.

Жизнь, сотканная из слов и совестиОна стала лауреатом премии губернатора Ханты-Мансийского автономного округа в области литературы (2000 год) за роман «Наледь»; международной премии «Югра» за вклад в развитие традиций русского исторического романа (2010) и литературной премии Уральского федерального округа за историческую прозу в номинации «За вклад в литературу Урала и Сибири» (2012).

Маргарита Кузьминична — почётный гражданин Нижневартовска (1997), заслуженный работник культуры РФ (1997) и заслуженный деятель культуры Ханты-Мансийского автономного округа (2000). Она также была членом Союза писателей СССР (с 1985 года) и Союза журналистов СССР.

Маргарита Анисимкова и её внук Кузьма Таран. Фото из семейного архива писательницы

В память о её вкладе Центральная городская библиотека Нижневартовска теперь носит её имя, а одна из улиц города названа в её честь.

2013 год стал особым в памяти о Маргарите Анисимковой. В год её ухода из жизни свет увидело шеститомное собрание сочинений, изданное к 85-летию писательницы. Это событие стало символическим финалом творческого пути автора, чьи книги по-прежнему окрыляют и воспитывают людей. Под впечатлением от общения с Маргаритой Кузьминичной мы с супругом, Виталием Титовым, основали в декабре того же года информационное агентство «Мангазея» — название стало данью памяти её историческому роману о легендарном сибирском городе.

Жизнь, сотканная из слов и совестиСпустя годы я глубоко сожалею лишь об одном — о робости, помешавшей попросить писательницу оставить автограф на подаренном ею экземпляре «Мангазеи». Эта книга, вместе с подписанным для мужа романом «Порушенная невеста», занимает особое место в нашей домашней библиотеке. Они стали не просто литературными жемчужинами, а живым напоминанием о теплых встречах; о мудрости и ярком таланте Маргариты Анисимковой — человека, чьё наследие продолжает объединять прошлое и настоящее; чей голос стал голосом целого поколения.

Экземпляры книг Маргариты Анисимковой, презентованные писательницей. Фото из семейного архива семьи Титовых



Публикация подготовлена к приближающемуся 100-летнему юбилею со дня рождения Маргариты Анисимковой. В её основу легло интервью, записанное в 2009 году. Факты из интервью переосмыслены и дополнены ретроспективным взглядом на событие. Все фотографии из семейного архива писательницы предоставлены её внуком — Кузьмой Тараном.
Александра Титова, Информационное агентство МАНГАЗЕЯ
19:49 04.03.25